Особенности организации предметно-пространственной среды
материал
Особенности организации предметно-пространственной среды, способствующей становлению этнокультурной идентичности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx | 23.69 КБ |
predmetno-prostranstvennaya_sreda.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации предметно-пространственной среды, способствующей становлению этнокультурной идентичности дошкольников.
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.
Дети-мигранты сталкиваются с проявлениями недоброжелательности по отношению к ним детей из групп этнического большинства. В связи с этим у детей этнического меньшинства могут появиться негативные установки по отношению к собственной этнической общности, включающие в себя неудовлетворённость собственной этичностью, чувство униженности, ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической идентичности, желание её спрятать.
Так же детям этнического меньшинства приходится адаптироваться к новым условиям поликультурной среды, что приводит к необходимости походить на сверстников новой для них культуры и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями.
Как результат, возникает противоречие между ценностями и нормами, транслируемыми различными институтами социализации (в детском саду учат одному, а дома другому), неразрешение которого может привести к внутренней дисгармонии и ситуации неопределённости при адаптации дошкольников - мигрантов к поликультурной среде.
Для того чтобы сгладить момент адаптации для детей, можно выделить два направления выхода из проблемной ситуации в данной области, такие как, создание адаптивной социокультурной и игровой среды.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (Светлана Леонидовна Новоселова).
Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом
организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие
способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в
себе.
Развивающая предметно-пространственная среда является важным компонентом для развития ребенка, так как она обладает большим потенциалом для становления этнокультурной идентичности дошкольника. В связи с чем среда должна выстраиваться так, чтобы она могла развивать каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого пространство ДОУ необходимо обогатить этнокультурными элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Этнокультурная предметно-пространственная среда должна быть организована с учетом национальности детей группы, в неё должны входить элементы быта народностей, элементы костюмов, национальные игрушки и сказки. При этом пространство должно быть организовано так, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе, она должна вызывать желание поиграть. А так как игровая деятельность является ведущей для дошкольника, в связи с чем при проектировании этнокультурной развивающей среды основное внимание необходимо уделить этническим элементам, связанным с игровой деятельностью.
Предметно-пространственная среда в группе оформлена для становления этнокультурной идентичности дошкольников так, чтобы ребенок чувствовал себя легко и непринужденно, практически как в домашней обстановке, а для полноценного и разностороннего его развития созданы специально организованные центры для игр, отдыха, занятий.
Групповое пространство построено с учетом современных требований и принципов построения предметно-пространственной среды, с учетом этнокультурных особенностей детей группы.
В зонированное пространство группы были добавлены этнические элементы:
- Дидактические уголки: для формирования знаний о быте, культуре, традициях и обычаях народов нашей большой и малой Родины, нашей островной области Сахалина.
- Развивающие уголки: для развития познавательного интереса, направленных на изучение истории, традиций и обычаев родного края, творческую активность и коммуникативные умения.
- Воспитательные уголки: для воспитания чувств патриотизма и гордости за свою малую Родину, развитие толерантности и уважительного отношения к ценностям других народов.
В группах дошкольного учреждения в рамках знакомства с Россией, Родным краем созданы уголки краеведения, посвященные национальной культуре, причем к этой деятельности также привлекали родителей воспитанников. «Наша Родина», «Коренные жители Сахалина», «Дружба народов», в которых педагоги совместно с детьми и родителями собирали необходимый материал, касающийся жизненного уклада народа: предметы быта, национальные костюмы, иллюстрации и книги, помогающие полнее узнать о культуре, быте и традициях национальностей народа. У детей необычайно возрос интерес к истории и культуре разных народов. Это выражалось в вопросах детей, в их желании рассматривать иллюстрации, раскрашивать картинки с национальными костюмами, предметами быта, в сюжетно-ролевых играх (северные охотники, кочевники).
Так же в группе созданы:
- «Книжный уголок» - подборка книг и открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
- «Мини-музей народных игрушек» (в стадии формирования).
- «Уголок ряженья» - образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
- «Патриотический уголок».
Организация развивающей предметно-пространственной среды позволит обеспечить детям адекватное восприятие своей национальности и сформировать у них позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Для дошкольника (если на этом не делают акцент взрослые) практически не важно, к какому народу, национальности принадлежит сверстник, для него важнее какой он: веселый, умеющий интересно играть, рассказывать, владеющий какими-то значимыми для других навыками, открытый, доброжелательный, дружелюбный. Педагогу скорее важнее формировать у детей навыки общежития, взаимопомощи, взаимопонимания.
Наш детский сад сотрудничает с:
- Краеведческим музеем
- Историческим парком «Россия – моя история»
- Детской библиотекой
Перефразируя С.В. Михалкова… «Все мы разные нужны, все мы разные важны!»
Комплекс игр по адаптации:
Данные игры дают возможность детям-мигрантам не просто выполнять задания воспитателя, но и самим быть активными участниками игр, управлять другими детьми, принимать на себя роль разных персонажей, выбирать то, что им нравится, и осуществлять это, быстро находить ответ и не бояться ошибиться в игровой ситуации.
Название: Игра «Топай – хлопай»
Ход игры: сейчас проверим, а умеете ли вы отличать добрые поступки от злых? Поиграем в игру «Топай – хлопай». Я называю поступок человека, если он добрый и хороший – то вы хлопаете, если нехороший, злой – топаете.
Ситуации для примера:
- Во время игры Никита нечаянно толкнул товарища. Тот упал. Никита засмеялся
- Катюша выучила много вежливых слов, но применяет их только со взрослыми, а с ребятами грубит
- Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке
- Оля очень любит бабочек, поэтому все лето проводит на поляне, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
Название: Игра «Волшебный мяч»
Ход игры: Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи»
Название: Игра «Собирайтесь, дети, в круг».
Ход игры: Собирайтесь, дети, в круг (дети берутся за руки и идут по кругу). Ты мой друг, и я твой друг (показывают ладошкой на себя и на своего товарища). Вместе за руки возьмемся (берутся за руки). И друг другу улыбнемся. Мы одна дружная и крепкая семья (по одной руке в центр круга, рука на руку).
Название: Игра на взаимодействие «Поменяйтесь местами те, кто…»
Ход игры: Дети должны поменяться местами друг с другом по определенному признаку (цвет одежды, похожие предметы и т.п.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». С.Л. Новоселова
Большое значение имеет обращение к народному искусству, различным видам декоративно-прикладного искусства
Приобщение к традициям, обычаям других народов, специфике их культуры и ценностей.
Целенаправленное использование этнокультурной РППС поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развивать межкультурную компетентность.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть наполнена предметами, игрушками характерными для культуры той этнической группы, к которой принадлежат дети, посещающие группу.
Главная цель этнокультурной идентичности дошкольников в РППС состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны ребенку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды в ДОУ».
В своей курсовой работе я отобразила главные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет воспитателям и методистам правильно орг...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды по программе дошкольного образования
Пишите olgashulga.87@mail.ru1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? * а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построени...
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...