Особенности организации предметно-пространственной среды
материал

Магеррамова Алёна Петровна

Особенности организации предметно-пространственной среды, способствующей становлению этнокультурной идентичности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации предметно-пространственной среды, способствующей становлению этнокультурной идентичности дошкольников.

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.

Дети-мигранты сталкиваются с проявлениями недоброжелательности по отношению к ним детей из групп этнического большинства. В связи с этим у детей этнического меньшинства могут появиться негативные установки по отношению к собственной этнической общности, включающие в себя неудовлетворённость собственной этичностью, чувство униженности, ощущение неполноценности или даже отрицание собственной этнической идентичности, желание её спрятать.

Так же детям этнического меньшинства приходится адаптироваться к новым условиям поликультурной среды, что приводит к необходимости походить на сверстников новой для них культуры и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями.

Как результат, возникает противоречие между ценностями и нормами, транслируемыми различными институтами социализации (в детском саду учат одному, а дома другому), неразрешение которого может привести к внутренней дисгармонии и ситуации неопределённости при адаптации дошкольников - мигрантов к поликультурной среде.

Для того чтобы сгладить момент адаптации для детей,  можно выделить два направления выхода из проблемной ситуации в данной области, такие как, создание адаптивной социокультурной и игровой среды.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (Светлана Леонидовна Новоселова).

Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом  упорядоченное  образовательное  пространство,  в  котором осуществляется  развивающее  обучение,  специальным  образом

организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие

способностей  ребенка  к  самообучению,  утверждая  чувства  уверенности  в

себе.

Развивающая предметно-пространственная среда является важным компонентом для развития ребенка, так как она обладает большим потенциалом для становления этнокультурной идентичности дошкольника. В связи с чем среда должна выстраиваться так, чтобы она могла развивать каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого пространство ДОУ необходимо обогатить этнокультурными элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

Этнокультурная предметно-пространственная среда должна быть организована с учетом национальности детей группы, в неё должны входить элементы быта народностей, элементы костюмов, национальные игрушки и сказки. При этом пространство должно быть организовано так, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе, она должна вызывать желание поиграть. А так как игровая деятельность является ведущей для дошкольника, в связи с чем при проектировании этнокультурной развивающей среды основное внимание необходимо уделить этническим элементам, связанным с игровой деятельностью.

Предметно-пространственная среда в группе оформлена для становления этнокультурной идентичности дошкольников так, чтобы ребенок чувствовал себя легко и непринужденно, практически как в домашней обстановке, а для полноценного и разностороннего его развития созданы специально организованные центры для игр, отдыха, занятий.

Групповое пространство построено с учетом современных требований и принципов построения предметно-пространственной среды, с учетом этнокультурных особенностей детей группы.

В зонированное пространство группы были добавлены этнические элементы:

  • Дидактические уголки: для формирования знаний о быте, культуре, традициях и обычаях народов нашей большой и малой Родины, нашей островной области Сахалина.
  • Развивающие уголки: для развития познавательного интереса, направленных на изучение истории, традиций и обычаев родного  края, творческую активность  и коммуникативные умения.
  • Воспитательные уголки: для воспитания чувств патриотизма и гордости за свою малую Родину, развитие толерантности и уважительного отношения к ценностям других народов.

       В группах  дошкольного учреждения в рамках знакомства с Россией,  Родным краем  созданы  уголки краеведения, посвященные национальной культуре, причем к этой деятельности также привлекали родителей воспитанников. «Наша Родина», «Коренные жители Сахалина», «Дружба народов», в которых педагоги совместно с детьми и родителями собирали необходимый  материал,   касающийся  жизненного уклада народа: предметы быта, национальные костюмы, иллюстрации и книги, помогающие полнее узнать о культуре, быте и традициях национальностей народа. У детей необычайно возрос  интерес к истории и культуре разных народов. Это  выражалось в вопросах детей, в их желании рассматривать иллюстрации, раскрашивать картинки с национальными костюмами, предметами быта, в сюжетно-ролевых играх (северные охотники, кочевники).

Так же в группе созданы:

  • «Книжный уголок» - подборка книг и открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
  • «Мини-музей народных игрушек» (в стадии формирования).
  • «Уголок ряженья» - образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
  • «Патриотический уголок».

Организация развивающей предметно-пространственной среды позволит обеспечить детям адекватное восприятие своей национальности и сформировать у них позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.

Для дошкольника (если на этом не делают акцент взрослые) практически не важно, к какому народу, национальности принадлежит сверстник, для него важнее какой он: веселый, умеющий интересно играть, рассказывать, владеющий какими-то значимыми для других навыками, открытый, доброжелательный, дружелюбный. Педагогу скорее важнее формировать у детей навыки общежития, взаимопомощи, взаимопонимания.

Наш детский сад сотрудничает с:

  • Краеведческим музеем
  • Историческим парком «Россия – моя история»
  • Детской библиотекой

Перефразируя С.В. Михалкова… «Все мы разные нужны, все мы разные важны!»

Комплекс игр по адаптации:

Данные игры дают возможность детям-мигрантам не просто выполнять задания воспитателя, но и самим быть активными участниками игр, управлять другими детьми, принимать на себя роль разных персонажей, выбирать то, что им нравится, и осуществлять это, быстро находить ответ и не бояться ошибиться в игровой ситуации.

Название: Игра «Топай – хлопай»

Ход игры: сейчас проверим, а умеете ли вы отличать добрые поступки от злых? Поиграем в игру «Топай – хлопай». Я называю поступок человека, если он добрый и хороший – то вы хлопаете, если нехороший, злой – топаете.

Ситуации для примера: 

  • Во время игры Никита нечаянно толкнул товарища. Тот упал. Никита засмеялся
  •  Катюша выучила много вежливых слов, но применяет их только со взрослыми, а с ребятами грубит
  • Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке
  • Оля очень любит бабочек, поэтому все лето проводит на поляне, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.

Название: Игра «Волшебный мяч»

Ход игры: Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи»

Название: Игра «Собирайтесь, дети, в круг».

Ход игры: Собирайтесь, дети, в круг (дети берутся за руки и идут по кругу). Ты мой друг, и я твой друг (показывают ладошкой на себя и на своего товарища). Вместе за руки возьмемся (берутся за руки). И друг другу улыбнемся.  Мы одна дружная и крепкая семья (по одной руке в центр круга, рука на руку).

Название: Игра на взаимодействие «Поменяйтесь местами те, кто…»

Ход игры: Дети должны поменяться местами друг с другом по определенному признаку (цвет одежды, похожие предметы и т.п.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации предметно-пространственной среды, способствующей становлению этнокультурной идентичности дошкольников Магеррамова Алена Петровна, воспитатель МАДОУ № 43 «Светлячок»

Слайд 2

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». С.Л. Новоселова

Слайд 3

Большое значение имеет обращение к народному искусству, различным видам декоративно-прикладного искусства

Слайд 4

Приобщение к традициям, обычаям других народов, специфике их культуры и ценностей.

Слайд 5

Целенаправленное использование этнокультурной РППС поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развивать межкультурную компетентность.

Слайд 6

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть наполнена предметами, игрушками характерными для культуры той этнической группы, к которой принадлежат дети, посещающие группу.

Слайд 7

Главная цель этнокультурной идентичности дошкольников в РППС состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны ребенку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов

Слайд 8

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Особенности организации предметно - пространственной игровой среды в ДОУ».

В своей курсовой работе я отобразила главные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет воспитателям и методистам правильно орг...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды по программе дошкольного образования

Пишите olgashulga.87@mail.ru1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? *  а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построени...

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...