Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
консультация на тему
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvivayushchaya_sreda.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка»
Консультация для воспитателей на тему:
«Особенности организации
предметно – пространственной
развивающей среды в ДОУ».
Разработала: ст. воспитатель
Алейникова Елена Леонидовна
г. Приморско – Ахтарск.
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализуя себя.
Предметно – пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.
Созданная в ДОУ предметно – развивающая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
При создании развивающей образовательной среды педагогический коллектив ДОУ руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям её реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителей – логопедов, педагогов – психологов, музыкальных руководителей, педагога ИЗО деятельности, инструктора по ФК) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников ДОУ, показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. а также эмоциональной сферы.
В построении предметно – пространственной среды мы опирались на модель личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально – практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребёнка, стимулирует развитие всех потенциальных возможностей ребёнка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей. А также при проведении режимных моментов.
Предметно – пространственная среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Учтены следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости и закрытости;
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Вид помещения, функциональное использование | Оснащение |
Групповые помещения - Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения; - Самостоятельная деятельность детей; - Образовательная деятельность. осуществляемая в ходе режимных моментов; - Удовлетворение потребности детей в самовыражении; - Индивидуальная работа; - Коррекционно педагогическая работа; - Совместные с родителями групповые мероприятия: досуги, викторины и т.д. - Групповые родительские собрания. | - Детская мебель: столы, стулья. - Уголки сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Мастерская», «Дом» и др. - Книжный уголок. - Экологический уголок. - Экспериментальный уголок. - Патриотический уголок. - Уголок театрализованной деятельности: ширмы, разнообразные виды театров, атрибуты. - Музыкальный уголок. - Уголок изобразительной деятельности. - Спортивный уголок. - Игрушки: куклы, машинки и др. - Мелкие игрушки для режиссерских игр. - Настольно – печатные игры, лото, домино. - Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал, модули. - Дидактический материал для образовательной деятельности. - Макеты дорожного движения, по ОБЖ, муляжи. - Календарь природы. - Уголок дежурства по столовой. - Магнитные доски, мольберты. - Фланелеграфы, подставки, наборные полотна. - Подборка методической литературы, дидактических разработок. - Диагностический материал. - Перспективные и календарные планы, табеля посещаемости, мониторинги, протоколы родительских собраний и другая документация. |
Спальные помещения - Дневной сон. - Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. - Гимнастика пробуждения после сна. - Игровая деятельность. - Эмоциональная разгрузка. | - Детские кроватки. - Дорожки закаливания, сенсорные дорожки. - Подборка аудиокассет и дисков с записями колыбельных песен, русских сказок, музыкальных произведений, звуков природы. - Мебель для взрослых. |
Приёмные групп - Образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов. - Эмоциональная разгрузка. - Информационно – просветительская работа с родителями. - Консультативная работа с родителями. | - Информационные стенды, папки – передвижки для родителей. - Выставки детского творчества. - Детские шкафчики для одежды. - Шкафы для взрослых. - Патриотические уголки. |
Туалетные комнаты - Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. - Гигиенические процедуры. - Закаливание водой. - Детский труд, связанный с водой. | - Оборудование для гигиенических процедур. - Оборудование и материалы для детского хозяйственно – бытового труда (стирки, мытья). - Оборудование для закаливания водой. |
Физкультурный зал - Совместная образовательная деятельность по физическому развитию. - Утренняя гимнастика в холодное время года. - Физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения. - Кружковая работа: оздоровительные кружки «Здоровячёк» и «Растишка». - Индивидуальная работа по развитию основных видов движений. - Коррекционно – педагогическая работа с детьми группы ОДА. - Методические мероприятия с педагогами. - Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности детей. - Консультативная работа с родителями и воспитателями. - Совместные с родителями физкультурные праздники, досуги и развлечения. | - Разнообразное спортивное оборудование для развития основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания), предупреждения нарушений осанки и плоскостопия, формирования пространственной ориентировки: шведская стенка, дуги, гимнастические скамейки, маты, тоннели, сенсорные дорожки, индивидуальные коврики катки «Антей», мячи – фитболы, канат, цели и мешочки для метания, зрительные ориентиры. - Спортивный игровой инвентарь: кегли, мячи, гантели, скакалки, обручи, кубики. - Атрибуты и игрушки для подвижных игр. - Пианино. - Подборка аудиокассет и дисков с комплексами утренней гимнастики и музыкальными произведениями. - Подборка методической литературы и пособий. |
Тренажёрный зал - Совместная образовательная деятельность по физическому развитию. - Эмоциональная разгрузка. - Кружковая работа: оздоровительные кружки «Здоровячёк» и «Растишка». - Индивидуальная работа по развитию основных видов движений. - Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности детей. | - Спортивный комплекс; - Тренажёры; - Сухой бассейн. |
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя. - Совместная образовательная деятельность по музыкальному развитию, приобщению к музыкальному искусству и развитию музыкально – художественной деятельности. - Праздники, утренники, развлечения, досуги. - Утренняя гимнастика. - Интегрированные занятия с полихудожественным подходом к воспитанию детей, по синтезу искусств. - Театральные представления. - «Музыкальная гостиная». - индивидуальная работа по развитию у детей творческих способностей. - Удовлетворение потребности детей в самовыражении. - Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности. Художественно – творческой деятельности детей. - Логоритмика. - Методические мероприятия с педагогами. - Консультативная работа с родителями и воспитателями. - Совместные с родителями праздники, досуги, развлечения. - Родительские собрания, концерты, выставки и другие мероприятия для родителей. | - Пианино. - Музыкальные центры. - Детские музыкальные инструменты: ударные, шумовые, ксилофоны, металлофоны. - Шумовой оркестр. - Зеркала. - Театральный занавес, задник. - Декорации, бутафория. - Различные виды театров. - Ширмы. - Игрушки, атрибуты, наглядные пособия. - Мебельная стенка, стол, стулья для взрослых, хохломские столики, стульчики для детей. - Подборки аудио – и видеокассет, дисков с музыкальными произведениями. - Зрительные ориентиры. - Библиотека методической литературы и пособий, сборники нот. |
Костюмерная - Хранение детских и взрослых костюмов, элементов одежды, аксессуаров. - Хранение кукол, разнообразных видов театра. - хранение атрибутики к праздникам. | - Детские и взрослые костюмы. - Элементы одежды, русского костюма. - Аксессуары. - Искусственная ёлка, ёлочные украшения, новогодние игрушки. |
Логопедический кабинет - Коррекционно – педагогическая работа (индивидуальная и подгрупповая) с детьми с ОНР. - Подготовка воспитанников к обучению грамоте. - Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, чтения. - Консультативная работа с педагогами, медицинскими работниками, родителями. | - Мебель для взрослых и детей. - Большое настенное зеркало, маленькие зеркала для индивидуальной и подгрупповой работы. - Оборудование для логопедического массажа. - Наборное полотно, фланелеграф, подставки, магнитная доска. - Стимулирующий материал для психолого – педагогического обследования. - Разнообразный игровой и дидактический материал. - Наглядный демонстрационный и раздаточный материал. - Детская литература. - Макеты, модели, схемы, мнемотаблицы. - Оборудование и материалы для продуктивной деятельности с детьми. - Подборка методической литературы и пособий. - Перспективные и календарные планы, речевые карты, тетради для индивидуальной работы, табеля посещаемости, документация для районной медико – педагогической комиссии и другая документация. - Отчёты, аналитические материалы. - Методические разработки по лексическим темам, взаимодействию с родителями. |
Кабинет педагога – психолога - Психолого – педагогическая работа (индивидуальная и подгрупповая) с детьми дошкольного возраста. - Подготовка воспитанников к обучению в школе. - Консультативная работа с педагогами, медицинскими работниками и родителями. | - Мебель для взрослых и детей. - Компьютер. - Магнитофон. - Компьютерные программы, электронные пособия. - Подборка аудиокассет и дисков. - Подборка методической литературы и пособий. - Документация для районной медико – педагогической комиссии, табеля посещаемости, планы работы, табеля посещаемости и другая документация. - Стимулирующий материал для психолого – педагогического обследования детей. - Разнообразный игровой и дидактический материал. - Наглядный демонстрационный и раздаточный материал. |
Методический кабинет - Организация консультаций, семинаров, практикумов, тренингов, педагогических советов, психолого – медико – педагогического консилиума. - Удовлетворение информационных, учебно – методических, образовательных потребностей педагогов. - Организация нормативно – правового обеспечения. - Организация деятельности творческих групп, научно – методического совета. - Самообразование педагогов. - Подготовка педагогов к выступлениям разного уровня. - Выставки педагогической литературы, методических разработок и материалов. - Индивидуальная работа с педагогами, консультации, оказание помощи, обучение. - Разработка необходимой документации: планов, положений, проектов, программ и т.п. - Создание мультимедийных презентаций, слайд – программ, видеофильмов. - Аналитическая деятельность. - Изучение и обобщение передового педагогического опыта. - Обработка и хранение различных документов (архив). - Консультативная работа с родителями. | - Библиотека педагогической, психологической, методической литературы. - Библиотека периодических изданий. - Библиотека детской литературы. - Авторские программы и технологии. - Журнал выдачи методических пособий и литературы. - Нормативно – правовая документация. - Годовые планы воспитательно – образовательной деятельности с детьми и методической работы с педагогами. - Перспективное интегрированное планирование по всем возрастным группам. - Расписание воспитательно – образовательной деятельности с детьми, дополнительного образования (кружковой работы). - Отчёты, аналитические материалы. - Проекты и обобщённый опыт работы педагогов. - Портфолио педагогов. - Фотоальбомы о жизни ДОУ. - Материалы консультаций, семинаров, практикумов, ПМПк, педагогических советов. - Методические разработки по всем образовательным областям, формам и методам работы с детьми, взаимодействию с родителями. - Протоколы заседаний педагогических советов, ПМПк. - Материалы конкурсов, викторин, смотров, фестивалей. - Достижения ДОУ. - Аттестационные дела педагогов. - Сведения об образовании педагогов, о повышении квалификации. - Пособия для образовательной деятельности с детьми: демонстрационный материал, дидактические игры, игрушки, изделия народных промыслов и др. - Аудиотека. - Мебель: столы для совещаний, стулья, шкафы, угловая полка. - Оргтехника: компьютер, принтер, ламинатор, проектор, интерактивная доска. - Стенды. |
Медицинский кабинет - - Профилактическая оздоровительная работа с детьми. - Оказание первой медицинской помощи. - Медицинские осмотры детей. - Антропометрические измерения детей. - Мониторинг заболеваемости. - Приём врача – педиатра. - Составление меню. - Изоляция заболевших детей. - Хранение документации (архив). - Консультативная работа с педагогами и родителями. | - Мебель для детей и взрослых. - Процедурные столики. - Кушетка. - Умывальник, предметы гигиены. - Ведро для отходов и мусора. - Холодильники. - Медицинские шкафы для хранения инструментов и лекарственных средств. - Бактерицидная лампа. - Ростомер. - Весы. - Оборудование и материалы для медицинских процедур и манипуляций. - Лекарственные препараты, витамины, перевязочные материалы и т.д. -Медицинские карты детей. - Санитарные книжки сотрудников. - Журналы. - Подборка литературы по организации питания в детском саду, составлению меню. - Десятидневное меню. - Подборка медицинской литературы, современных методических разработок. |
Мини – музей русской культуры «Русская изба» - Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности – игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения. - Осуществление музейной педагогики. - Совместная деятельность по приобщению воспитанников к русской национальной культуре, ознакомлению с народным бытом: беседы, досуги, конкурсы, викторины, выставки. - Самостоятельная деятельность детей. - Индивидуальная работа. - Психологическая разгрузка для детей и взрослых. - Образовательная деятельность с детьми групп кратковременного пребывания. - Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз. - Самообразование педагогов. - Консультативная работа с педагогами и родителями. | - Деревенская мебель: лавка, стол, кровать. - Предметы русского быта: рушники, самовар, прялка, рубель, подсвечники, полки, коромысла, вёдра, корыто, доска для стирки, деревянная и глиняная посуда. - Предметы стариной одежды и обуви: рубахи, сарафаны, платки и т.д. - Самодельные коврики, дорожки. - Самодельные игрушки. - Обереговые куклы. - Муляжи овощей, хлебобулочных изделий. - Фигуры домашних животных и домашней птицы. |
ИЗО – студия - Совместная образовательная деятельность по приобщению дошкольников к изобразительному искусству. - Организация продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, художественный труд). - Интегрированные занятия с полихудожественным подходом к воспитанию детей, по синтезу искусств. - Самостоятельная деятельность детей. - Индивидуальная работа по развитию творческих способностей детей. - Удовлетворение детей в самовыражении. - Работа кружка «Семицветик». - Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. - Самообразование педагогов. - Консультативная работа с педагогами и родителями. | - Мебель для работы детей и взрослых, хранения пособий, материалов, инструментов. - Мольберты. - Различные материалы и инструменты для продуктивной деятельности6 пластилин, акварель, гуашь, стеки, бумага белая и цветная, картон белый и цветной, кисти для рисования и клея различных размеров, карандаши простые и цветные, восковые мелки, пастель, глина и др. - Наглядные пособия: репродукции картин, плакаты, альбомы, фотографии, муляжи, схемы, макеты, модели, слайды. - Коллекции народной игрушки, предметов народного декоративно – прикладного искусства, промыслы изделий народных мастеров. - Подборка методической литературы и пособий. - Перспективные и календарные планы. - Диагностический инструментарий. - Отчёты, аналитические материалы. - Авторские методические разработки по всем видам и жанрам изобразительного искусства. |
Коридоры - Ознакомительная, информационная, просветительская работа с родителями. - Образовательная деятельность с детьми. - Информационно – профилактическая работа с сотрудниками. | - Стенды противопожарной безопасности. - Стенды по правилам дорожного движения. - Стенд по антитеррористической деятельности. - Схемы эвакуации. - Стенды по охране труда. - Информационные стенды для родителей. - Стенд Паспорт ДОУ. - Уголок гражданской обороны. - Уголок музыкального развития. - Профсоюзный уголок. - Выставка детских работ «Мир глазами детей». - Панно «Поздравляем» |
Другие помещения ДОУ (раздаточные групп, пищеблок, прачечная, кастелянная). - Образовательная деятельность по реализации образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» - Информационная профилактическая работа с сотрудниками. - Ознакомительная работа с родителями. - Обеспечение безопасного и здоровьесберегающего функционирования ДОУ. | - Всё оборудование, необходимое для функционирования данных помещений и организации образовательной деятельности с детьми: бытовая техника, посуда, инструменты, материалы и др., а также продукты труда людей различных профессий. |
Пространственная развивающая среда территории ДОУ.
Объекты территории, функциональное использование. | Оснащение |
Участки групп - Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской. Продуктивной, музыкально – художественной. Чтения. - Самостоятельная деятельность детей. - Удовлетворение потребности детей в самовыражении. - Индивидуальная работа. - Песочная игротерапия. - Закаливание детей: различные гимнастики, игровой массаж, игры с водой, босохождение, солнечные и воздушные ванны. - Образовательная деятельность с детьми адаптационной группы и групп кратковременного пребывания. - Методические мероприятия с педагогами. - Самообразование педагогов. - Консультативная работа с педагогами и родителями. - Совместные прогулки с родителями. | - Песочницы, скамейки, столы, навесы, металлические игровые формы. |
Спортивная площадка - Образовательная деятельность по физической культуре на свежем воздухе. - Спортивные праздники, досуги и развлечения. - Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность для детей по развитию физических качеств и основных видов движения. - Удовлетворение детей в самовыражении. - Оздоровительные пробежки. - Индивидуальная работа с детьми. - Образовательная деятельность с детьми адаптационной группы и групп кратковременного пребывания. - Методические мероприятия с педагогами. - Самообразование педагогов. - Консультативная работа с педагогами и родителями. - Совместные мероприятия с родителями. | - Футбольные ворота. - Металлическое оборудование для развития основных видов движения. |
Экологическая тропа - Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской. - Совместная деятельность по приобщению воспитанников к природе, формированию основ экологического сознания: беседы, наблюдения, за живыми объектами. Экологические игры, досуги. - Экспериментальная и опытная деятельность. - Психологическая разгрузка детей и взрослых. - Индивидуальная работа с детьми. - Образовательная деятельность с детьми адаптационной группы и групп кратковременного пребывания. - Методические мероприятия с педагогами. - Самообразование педагогов. | - Разнообразные зелёные насаждения (деревья, кустарники). - Газоны, клумбы, цветники. - Мини – огород. - Бассейн, фонтан, болотце. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...
Особенности предметно-пространственной развивающей среды по формированию у дошкольников основ экологической культуры
Формы взаимодействия с семьями воспитанников...
Особенности предметно-пространственной развивающей среды по формированию у дошкольников основ экологической культуры
Организация предметноразвивающей среды в группе...
Консультация для родителей на тему: «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях» подготовила воспитатель Потапова С.В.
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...
Консультация на тему: " Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...