Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».
консультация на тему

Алейникова Елена Леонидовна

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvivayushchaya_sreda.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка»

Консультация для воспитателей на тему:

«Особенности организации

предметно – пространственной

развивающей среды в ДОУ».

Разработала:    ст. воспитатель

Алейникова Елена Леонидовна

г. Приморско – Ахтарск.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализуя себя.

Предметно – пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми.

Созданная в ДОУ предметно – развивающая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.

При создании развивающей образовательной среды педагогический коллектив ДОУ руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям её реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителей – логопедов, педагогов – психологов, музыкальных руководителей, педагога ИЗО деятельности, инструктора по ФК) учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников ДОУ, показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. а также эмоциональной сферы.

В построении предметно – пространственной среды мы опирались на модель личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально – практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребёнка, стимулирует развитие всех потенциальных возможностей ребёнка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей. А также  при проведении режимных моментов.

Предметно – пространственная среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Учтены следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип активности самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости и закрытости;

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Вид помещения, функциональное использование

Оснащение

Групповые помещения

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Образовательная деятельность. осуществляемая в ходе режимных моментов;

- Удовлетворение потребности детей в самовыражении;

- Индивидуальная работа;

- Коррекционно педагогическая работа;

- Совместные с родителями групповые мероприятия: досуги, викторины и т.д.

- Групповые родительские собрания.

- Детская мебель: столы, стулья.

- Уголки сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Мастерская», «Дом» и др.

- Книжный уголок.

- Экологический уголок.

- Экспериментальный уголок.

- Патриотический уголок.

- Уголок театрализованной деятельности: ширмы, разнообразные виды театров, атрибуты.

- Музыкальный уголок.

- Уголок изобразительной деятельности.

- Спортивный уголок.

- Игрушки: куклы, машинки и др.

- Мелкие игрушки для режиссерских игр.

- Настольно – печатные игры, лото, домино.

- Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал, модули.

- Дидактический материал для образовательной деятельности.

- Макеты дорожного движения, по ОБЖ, муляжи.

- Календарь природы.

- Уголок дежурства по столовой.

- Магнитные доски, мольберты.

- Фланелеграфы, подставки, наборные полотна.

- Подборка методической литературы, дидактических разработок.

- Диагностический материал.

- Перспективные и календарные планы, табеля посещаемости, мониторинги, протоколы родительских собраний и другая документация.

Спальные помещения

- Дневной сон.

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

- Гимнастика пробуждения после сна.

- Игровая деятельность.

- Эмоциональная разгрузка.

- Детские кроватки.

- Дорожки закаливания, сенсорные дорожки.

- Подборка аудиокассет и дисков с записями колыбельных песен, русских сказок, музыкальных произведений, звуков природы.

- Мебель для взрослых.

Приёмные групп

- Образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов.

- Эмоциональная разгрузка.

- Информационно – просветительская работа с родителями.

- Консультативная работа с родителями.

- Информационные стенды, папки – передвижки для родителей.

- Выставки детского творчества.

- Детские шкафчики для одежды.

- Шкафы для взрослых.

- Патриотические уголки.

Туалетные комнаты

- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

- Гигиенические процедуры.

- Закаливание водой.

- Детский труд, связанный с водой.

- Оборудование для гигиенических процедур.

- Оборудование и материалы для детского хозяйственно – бытового труда (стирки, мытья).

- Оборудование для закаливания водой.

Физкультурный зал

- Совместная образовательная деятельность по физическому развитию.

- Утренняя гимнастика в холодное время года.

- Физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения.

- Кружковая работа: оздоровительные кружки «Здоровячёк» и «Растишка».

- Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

- Коррекционно – педагогическая работа с детьми группы ОДА.

- Методические мероприятия с педагогами.

- Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности детей.

- Консультативная работа с родителями и воспитателями.

- Совместные с родителями физкультурные праздники, досуги и развлечения.

- Разнообразное спортивное оборудование для развития основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания), предупреждения нарушений осанки и плоскостопия, формирования пространственной ориентировки: шведская стенка, дуги, гимнастические скамейки, маты, тоннели, сенсорные дорожки, индивидуальные коврики катки «Антей», мячи – фитболы, канат, цели и мешочки для метания, зрительные ориентиры.

- Спортивный игровой инвентарь: кегли, мячи, гантели, скакалки, обручи, кубики.

- Атрибуты и игрушки для подвижных игр.

- Пианино.

- Подборка аудиокассет и дисков с комплексами утренней гимнастики и музыкальными произведениями.

- Подборка методической литературы и пособий.

Тренажёрный зал

- Совместная образовательная деятельность по физическому развитию.

- Эмоциональная разгрузка.

- Кружковая работа: оздоровительные кружки «Здоровячёк» и «Растишка».

- Индивидуальная работа по развитию основных видов движений.

- Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности детей.

- Спортивный комплекс;

- Тренажёры;

- Сухой бассейн.

Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя.

- Совместная образовательная деятельность по музыкальному развитию, приобщению к музыкальному искусству и развитию музыкально – художественной деятельности.

- Праздники, утренники, развлечения, досуги.

- Утренняя гимнастика.

- Интегрированные занятия с полихудожественным подходом к воспитанию детей, по синтезу искусств.

- Театральные представления.

- «Музыкальная гостиная».

- индивидуальная работа по развитию у детей творческих способностей.

- Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

- Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз: организация двигательной активности. Художественно – творческой деятельности детей.

- Логоритмика.

- Методические мероприятия с педагогами.

- Консультативная работа с родителями и воспитателями.

- Совместные с родителями праздники, досуги, развлечения.

- Родительские собрания, концерты, выставки и другие мероприятия для родителей.

- Пианино.

- Музыкальные центры.

- Детские музыкальные инструменты: ударные, шумовые, ксилофоны, металлофоны.

- Шумовой оркестр.

- Зеркала.

- Театральный занавес, задник.

- Декорации, бутафория.

- Различные виды театров.

- Ширмы.

- Игрушки, атрибуты, наглядные пособия.

- Мебельная стенка, стол, стулья для взрослых, хохломские столики, стульчики для детей.

- Подборки аудио – и видеокассет, дисков с музыкальными произведениями.

- Зрительные ориентиры.

- Библиотека методической литературы и пособий, сборники нот.

Костюмерная

- Хранение детских и взрослых костюмов, элементов одежды, аксессуаров.

- Хранение кукол, разнообразных видов театра.

- хранение атрибутики к праздникам.

- Детские и взрослые костюмы.

- Элементы одежды, русского костюма.

- Аксессуары.

-  Искусственная ёлка, ёлочные украшения, новогодние игрушки.

Логопедический кабинет

- Коррекционно – педагогическая работа (индивидуальная и подгрупповая) с детьми с ОНР.

- Подготовка воспитанников к обучению грамоте.

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, чтения.

- Консультативная работа с педагогами, медицинскими работниками, родителями.

- Мебель для взрослых и детей.

- Большое настенное зеркало, маленькие зеркала для индивидуальной и подгрупповой работы.

- Оборудование для логопедического массажа.

- Наборное полотно, фланелеграф, подставки, магнитная доска.

- Стимулирующий материал для психолого – педагогического обследования.

- Разнообразный игровой и дидактический материал.

- Наглядный демонстрационный и раздаточный материал.

- Детская литература.

- Макеты, модели, схемы, мнемотаблицы.

- Оборудование и материалы для продуктивной деятельности с детьми.

- Подборка методической литературы и пособий.

- Перспективные и календарные планы, речевые карты, тетради для индивидуальной работы, табеля посещаемости, документация  для районной медико – педагогической комиссии и другая документация.

- Отчёты, аналитические материалы.

- Методические разработки по лексическим темам, взаимодействию с родителями.

Кабинет педагога – психолога

- Психолого – педагогическая работа (индивидуальная и подгрупповая) с детьми дошкольного возраста.

- Подготовка воспитанников к обучению в школе.

- Консультативная работа с педагогами, медицинскими работниками и родителями.

- Мебель для взрослых и детей.

- Компьютер.

- Магнитофон.

- Компьютерные программы, электронные пособия.

- Подборка аудиокассет и дисков.

- Подборка методической литературы и пособий.

- Документация для районной медико – педагогической комиссии, табеля посещаемости, планы работы, табеля посещаемости и другая документация.

- Стимулирующий материал для психолого – педагогического обследования детей.

- Разнообразный игровой и дидактический материал.

- Наглядный демонстрационный и раздаточный материал.

Методический кабинет

- Организация консультаций, семинаров, практикумов, тренингов, педагогических советов, психолого – медико – педагогического консилиума.

- Удовлетворение информационных, учебно – методических, образовательных потребностей педагогов.

- Организация нормативно – правового обеспечения.

- Организация деятельности творческих групп, научно – методического совета.

- Самообразование педагогов.

- Подготовка педагогов к выступлениям разного уровня.

- Выставки педагогической литературы, методических разработок и материалов.

- Индивидуальная работа с педагогами, консультации, оказание помощи, обучение.

- Разработка необходимой документации: планов, положений, проектов, программ и т.п.

- Создание мультимедийных презентаций, слайд – программ, видеофильмов.

- Аналитическая деятельность.

- Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

- Обработка и хранение различных документов (архив).

- Консультативная работа с родителями.

- Библиотека педагогической, психологической, методической литературы.

- Библиотека периодических изданий.

- Библиотека детской литературы.

- Авторские программы и технологии.

- Журнал выдачи методических пособий и литературы.

- Нормативно – правовая документация.

- Годовые планы воспитательно – образовательной деятельности с детьми и методической работы с педагогами.

- Перспективное интегрированное планирование по всем возрастным группам.

- Расписание воспитательно – образовательной деятельности с детьми, дополнительного образования (кружковой работы).

- Отчёты, аналитические материалы.

- Проекты и обобщённый опыт работы педагогов.

- Портфолио педагогов.

- Фотоальбомы о жизни ДОУ.

- Материалы консультаций, семинаров, практикумов, ПМПк, педагогических советов.

- Методические разработки по всем образовательным областям, формам и методам работы с детьми, взаимодействию с родителями.

- Протоколы заседаний педагогических советов, ПМПк.

- Материалы конкурсов, викторин, смотров, фестивалей.

- Достижения ДОУ.

- Аттестационные дела педагогов.

- Сведения об образовании педагогов, о повышении квалификации.

- Пособия для образовательной деятельности с детьми: демонстрационный материал, дидактические игры, игрушки, изделия народных промыслов и др.

- Аудиотека.

- Мебель: столы для совещаний, стулья, шкафы, угловая полка.

- Оргтехника: компьютер, принтер, ламинатор, проектор, интерактивная доска.

- Стенды.

Медицинский кабинет

- - Профилактическая оздоровительная работа с детьми.

- Оказание первой медицинской помощи.

- Медицинские осмотры детей.

- Антропометрические измерения детей.

- Мониторинг заболеваемости.

- Приём врача – педиатра.

- Составление меню.

- Изоляция заболевших детей.

- Хранение документации (архив).

- Консультативная работа с педагогами и родителями.

- Мебель для детей и взрослых.

- Процедурные столики.

- Кушетка.

- Умывальник, предметы гигиены.

- Ведро для отходов и мусора.

- Холодильники.

- Медицинские шкафы для хранения инструментов и лекарственных средств.

- Бактерицидная лампа.

- Ростомер.

- Весы.

- Оборудование и материалы для медицинских процедур и манипуляций.

- Лекарственные препараты, витамины, перевязочные материалы и т.д.

-Медицинские карты детей.

- Санитарные книжки сотрудников.

- Журналы.

- Подборка литературы по организации питания в детском саду, составлению меню.

- Десятидневное меню.

- Подборка медицинской литературы, современных методических разработок.

Мини – музей русской культуры «Русская изба»

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности – игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.

- Осуществление музейной педагогики.

- Совместная деятельность по приобщению воспитанников к русской национальной культуре, ознакомлению с народным бытом: беседы, досуги, конкурсы, викторины, выставки.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Индивидуальная работа.

- Психологическая разгрузка для детей и взрослых.

- Образовательная деятельность с детьми групп кратковременного пребывания.

- Частичное замещение прогулок в непогоду, мороз.

- Самообразование педагогов.

- Консультативная работа с педагогами и родителями.

- Деревенская мебель: лавка, стол, кровать.

- Предметы русского быта: рушники, самовар, прялка, рубель, подсвечники, полки, коромысла, вёдра, корыто, доска для стирки, деревянная и глиняная посуда.

-  Предметы стариной одежды и обуви: рубахи, сарафаны, платки и т.д.

- Самодельные коврики, дорожки.

- Самодельные игрушки.

- Обереговые куклы.

- Муляжи овощей, хлебобулочных изделий.

- Фигуры домашних животных и домашней птицы.

ИЗО – студия

- Совместная образовательная деятельность по приобщению дошкольников к изобразительному искусству.

- Организация продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, художественный труд).

- Интегрированные занятия с полихудожественным подходом к воспитанию детей, по синтезу искусств.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Индивидуальная работа по развитию творческих способностей детей.

- Удовлетворение детей в самовыражении.

- Работа кружка «Семицветик».

- Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

- Самообразование педагогов.

- Консультативная работа с педагогами и родителями.

- Мебель для работы детей и взрослых, хранения пособий, материалов, инструментов.

- Мольберты.

- Различные материалы и инструменты для продуктивной деятельности6 пластилин, акварель, гуашь, стеки, бумага белая и цветная, картон белый и цветной, кисти для рисования и клея различных размеров, карандаши простые и цветные, восковые мелки, пастель, глина и др.

- Наглядные пособия: репродукции картин, плакаты, альбомы, фотографии, муляжи, схемы, макеты, модели, слайды.

- Коллекции народной игрушки, предметов народного декоративно – прикладного искусства, промыслы изделий народных мастеров.

- Подборка методической литературы и пособий.

- Перспективные и календарные планы.

- Диагностический инструментарий.

- Отчёты, аналитические материалы.

- Авторские методические разработки по всем видам и жанрам изобразительного искусства.

Коридоры

- Ознакомительная, информационная, просветительская работа с родителями.

- Образовательная деятельность с детьми.

- Информационно – профилактическая работа с сотрудниками.

- Стенды противопожарной безопасности.

- Стенды по правилам дорожного движения.

- Стенд по антитеррористической деятельности.

- Схемы эвакуации.

- Стенды по охране труда.

- Информационные стенды для родителей.

- Стенд Паспорт ДОУ.

- Уголок гражданской обороны.

- Уголок музыкального развития.

- Профсоюзный уголок.

- Выставка детских работ «Мир глазами детей».

- Панно «Поздравляем»

Другие помещения ДОУ

(раздаточные групп, пищеблок, прачечная, кастелянная).

- Образовательная деятельность по реализации образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

- Информационная профилактическая работа с сотрудниками.

- Ознакомительная работа с родителями.

- Обеспечение безопасного и здоровьесберегающего функционирования ДОУ.

- Всё оборудование, необходимое для функционирования данных помещений и организации образовательной деятельности с детьми: бытовая техника, посуда, инструменты, материалы и др., а также продукты труда людей различных профессий.

Пространственная развивающая среда территории ДОУ.

Объекты территории, функциональное использование.

Оснащение

Участки групп

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской. Продуктивной, музыкально – художественной. Чтения.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

- Индивидуальная работа.

- Песочная игротерапия.

- Закаливание детей: различные гимнастики, игровой массаж, игры с водой, босохождение, солнечные и воздушные ванны.

- Образовательная деятельность с детьми адаптационной группы и групп кратковременного пребывания.

- Методические мероприятия с педагогами.

- Самообразование педагогов.

- Консультативная работа с педагогами и родителями.

- Совместные прогулки с родителями.

- Песочницы, скамейки, столы, навесы, металлические игровые формы.

Спортивная площадка

- Образовательная деятельность по физической культуре на свежем воздухе.

- Спортивные праздники, досуги и развлечения.

- Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность для детей по развитию физических качеств и основных видов движения.

- Удовлетворение детей в самовыражении.

- Оздоровительные пробежки.

- Индивидуальная работа с детьми.

- Образовательная деятельность с детьми адаптационной группы и групп кратковременного пребывания.

- Методические мероприятия с педагогами.

- Самообразование педагогов.

- Консультативная работа с педагогами и родителями.

- Совместные мероприятия с родителями.

- Футбольные ворота.

- Металлическое оборудование для развития основных видов движения.

Экологическая тропа

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской.

- Совместная деятельность по приобщению воспитанников к природе, формированию основ экологического сознания: беседы, наблюдения, за живыми объектами. Экологические игры, досуги.

- Экспериментальная и опытная деятельность.

- Психологическая разгрузка детей и взрослых.

- Индивидуальная работа с детьми.

- Образовательная деятельность с детьми адаптационной группы и групп кратковременного пребывания.

- Методические мероприятия с педагогами.

- Самообразование педагогов.

- Разнообразные зелёные насаждения (деревья, кустарники).

- Газоны, клумбы, цветники.

- Мини – огород.

- Бассейн, фонтан, болотце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Консультация для родителей на тему: «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях» подготовила воспитатель Потапова С.В.

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...

Консультация на тему: " Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...