«Средства и методы ознакомления детей с национальной культурой народов Крыма в условиях интеграции различных видов деятельности»
консультация
Предварительный просмотр:
«Средства и методы ознакомления детей
с национальной культурой народов
Крыма в условиях интеграции различных
видов деятельности»
воспитатель Козлова В.В
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
Работа с дошкольниками по ознакомлению с национальной культурой народов Крыма должна быть интегрирована по своему содержанию.
Детям необходимо дать основные сведения по крымоведению, связанные с историей родного края, культурой, обычаями, и бытом народов проживающих в Крыму доступные их возрастному восприятию.
Необходимо познакомить детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы народов, проживающих в Крыму.
При ознакомлении с культурой людей, проживающих в Крыму, нельзя обращать внимание детей только на национальные особенности в ущерб идее общности всех людей на планете. Необходимо акцентировать внимание детей на богатстве культур и их взаимопроникновении, на талантах людей и их положительных человеческих качествах, нравственных идеалах.
Воспитание доброжелательного отношения к представителям других национальностей является основой формирования патриотических чувств дошкольников
Выбор средств и методов ознакомления детей
с национальной культурой народов Крымазависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития.
Интеграция различных видов деятельности имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.
Это - взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования;
- взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
-интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания.
СЛАЙД 2
Формы организации работы:
СЛАЙД 3
1. Основной формой ознакомления дошкольников с национальной культурой народов проживающих в Крыму являются тематические НОД. где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
2. Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений к патриотическим датам.
3. Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям (игра – путешествие), в музей (музейные уроки) и т.д.
4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных .
Методы организации:
СЛАЙД 4
Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
Беседы с детьми
Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Средства организации:
СЛАЙД 5
Средства ознакомления дошкольников с национальной культурой народов проживающих в Крыму объединить в несколько групп:
1.Художественные средства.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно.
Художественные произведения занимают значительное место в формировании межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира детей.
Региональная программа «Крымский веночек» в разделе «Художественная литература» рекомендует использовать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями те художественно-познавательные и собственно художественные произведения, которые познакомят детей с жизнью, культурой, историей людей, живших и проживающих в Крыму.
Развитие у детей общей музыкальности следует осуществлять, используя фольклорные произведения крымчан и произведения современных крымских авторов.
Знакомить детей с характерными особенностями традиций и обычаев людей, проживающих в Крыму, целесообразно на праздничных утренниках и развлечениях. Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные. Оптимальным для духовно – нравственного и патриотического воспитания детей является проведение народных праздников: – «Ярмарка»; «Новый год», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха», крымско-татарские национальные праздники, а так же национальные праздники других народов, проживающих в Крыму.
В содержание сценариев можно вводить фольклорный материал на родном языке и «языке соседа».
2. Природа родного края
Средством ознакомления детей с национальной культурой Крыма является природа родного края. Знакомя детей с историей Крыма, необходимо дать представление о том, что наш полуостров всегда был многонационален. Здесь издавна звучали разные языки, памятники архитектуры и искусства создавались носителями разных культур и религий. Это многообразие нашло отражение в названиях улиц, городов, кварталов, рек, гор и других географических объектов. Учитывая то, что топонимика ( наука, изучающая географические названия) Крыма претерпевала многочисленные изменения, нужно знакомить со старыми и новыми географическими названиями.
3.Собственная деятельность детей.
Средством ознакомления детей с культурой народов Крыма является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Знакомя детей с играми людей, проживающих в Крыму, важно показать общность целей, единство ценностей этих игр, потому что многие игры одинаковы по своему содержанию и отличаются только названием, атрибутикой, национальным колоритом и стихотворным сопровождением.
Работа по ознакомлению детей с народными промыслами и декоративно – прикладным искусством обогатит представления детей о разнообразии промыслов в Крыму, позволит вовлечь в процесс изготовления народных игрушек и других предметов.
Детей можно познакомить с такими видами работ: вышивка, мозаика, плетение, художественная чеканка (на фольге), изготовление изделий из бисера, объёмное конструирование, вытынанки и др) Работы, выполненные детьми, можно использовать для украшения группы, украшения игровых центров, как подарки или атрибуты для игр.
4. Коммуникативные средства.
Особое место в группе средств по ознакомлению детей с национальной культурой отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
5. Социальное окружение.
Это атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, общения с людьми другой национальности.
Интеграция в различные виды деятельности имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения.
Поэтому вся деятельность педагога по ознакомлению детей с национальной культурой Крыма обязательно должна носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.
Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...
Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с кубанской национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
Приобщая ребенка к тому, что создали наши предки, педагог и родители воспитывают любование, восхищение, уважение, познавательный интерес, стремление подражать и быть успешным в собственном творч...
Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности"
Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности...
Формы, средства и методы ознакомления детей с национальной культурой
Формы, средства и методы ознакомления детей с национальной культурой...
"Многообразие форм,средств,методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.
1 слайд.«Многообразие форм, средств, методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.2 слайд.Приобщение к традициям народа , особенно значи...
Консультация для воспитателей «МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ»
Консультация для воспитателей «Многообразие форм, средств и методов ознакомления детей с русской национальной культурой в условиях интеграции»...