Программа кружка «Умелые ручки» вторая группа раннего возраста по художественной направленности
рабочая программа (младшая группа)

Ооржак Орлан-кыс Демир-ооловна

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Умелые ручки» вторая группа раннего возраста

 по художественной направленности

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности

Так как дети от 2 до 3 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

На данных занятиях дошкольник  активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
  • Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Обучающие:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год - 32, время занятий 10 мин.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

Календарно - тематический план

Тема занятия

Задачи

Предварительная работа

Форма работы и оснащение

Кол-во занятий

Октябрь

1

Цветные пальчики

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Разучивание пальчиковой гимнастики. «Этот пальчик в лес пошёл» .

Рисование пальчиками. Образец, гуашь с основными цветами, ½ альбомного листа, влажные салфетки.

2

Ягодки на тарелке

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Рассматривание

Картинок с разными видами тарелок

Рисование пальчиками. Образец, гуашь с основными цветами, шаблон круг белого цвета , влажные салфетки.

3

Сшили Тане сарафан

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Рассматривание одежды

Рисование пальчиками. Образец, гуашь с основными цветами, ½ шаблон сарафана, влажные салфетки.

4

Разноцветн ые горошки

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Вместе с ребятами рассматривали и закрепляли основные цвета

Рисование пальчиками. Образец, гуашь с основными цветами, ½ альбомного листа, влажные салфетки.

Ноябрь

1

Дождик, дождик пуще.

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Просмотр видио записи про дождь.

Рисование пальчиками Образец, гуашь голубого цвета, 1/2албьмного листа, влажные салфетки.

2

Горошинки на зонтике

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Рассматривание картинок с изображением зонтиками разной величины, раскраски.

Рисование пальчиками Шаблон зонтика, образец, гуашь с основными цветами, влажные салфетки.

3

Подводное царство

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Рассматривание энциклопедии с морскими обитателями.

Рисование пальчиками альбомный лист с изображением водорослей и рыб, голубая гуашь, влажные салфетки.

4

Петушок, петушок…

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Рассматривание картинок с изображением петуха

Рисование пальчиками, гуашь кисточки, тонированный зеленым цветом лист бумаги, игрушка – петушок или картинка, карандаши или фломастеры, влажные салфетки.

Декабрь

1

Цветные ладошки

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Закрепление основных цветов

Рисование ладошками, разведенная гуашь; различных цветов; лист ватмана; вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки; колокольчик.

2

Цветик-семицветик

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Прочитывание отрывка из произведения «Цветик-семицветик

Рисование ладошками, гуашь, альбомный лист, кисти, салфетки, .

3

Озорные лучики

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

рассматривание изображение солнца в книгах

Рисование ладошками, поролон, гуашь большой ватман.

4

Белый мишка

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей.

Рассматривание картинок с медведями, изучение энциклопедии о жителях севера

Рисование ладошками образец, альбомный лист тонированный голубым цветом,

Январь

1

Горошины для петушка

Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.

Разгадывание загадок, изучения еды петушка

Рисование ватными палочками Игрушка петуха,1/2 альбомного листа, образец рисунка.

2

Идет снег

Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.

Разучивание физкультминутки «Снежинка», изучения снега.

Рисование ватными палочками, сюжетная картинка «Зима», бумага синего цвета, белая краска, ватные палочки, поднос со снегом.

3

Узор на платочке

Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.

Закрепление основных цветов,рассматривание узоров на различных платочках

Рисование ватными палочками, Раскрашенный платочек; силуэты платочка; гуашь - зеленая, красная, синяя; кисточки; банки с водой; подставки под кисти; тычки – ватные палочки; салфетки; игрушка – кукла Маша с наклеенными слезками на щеках.

4

В лесу родилась елочка

Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.

Учить накладывать геометрические фигуры на магнитную доску, развивать мелкую моторику пальцев

Рисование ватными палочками, Магнитная елочка и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, подготовленные образцы елочек, гуашь красного, желтого, оранжевого, синего, белого цвета. искусственная ёлка с гирляндой.

Февраль

1

Вот зима кругом бело

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Рассматривание альбома времена года, просмотр

Видио записи о зиме.

Тычок, Объемная елочка, сделанная из бумаги, наклеенная на большой лист темного цвета для показа способов изображения; альбомного листа синего цвета с наклеенными елочками, жесткие кисти; белая гуашь, салфетки.

2

Снег идет

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Показ иллюстраций в книжках, картин о зиме.

Тычок

Альбомный лист синего цвета бумага, жёсткие кисти; белая гуашь,

3

Цыплятки

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Повторение названия домашней птицы. «Птичий двор»

Тычок альбомный лист зелёного цвета, жёлтая гуашь, образец работы

4

Бусы для Кати

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Рассматривание бус разной величины и цвета.

Рисование пальцем, гуашь трех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы, "волшебная палочка", салфетки.

Март

1

Кубики для Вани

Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Игры с конструктором разного размера, повторение цвета.

Оттиск (штамп) пенопластом Штампы, образец рисунка ,альбомный лист, кубики разной величины, влажные салфетки.

2

Мячики

Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Повторение формы круг, игры с мячами разного цвета и размера.

Оттиск (штамп) пенопластом штампы .образец рисунка,1\2 альбомного листа, мячики разного размера. влажные салфетки.

3

Башни

Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Знакомство детей с разновидностями башен, постройка из конструктора.

Оттиск (штамп) пенопластом штампы, образец рисунка ,иллюстрации с видами башен, влажные салфетки.

4

Гусеница

Развивать устойчивый интерес к занятиям по изобразительной деятельности.

Рассматривание гусеницы на картинках и во время прогулки.

Оттиск (штамп) пенопластом штампы, образец рисунка, игрушка гусеничка.

Апрель

1

Платье для Катюши

Создать условия для развития творческих способностей

Просмотр одежды на куклах, альбома с разными видами платьев.

Оттиск (штамп) пенопластом штампы, шаблон платья, образец работы. влажные салфетки.

2

Спрячь зайку

Создать условия для развития творческих способностей

Знакомство с губкой ее свойством.

Рисование губкой, разведенная гуашь зеленого цвета, плотная бумага с контурным рисунком, губки, вода, салфетки, игрушка-лиса.

3

Веселые животные

Создать условия для развития творческих способностей

Повторение работы с трафоретом.

Рисование трафаретом, гуашь, кисточка, бумага, трафарет.

4

На что похожи облака

Создать условия для развития творческих способностей

Рассматривание облаков на прогулки

Рисование по-мокрому, вода, краски или гуашь, бумага, кисточка, салфетка.

Май

1

Салют

Способствовать гармоничному развитию детей, развивать бытовые навыки.

Просмотр видеозаписей праздничных салютов

Набрызг, ватман затонированный синим цветом, кисточки ,гуашь, салфетки

2

Звездочки на небе

Способствовать гармоничному развитию детей, развивать бытовые навыки.

Рассматривание картинок со звездным небом

Набрызг, тонированный лист бумаги, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жеская кисть или зубная щетка, эскизы звездного неба.

3

Дождь идет

Способствовать гармоничному развитию детей, развивать бытовые навыки.

Чтение рассказов про дождик, заучивание потешек про дождик.

Рисование пипеткой, белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Палитра с красками, кисти, влажные салфетки, пипетка

4

Мухомор

Способствовать гармоничному развитию детей, развивать бытовые навыки.

Рассматривание картинок грибов разных видов.

Рисование пипеткой, бумага, белая гуашь, пипетка, шаблом мухомора, салфетка

Ресурсы необходимые для реализации программы:

  1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами),
  2. оттиск печатями из картофеля,
  3. пальчиком,
  4. ладошкой,
  5. тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки)

План работы с родителями:

Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание «Игры с красками»

2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»

3. Показ презентации «Нетрадиционные техники рисования»

4. Круглый стол «Рисуя – развиваемся».

5. Консультация «Творчество детей».

6. Оформление выставки детских работ.

7. Совместное развлечение «В гостях у краски».

Работа с педагогами.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 4 раза в год. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. проведение открытого мероприятия
  2. проведение мастер - класса среди педагогов
  3. проведение выставок детских работ

Ожидаемый  результат

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

- Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

- использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3 С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

4. Л. Шубная Свирель «Стихи для детей» Ставрополь 2002 г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...

ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки». Старшая группа

Кружкова работаДополнительная программадля детей старшей группы«Умелые ручки»...

Рабочая программа образовательной деятельности во второй группе раннего возраста общеразвивающей направленности 2020-2021 уч.г.

Основу  рабочей программы составляет подбор материалов для  развернутого перспективного  планирования, составленного по  общеобразовательной программе дошкольного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...

Проект на тему: «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (вторая группа раннего возраста)

Работа с родителями через совместную творческую деятельность с детьми....