Открытое занятие "Свойства крахмала"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Открытое занятие "Свойства крахмала" в подготовительной группе, которое являлось итоговым в проекте "Крахмал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_krahmal.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»
Конспект опытно – экспериментальной деятельности
«Свойства крахмала»
Выполнил: воспитатель
Захарова Я.В.
Дивногорск, 2023
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Основная деятельность: познавательно-исследовательская.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей знаний о свойствах крахмала с помощью поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о крахмале;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;
-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;
-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Предварительная работа:
Работа в рамках экспериментальной деятельности в системе (сахар, соль, мука, крахмал), расширения знаний по теме, развития самостоятельного мышления, умения взаимодействовать со сверстниками. Введение в проблемную ситуацию, определение темы деятельности «Свойства крахмала», выдвижение гипотезы – крахмал есть в картофеле, с крахмалом можно провести интересные опыты.
Оборудование:
1 опыт:
Стаканчик с водой под номером 1, крахмал, йодовый раствор, лимонный сок.
2 опыт:
Листок с шифром, вода с йодовым раствором, кисть, чистый лист бумаги, лимонный сок, ватная палочка.
Опыт 3: стаканчик с водой, тарелка с крахмалом (порошок), ложка, влажная салфетка (все материалы по количеству детей).
Словарная работа: неньютоновская жидкость, вязкая масса, однородная масса, нейтрализует цвет.
Ход деятельности:
Здравствуйте ребята. Вы любите кисель, а вы, наверное, знаете, из чего его готовят? Для чего в кисель добавляют крахмал? Чтобы он загустел. В каких еще продуктах есть крахмал? В картофеле, хлебе.
Помните, мы уже проводили интересные опыты с этим веществом? Какие опыты мы уже проводили с крахмалом? А хотите узнать, какие еще свойства есть у этого интересного продукта, о которых мы пока не знаем?
Сегодня я предлагаю вам с помощью крахмала разгадать тайный шифр, который я для вас подготовила. И научу вас его писать. Хотите?
Перед тем, как приступить к выполнению опытов, нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.
- Не шуметь.
- Быть в специальной одежде (халат или фартук).
- Нельзя ничего трогать, пробовать без инструкции воспитателя.
- Поднимать руку, есть хочешь что-то сказать или спросить.
- Внимательно слушать воспитателя и выполнять задание по его инструкции.
Давайте наденем халаты (фартуки) и пройдем в лабораторию.
Опыт № 1.
Мы с вами уже знаем, как можно узнать, в каком продукте есть крахмал и уже это делали с вами. Что нам для этого понадобится? Йод, верно. Если мы капнем йодом на продукт, в котором есть крахмал, что произойдёт? Верно, продукт с крахмалом окрасится в темно-фиолетовый цвет. Давайте добавим в стаканчик под номером 1 крахмал и перемешаем, теперь добавим в крахмальную жидкость стаканчик с йодовым раствором под номером 1 и посмотрим, что произойдёт. Какого цвета жидкость? А теперь я вам расскажу ещё один секрет. Давайте добавим в наш стаканчик небольшое количество лимонного сока. Для этого возьмем стакан с номером 1 с лимонным соком и аккуратно перемешаем. Что произошло с жидкостью? Как вы думаете, почему так произошло? Раскрою вам секрет, в лимонном соке есть кислота, которая нейтрализует (обесцвечивает) йод. И наша жидкость снова становится прозрачной.
Вывод: давайте закрепим ещё раз. Что мы только что с вами сделали? Верно, окрасили крахмальную воду йодом, и она стала фиолетовой. А затем добавили лимонный сок, и он обесцветил наш раствор, он стал прозрачным. Отлично, теперь мы можем отложить материалы, которыми мы пользовались в первом опыте и взять все материалы для второго опыта.
Опыт №2.
-Теперь я предлагаю вам разгадать тайное послание, которое я зашифровала для вас. Разгадывать мы его будем с помощью йодовой воды. Для этого нам потребуется: бумага, вода с йодом и кисти.
Я написала на бумаге шифр. Чтобы увидеть, какой шифр изображен на листке, нам понадобится вода с йодом. У вас есть стаканчик под цифрой 2, в нём йодовый раствор. Возьмите кисть и закрасьте весь лист бумаги. У вас виднеется рисунок. Как вы думаете, почему же лист окрасился в фиолетовый цвет? Да, в составе бумаги тоже есть крахмал. А как вы думаете, чем я нарисовала шифр, что он не окрасился йодом и остался светлым? Верно, я его нарисовала лимонным соком.
А хотите ли вы нарисовать собственный шифр и дать его разгадать дома родителям? Давайте попробуем. Вам понадобится стаканчик с лимонным соком под номером 2 и ватная палочка. Вы можете приступать рисовать своё тайное послание.
Кто закончил, отложите ваши послания на стол и вернитесь на свои места. Они будут сохнуть, пока мы проводим следующий опыт.
Ребята, мы вместе с вами вспомнили, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях, узнали, как его обнаружить, а сейчас я предлагаю вам с ним поиграть. Крахмал очень интересный материал с его помощью можно изготовить необычную жидкость, которая называется неньютоновская. (Крахмал, вода)
Неньютоновская жидкость – это субстанция, которая одновременно может быть и твёрдой и жидкой, с ней можно придумать много интересных игр.
Чтобы получить неньютоновскую жидкость, нам нужно взять тарелочку с крахмалом и налить в него воду (стаканчик 3). Мы смешиваем воду и крахмал в равных пропорциях. Теперь нам нужно перемешать всю массу, чтоб она стала однородной. Нам нужна будет ложка. У вас должна получиться вязкая масса. Давайте быстро соберем её руками и слепим колобок. А теперь остановимся, и наша жидкость будет стекать по рукам. Можете помять пальцем, она будет вести себя как пластилин. Однако если опять начнете надавливать – почувствуете, что материал вновь становится твёрже.
Я предлагаю позже соединить все наши получившиеся комочки в одну массу, чтобы её стало больше и поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если вы попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положите на нее ручку, то она погрузится в жидкость. Я оставлю для вас её, и вы сможете поиграть в свободное от занятия время.
Теперь вы можете отложить нашу волшебную жидкость в сторону и вытереть руки салфеткой. Позже мы с вами вымоем руки, но для начала пройдем на ковёр, чтобы подвести итоги.
Вывод: О каких свойствах крахмала мы сегодня с вами узнали? Крахмал окрашивается в фиолетовый цвет с помощью йода и обесцвечивается с помощью лимонного сока. А ещё из него можно сделать неньютоновскую жидкость. Какой удивительный и интересный, оказывается, может быть, крахмал. Вам понравились наши опыты? Кому понравилось больше писать шифр? А кому понравилось делать неньютоновскую жидкость? Отлично, я очень рада, что мы провели с вами сегодня такие интересные и полезные опыты.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам веселых человечков, которые тоже сделаны из крахмала. Веселому человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и развивать ваши пальчики. (капитошка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое крахмал?
МАтериал направлен на развитие у детей интереса к познавательно-эксперементальной деятельности. В ходе эксперимента ребенок самостоятельно делает выводы о крахмале, его необходимости и важн...
Исследовательский проект по изучению свойств картофеля и крахмала. Тема: «Красавица – картошка»
Исследовательский проектпо изучению свойств картофеля и крахмалаНаправление: естествознание (живая природа)Тема: «Красавица – картошка»...
конспект "Где Прячется крахмал?""
Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельтностьКонспект познавательно-исследовательскй деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет)....
Крахмал - невидимка
Нахождение крахмала в различных продуктах...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»(Открытое занятие)
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»Открытое занятие.Тема: Где прячется крахмалЦель: Способствовать расширению знаний детей о происхождении крахмала и е...
Конспект открытого занятия "В поисках крахмала"
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.Развивающие:Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать логичес...
Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».
Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.Данное занятие проводилось с групп...