Открытое занятие "Свойства крахмала"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Яна Викторовна Захарова

Открытое занятие "Свойства крахмала" в подготовительной группе, которое являлось итоговым в проекте "Крахмал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_krahmal.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»

Конспект опытно – экспериментальной деятельности

 

 «Свойства крахмала»

Выполнил: воспитатель

                                                                           Захарова Я.В.

Дивногорск, 2023

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Возраст:  дети старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей знаний о свойствах крахмала с помощью поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и расширять знания детей о крахмале;

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

-развивать у детей познавательный  интерес, стремление к поисково-познавательной деятельности;

-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка;

-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка;

-поддерживать  у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Предварительная работа:

Работа в рамках экспериментальной деятельности в системе (сахар, соль, мука, крахмал), расширения знаний по теме, развития самостоятельного мышления, умения взаимодействовать со сверстниками. Введение в проблемную ситуацию, определение темы деятельности «Свойства крахмала», выдвижение гипотезы – крахмал есть в картофеле, с крахмалом можно провести интересные опыты.

Оборудование:

1 опыт:

Стаканчик с водой под номером 1, крахмал, йодовый раствор, лимонный сок.

2 опыт:

Листок с шифром, вода с йодовым раствором, кисть, чистый лист бумаги, лимонный сок, ватная палочка.

 Опыт 3: стаканчик с водой, тарелка с крахмалом (порошок), ложка, влажная салфетка (все материалы по количеству детей).

Словарная работа: неньютоновская жидкость, вязкая масса, однородная масса, нейтрализует цвет.

Ход деятельности:

Здравствуйте ребята. Вы любите кисель, а вы, наверное, знаете, из чего его готовят? Для чего в кисель добавляют крахмал? Чтобы он загустел. В каких еще продуктах есть крахмал? В картофеле, хлебе.

Помните, мы уже проводили интересные опыты с этим веществом? Какие опыты мы уже проводили с крахмалом? А хотите узнать, какие еще свойства есть у этого интересного продукта, о которых мы  пока не знаем?

Сегодня я предлагаю вам с помощью крахмала разгадать тайный шифр, который я для вас подготовила. И научу вас его писать. Хотите?

Перед тем, как приступить к выполнению опытов, нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории.

  1. Не шуметь.
  2. Быть в специальной одежде (халат или фартук).
  3. Нельзя ничего трогать, пробовать без инструкции воспитателя.
  4. Поднимать руку, есть хочешь что-то сказать или спросить.
  5. Внимательно слушать воспитателя и выполнять задание по его инструкции.

Давайте наденем халаты (фартуки) и пройдем в лабораторию.

Опыт № 1.

Мы с вами уже знаем, как можно узнать, в каком продукте есть крахмал и уже это делали с вами. Что нам для этого понадобится? Йод, верно. Если мы капнем йодом на продукт, в котором есть крахмал, что произойдёт? Верно, продукт с крахмалом окрасится в темно-фиолетовый цвет. Давайте добавим в стаканчик под номером 1 крахмал и перемешаем, теперь добавим в крахмальную жидкость стаканчик с йодовым раствором под номером 1 и посмотрим, что произойдёт. Какого цвета жидкость? А теперь я вам расскажу ещё один секрет. Давайте добавим в наш стаканчик небольшое количество лимонного сока. Для этого возьмем стакан с номером 1 с лимонным соком и аккуратно перемешаем. Что произошло с жидкостью? Как вы думаете, почему так произошло? Раскрою вам секрет, в лимонном соке есть кислота, которая нейтрализует (обесцвечивает) йод. И наша жидкость снова становится прозрачной.

Вывод: давайте закрепим ещё раз. Что мы только что с вами сделали? Верно, окрасили крахмальную воду йодом, и она стала фиолетовой. А затем добавили лимонный сок, и он обесцветил наш раствор, он стал прозрачным. Отлично, теперь мы можем отложить материалы, которыми мы пользовались в первом опыте и взять все материалы для второго опыта.

Опыт №2.

-Теперь я предлагаю вам разгадать тайное послание, которое я зашифровала для вас. Разгадывать мы его будем с помощью йодовой воды. Для этого нам потребуется: бумага, вода с йодом и кисти.

 Я написала на бумаге шифр. Чтобы увидеть, какой шифр изображен на листке, нам понадобится вода с йодом. У вас есть стаканчик под цифрой 2, в нём йодовый раствор. Возьмите кисть и закрасьте весь лист бумаги. У вас виднеется рисунок. Как вы думаете, почему же лист окрасился в фиолетовый цвет? Да, в составе бумаги тоже есть крахмал. А как вы думаете, чем я нарисовала шифр, что он не окрасился йодом и остался светлым? Верно, я его нарисовала лимонным соком.

А хотите ли вы нарисовать собственный шифр и дать его разгадать дома родителям? Давайте попробуем. Вам понадобится стаканчик с лимонным соком под номером 2 и ватная палочка. Вы можете приступать рисовать своё тайное послание.

Кто закончил, отложите ваши послания на стол и вернитесь на свои места. Они будут сохнуть, пока мы проводим следующий опыт.

Ребята, мы вместе с вами вспомнили, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях, узнали, как его обнаружить, а сейчас я предлагаю вам с ним поиграть. Крахмал очень интересный материал с его помощью можно изготовить необычную жидкость, которая называется неньютоновская. (Крахмал, вода)

Неньютоновская жидкость – это субстанция, которая одновременно может быть и твёрдой и жидкой, с ней можно придумать много интересных игр.

Чтобы получить неньютоновскую жидкость, нам нужно взять тарелочку с крахмалом и налить в него воду (стаканчик 3). Мы смешиваем воду и крахмал в равных пропорциях. Теперь нам нужно перемешать всю массу, чтоб она стала однородной. Нам  нужна будет ложка. У вас должна получиться вязкая масса. Давайте быстро соберем её руками и слепим колобок. А теперь остановимся, и наша жидкость будет стекать по рукам. Можете помять пальцем, она будет вести себя как пластилин. Однако если опять начнете надавливать – почувствуете, что материал вновь становится твёрже.

Я предлагаю позже соединить все наши получившиеся комочки в одну массу, чтобы её стало больше и поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если вы попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положите на нее ручку, то она погрузится в жидкость. Я оставлю для вас её, и вы сможете поиграть в свободное от занятия время.

Теперь вы можете отложить нашу волшебную жидкость в сторону и вытереть руки салфеткой. Позже мы с вами вымоем руки, но для начала пройдем на ковёр, чтобы подвести итоги.

Вывод: О каких свойствах крахмала мы сегодня с вами узнали? Крахмал окрашивается в фиолетовый цвет с помощью йода и обесцвечивается с помощью лимонного сока. А ещё из него можно сделать неньютоновскую жидкость. Какой удивительный и интересный, оказывается, может быть, крахмал. Вам понравились наши опыты? Кому понравилось больше писать шифр? А кому понравилось делать неньютоновскую жидкость? Отлично, я очень рада, что мы провели с вами сегодня такие интересные и полезные опыты.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам веселых человечков, которые тоже сделаны из крахмала. Веселому  человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и развивать ваши пальчики. (капитошка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое крахмал?

МАтериал направлен на развитие у детей интереса к познавательно-эксперементальной деятельности.  В ходе эксперимента ребенок самостоятельно делает выводы о крахмале, его необходимости и важн...

Исследовательский проект по изучению свойств картофеля и крахмала. Тема: «Красавица – картошка»

Исследовательский проектпо изучению свойств картофеля и крахмалаНаправление: естествознание (живая природа)Тема: «Красавица – картошка»...

конспект "Где Прячется крахмал?""

Рекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельтностьКонспект познавательно-исследовательскй деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6-7 лет)....

Крахмал - невидимка

Нахождение крахмала в различных продуктах...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»(Открытое занятие)

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Где прячется крахмал»Открытое занятие.Тема: Где прячется крахмалЦель: Способствовать расширению знаний детей о происхождении крахмала и е...

Конспект открытого занятия "В поисках крахмала"

Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.Развивающие:Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать логичес...

Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».

Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.Данное занятие проводилось с групп...