Самообразование «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка

Сковородникова Анна Владимировна

 

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2022.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» 2021-2022

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;

- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

-Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.

-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

- Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр. 

-Подготовить отчет-презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Актуальность проблемы:

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в развивающих играх, которым необходимо уделять большое внимание. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Сентябрь 2021г.

-Изучить и проанализировать литературу по данной теме: учить анализировать и обсуждать.

-Папка дошкольника «Логика»: развивать логическое мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

-Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»:  учить детей математике в обыденной жизни.

Октябрь

1. Дидактическая игра «Сложи из треугольников»: развивать мышление, воображение, творчество.

2. Геометрические фигуры в загадках: учить классифицировать фигуры по разным признакам

3. Изготовление дидактической игры «Цветное домино»: развитие зрительного восприятия детей

4. Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»: формировать умение различать форму предметов и соотносить эту форму с геометрической фигурой.

Ноябрь

1. Задачки-сказки: развивать у детей мыслительные процессы, учить воображать

2. Д/и «Сосчитай и назови цифру»

3. Д/и «Посади зайчика на пенек»: закрепление знаний основных цветов, развитие мелкой моторики

4. Д/и «справа, слева, спереди, сзади»: учить детей различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху)

Декабрь

1. Игра «Фигуры из счетных палочек»: развивать логическое мышление

2. Игра «Разложи в фигуры по образцу»: совершенствовать умение группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины,

3. Головоломки со счетными палочками: развивать логическое мышление

4. Игры с использованием блока Дьенеша

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»: развивать интерес у детей к геометрическим фигурам и уметь находить на ощупь, определять геометрическую фигуру, называть ее.

Январь

1. Игра «Разноцветные дорожки»: развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).

2. Дидактическая игра «Найди и назови»: учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению

3. Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша: продолжать знакомить с блоками Дьенеша

4. Игра «Собери фигуру по образцу»: развивать воображение, умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой, закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Февраль.

1. Считалки с иллюстрациями: вызвать интерес и любовь к математическим считалкам

2. Игры с использованием палочек Кьюизенера «Дом с колокольчиком»: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

3. Дидактическая игра «Лабиринт»: развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук

4. Консультация для родителей «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических знаний»

Март

1. Семинар-практикум для педагогов «Логико-математические игры в развивающей среде ДОУ»: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико - математических игр как средства познавательного развития дошкольников.

2. «Соберем транспорт» игры с использованием блоков Дьенеша: развивать логическое мышление, воображение

3.Дидактическая игра: «Волшебные дорожки»: развивать внимание, логику и мышление.

4. Игра «Художники»: развивать у детей внимание, логическое мышление, творческие способности

Апрель

1. Квест-игры для педагогов «Путешествие с колобком»: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

2. Игровая ситуация «Весна пришла»: развивать образное мышление; развивать зрительную память; развивать координацию и моторику.

3. Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»: упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

4. Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат»: закрепить у детей знание названия цветов, умение определять формы предметов.

5. Игры с использованием палочек Кьюизенера «На золотом крыльце»: продолжать знакомить детей с палочками Кьюизенера

Май

1.Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»: упражнять в сравнении по длине, уметь ориентироваться в пространстве: слева, справа. Различать один, много, закрепить знание детей о различении цветов.

2. Игровое упражнение «Письмо от волшебника»: учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

3. Логические упражнения «Подумай-ка»: развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста.

4. Игра «Танграм»: научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Работа с родителями.

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Проведение родительского собрания.

Тема: Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

 Оформление папки-передвижки для родителей.

Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

 Отчет-презентация.

Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В течение года изучить литературу по теме самообразования.

Литература по теме:

1. «Играем в числа» — серия пособий.

2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед-х наук.

3. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

5. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

6. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб.: Детство-пресс, 2015 г.

7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2016г. - 256 с.

8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2016г. — 256 с.

9. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб.: Детство-Пресс, 2017 г.

10. Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2015г.

11. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2014г.

12. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников. — М.: ВАКО, 2016 г. — 208 с.

13. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2015 г.

14. http://nsportal.ru/detskiy-sad/MATEMATIKA?page=6

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – спосо...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Дидактическая игра,как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

quot;Что такое дидактическая игра?"Данная статья раскрывает нетолько понятие дидактической игры, но и ее ценность в образовательной деятельности....

Консультация для родителей " Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений"

Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений для детей  дошкольного возраста, являются неотъемлемой частью учебной деятельности. Они способствуют развитию ...

План по теме самообразования 2022-2023 учебный год Легоконструирование как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников

План работы по теме самообразования педагога Барзеевой (Киселевой) Алёны Александровны на 2022 - 2023 учебный год...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....