РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по математике (подготовительная группа)

Толстошеева Мария Алексеевна

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolstosheeva_m.a.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Толстошеева,

воспитатель 1 категории,

МДОУ "Оршанский детский сад "Колокольчик"

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

         Одной из наиболее важных и актуальных задач воспитания является развитие логического мышления и познавательно-математических способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математике занимается дисциплина «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний. В соответствии со стандартом содержание программы по математическому развитию дошкольников в каждой возрастной группе составляет пять разделов: «Количество и счёт», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

        Исследования А. М. Леушиной, А. С. Метлиной, Т. В. Тарунтаевой, А. А. Столяра, Е. И. Тихеевой и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний в дошкольном возрасте оказывает большое воздействие на различные стороны психической деятельности детей, содействует развитию восприятия и мышления,  следовательно, всей познавательной деятельности в целом. На всех ступенях дошкольного детства игре отводится главная роль. Основной формой обучения в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, это – средство, с помощью которого можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом [2, с.146].

        В методической литературе выделяют следующие особенности игры для дошкольников:

  • игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста;
  • игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств;
  • игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. Все психические новообразования берут начало в игре;
  • игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

        В соответствии ФГОС на всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится главная роль [3].

        Развивающие игры как методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики.

        Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить тренировку детей в различении, выделении, общем назывании множеств однородных предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу развития математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия [1, с. 15].

        Развивающая  игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Так же  игра выступает как средством всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к  явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о стране, в которой живет и др.

        Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально - творческого потенциала ребёнка. Игра - не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания.

        Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста. Мы, взрослые создаем условия, чтобы дети дошкольного возраста любили математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач. И подходить к этому необходимо творчески, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями.

Список источников:

  1. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г., Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет. Методическое пособие. Изд. Сфера  2017. 176 с.
  2. Леушина А.М., Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебное пособие / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2004. – 294 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]/ Министерство просвещения РФ. Банк документов. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/ (дата обращения: 02.04.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.

Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающе...

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста!  Я провела исследование, целью  которого,  было изучение проблемы ...