Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Мудрость предков"
проект

Данный проект нацелен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской и бурятской народной культуры через один из жанров устного народного творчества - загадку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudrost_predkov.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Мудрость предков»

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (октябрь-март)

Участники проекта: логопед, воспитанники старшей и подготовительной группы, родители).

Актуальность:

Загадка-один из древнейших жанров устной народной поэзии. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающимися педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К.Д.Ушинский.

Загадки широко используются педагогами в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности ребенка. Они приобщают ребенка к культуре своего народа, наблюдениям, размышлению, познанию.

Загадка- одна из малых форм УНТ, в которой в предельно сжатой, образной   форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать , обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления.

Загадки содействуют развитию речи детей. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой,  связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит  обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам культуры своего народа.

Цель проекта: формирование представлений детей загадке, как жанре УНТ, познакомить детей с загадками бурятского народа.

Задачи проекта:

1.Содействовать развитию познавательной активности, любознательности через формирование представлений детей об истории возникновения загадок, их видов.

2.Способствовать  формированию умений отгадывать загадки и доказывать верность отгадки, умения составлять загадки, разнообразные по структуре.

3.Совершенствовать грамматический строй речи, содействовать развитию связной речи, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.

4.Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.

5.Создавать условия для реализации творческой деятельности дошкольников, организовав мастерскую совместно с родителями по изготовлению книжки-малышки на основе собранного материала.

Методы проекта: игровой, словесно-практический.

Пересечение образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемый результат:

-Повышение интереса детей к устному народному творчеству русского и бурятского народа.

-У детей  сформируется представление об истории возникновения загадок.

-Дети различают виды загадок (загадка-описание, загадка-рифма, загадка-сравнение, загадка-отрицание, загадка-шутка и т.д.).

-Дети умеют отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

-Проявляют интерес к составлению загадок.

-Развитие грамматического строя и связной речи у детей, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.

-Обогащение речи детей эпитетами и сравнениями.

-Привлечение родителей к непосредственному участию в реализации проекта через выполнение  творческого задания.

-Повышение уровня педагогической компетенции родителей.

-Повышение уровня самообразования педагогов.

-Продукт проектной деятельности:

-Создание картотеки  русских и бурятских загадок.

-Оформление выставки рисунков «Мудрость предков»

-Викторина по загадкам «На каждую загадку есть своя отгадка»

Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание

Участники

Подготовительный

(октябрь-ноябрь)

1.Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической , научной и художественной литературы по теме проекта.

3.Организация развивающей среды логопедического кабинета: подбор художественной литературы по теме проекта.

4.Разработка плана беседы с детьми «Загадки в нашей жизни».

5.Привлечение родителей к совместной работе над проектом.

        Деятельностный

(декабрь-январь)

1.Тематическая беседа с детьми «История возникновения загадок».

2.Тематическая беседа с детьми «Загадки в нашей жизни».

3.Дидактические игры «Загадки и отгадки», «Подбери рифму», «Общее слово» и др.

4.Оформление стенда для родителей «Роль загадки в развитии ребенка», «Учите детей разгадывать загадки»

5.Оформление картотеки русских загадок и альбома «Бурятские загадки».

Заключительный

(февраль-март)

1.Викторина «На каждую загадку есть своя отгадка»

2.Оформление выставки рисунков: «Моя загадка».

Литература:

1.Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»-Пособие для воспитателей детского сада- М.: Просвещение, 1976г.

2.В.И.Мирясова «Загадки о животных»-М.: «Гном»,2022г.

3.В.И.Мирясова «Загадки о посуде»-М.: Гном,2022г.

4.Феданова Ю. «Загадки для детей»-М.: «Владис»,2019г.

5. Гымпилова С.Д. «Картина мира в бурятских загадках» -«Филологические науки. Вопросы теории и практики»,2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обыч...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мама – первое слово»

Цель.  Способствовать формированию знаний направленных на понятия значимости статуса – мамы, дарующей жизнь, несущей заботу, излучающую любовь, для каждого существа, живущего на земле....

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День Народного Единства»

Цель: расширять представления детей о России и ее государственных праздниках....

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы - наши пернатые друзья»

Цель.  Расширять знания детей о птицах, об их характерных особенностях, о взаимодействии с человеком и окружающей средой.                     ...