Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»
проект (старшая группа) на тему
АКТУАЛЬНОСТЬ
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt.docx | 73.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53»
Асбестовского городского округа
Свердловской области
Педагогический краткосрочный проект
Для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Космос»
Разработчик:
| Ежова Евгения Юрьевна, воспитатель I КК Коровина Анастасия Сергеевна, воспитатель I КК | |
| ||
2015г.
Оглавление
Актуальность3
Теоретическая часть4
Проектная часть8
Заключение 19
Список литературы20
Приложения21
Приложения в Microsoft PowerPoint…………………………………..……............прилагаются
АКТУАЛЬНОСТЬ
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
ПРОБЛЕМА
Между потребностями детей и созданными условиями для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос
Педагогический проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
- С учетом Основной образовательной программы МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» АГО.
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
учетом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Москва, «Мозаика – Синтез» 2010 год);
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста, особенности проявления познавательной потребности у детей, возрастную специфику проявления детской любознательности, процесс появления и развития детских вопросов. В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Современный проект старшего дошкольника - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников. 4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов; 5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом. 6. Структурирование содержательной части проекта. 7. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы. Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Цель проекта: развитие познавательной инициативы детей, через проектную деятельность.
Объект проекта: проектная деятельность.
Предмет проекта: познавательно инициатива детей.
Гипотеза: процесс развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая способствует развитию познавательной инициативы дошкольников будет эффективным, если:
-обеспечивается готовность педагога регулярно в рамках НОД (программы) организовывать познавательной деятельность дошкольников с использованием разнообразных методов, приемов;
- используется потенциал содержания НОД для развития познавательного умения дошкольников;
- организуются различные виды деятельности как детьми самостоятельно, так и совместно с родителями.
В соответствии с целью, предполагаемой гипотезой поставлены следующие задачи:
- Анализ литературы по теме;
- Раскрыть характеристику понятия «познавательной деятельности, инициативы детей»
- Выбор путей, способов решения поставленной цели
- Обобщение, систематизация полученной информации
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Но дошкольник не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители.
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Тип проекта: групповой, краткосрочный.
Срок реализации: с 21.09.2015г. по 30.09.2015г.
Задачи:
Познавательное развитие
Формировать у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства;
Обобщить и систематизировать представление детей о космосе. Расширить представления о строение солнечной системы, через познавательную деятельность.
Речевое развитие
Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин на тему «Солнечная система».
Социально - коммуникативное развитие;
Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Художественно эстетическое развитие;
Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты космического пространства, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.
Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.
Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость
Физическое развитие;
Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая.
Планируемый результат:
- создать базу по наглядному, дидактическому материалу по теме космос;
- приобрести опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повысить познавательную активность;
- закрепить знания по теме «Космос»;
- заинтересовать родителей в сотрудничестве как участников педагогического процесса.
Участники проекта: педагоги, логопед, дошкольники 5 – 6 лет и их родители.
Условия проведения:
Место реализации проекта: АМБДОУ д/с комбинированного вида № 53, Асбестовского городского округа старшая группа № 12
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап (подготовительный)
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе
- Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
- Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
- Составление конспектов, картотек игр, пособий
- Определение тем консультаций и мероприятий для родителей
2 этап (практическая часть)
Формы работы по проекту «Космос»
Образовательная деятельность в режимные моменты | Непосредственно-образовательная деятельность | ||
21.10.2015 г. (понедельник) | Беседа: «Наша солнечная система» Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций книги Левитана; энциклопедий: «Чудесна планета земля», «Окружающий мир», | 1. Познавательно - исследовательская деятельность Тема: Презентация «Что мы знаем о космосе?» Цель: Закрепить у детей понятия «космос», «космическое пространство, «звезды», «планеты 2.Физическая культура Подвижные игры: «Мы космонавты»». Задачи: развить двигательную активность. | Дидактические игры: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?»
Оформление космической стены Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях. |
08.12.2015 г. (вторник) | Инд беседа: «А ты бы хотел слетать на Луну, на Солнце Просмотр мультфильма «Лунтик» Отгадывание загадок | 1. Познавательно - исследовательская деятельность Тема: «Строительство космической станции» Цель: расширять и закреплять представление детей о космосе, космонавтах; упражнять в составлении небольших описательных рассказов по картинке, расширить словарь по данной теме. Музыка Разучивание песни «Астронавт» | Сюжетно-ролевая творческая игра «Приготовление космического обеда» «Центр управления космическим полетом» Создание «Солнечной системы» (работа пластилином на потолочной плитке) |
09.12.2015 г. (среда) | Инд. рисование карты солнечной системы для последующих сюжетно-ролевых игр. Чтение с детьми произведений о космосе: Т.А.Шорыгина «Маленькие путешествен ницы» Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине» | 1.Познавательно - исследовательская деятельность(ФЕМП) Тема: «Путешествие в космос» Цель: закрепить знания геометрических фигур; упражнять в прямом счете до 10; закреплять знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику. Продуктивная деятельность Рисование Тема: «Этот удивительный космос» Цель: учить создаватьмногоплановую сюжетную композицию,выделять главное размером и цветом. Развивать воображение детей. | Конструирование Тема: « Быстрые ракеты» Цель: закреплять умение работать с бумагой, ножнецами. Совместное прослушивание «Космические мелодии или песни про космос» Настольные игры «Покоряем пространство» «12 месяцев» «Расставь планеты по порядку» |
10.12.2015 г. (четверг) | 1. Музыка Прослушивание музыкальных записей: «На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина) Познавательно - исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность | Лепка Тема: «Космонавты» Цель: учить детей лепить фигурки космонавтов конструктивным способом. Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции. Складываний созвездий из мозаики. | |
11.12.2015 г. (пятница) 28.09.2015г. (понедельник) 29.09.2015г. (вторник) | Физкультминутка: «Земля и ее спутники» (дети бегают вокруг «земли», не убегая в сторону, держа расстояние» Просмотр иллюстраций «Звезды и созвездия» Чтение с детьми произведений о космосе: К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе» Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» Инд беседа: «Кто первый в космос слетал? Просмотр мультфильма «Тайна картонной коробки» Подбор картинок-иллюстраций для игры «Подбери правильную одежду для космонавтов Беседа: «Наша солнечная система»
| 1.Продуктивная деятельность (аппликация) Тема: «Планеты» Цель: учить детей анализировать аппликативный образ: из каких форм и как он составлен. Формировать умение создавать изображение из деталей разной величины, дополняя его более мелкими деталями другого цвета. 2. Физкультура тема: «Мы в космос полетим» цель: закреплять двигательные умения, развивать ловкость, быстроту, координацию движений. 1.Познавательно - исследовательская деятельность Тема: «Все о космосе» Цель:Закрепить полученные знания по данной теме Совместная деятельность с родителями с использованием нетрадиционных техник изо творчества «Солнечная система» | Дидактические игры «Космос» «Разрезные картинки»
Режиссерская игра «Космическое путешествие» Выставка поделок «Мир космоса» Конструктивные игры: - из пластмассового конструктора «Космический корабль» Поделка на основе гофрировки бумаги « Солнышко и месяц» Выставка совместных работ родить-елей и детей «Планеты солнечной системы»
|
Работа с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Завершающий этап.
Совместная деятельность с родителями с использованием нетрадиционных техник изо творчества «Солнечная система»
Ресурсы:
1. Информационные:
- Фото - и видеоматериалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно - методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о космосе ;
- подбор картинок по данной теме.
4. Кадровые:
- воспитатель;
- музыкальный руководитель.
5. ТСО:
- ноутбук;
- фотоаппарат;
- телевизор.
Разработка плана мероприятий:
Решение поставленных задач с детьми:
План реализации проекта
ИТОГ. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
- Кто летает в Космос?
- Кто первый полетел в космос?
- Как звали первого космонавта?
- На чем летают в космос?
- Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 15 детей (90,6%), средний уровень - 4 ребенка (9,4%). Заключительным итоговым мероприятием был мастер – класс совместно с родителями с использованием нетрадиционных техник ИЗО творчества «Солнечная система».
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература:
- Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
- Калашников В. О звездах и планетах.
- Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
- Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
- Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
- Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Деревья смотрят в воду»
Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки)....
Педагогический краткосрочный проект детей старшего возраста по теме «9 мая… Мы помним, мы гордимся! »
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”И действительно, как не велика н...
Педагогический краткосрочный проект детей старшего возраста по теме «9 мая… Мы помним, мы гордимся! »
АКТУАЛЬНОСТЬ : Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”И действительно, ...
Педагогический краткосрочный проект детей старшего возраста по теме «9 мая… Мы помним, мы гордимся! »
АКТУАЛЬНОСТЬ : Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”И действительно, ...
Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Космос"
Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста(Обучение грамоте. Знакомство с буквой Э э)Тема: КосмосЦель занятия: Закрепление знаний о космосе. Знакомство с новой буквой Э.Коррекционно ...
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возрастаП
Память - один из важнейших психологических прцессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир....
Краткосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мамины помощники»
В своем материале описываю свой краткосрочный педагогический проект "Мамины помощники": цель, задачи, актуальность темы, этапы и краткий план реализации проекта....