Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».
проект (старшая группа) по теме

Латыпова Марина Вячеславовна

Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Самары, их трудовой деятельности и ее значимости для развития города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 452 городского округа Самара

Педагог: ст.воспитатель Латыпова Марина Вячеславовна

Педагогический проект

для детей старшего дошкольного возраста на тему:

 «Путешествие по Самаре».

Аннотация проекта

        Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Самары, их трудовой деятельности и ее значимости для развития города.

       Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном городе.

Практическая значимость проекта предусматривает исследовательскую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, слайдовых презентаций по итогам проекта.

  1. Актуальность проекта.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к родному городу,  воспитания основ гражданственности.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

  1. Постановка проблемы

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Знакомимся с родным городом».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: 

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники  проекта:

- Воспитанники ДОУ

- Родители

- Педагоги

Проект долгосрочный – на 2013-2014 учебный год.

  1. Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

I Подготовительный

 (сбор информации по проблеме)

 Тестирование педагогов

Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

Анкетирование родителей по проблеме знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме

Сентябрь 2013

Октябрь 2013

Октябрь 2013

Сентябрь-Ноябрь 2013

Ст. воспитатель

Педагоги

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель, педагоги

II Основной           (практический)

Обеспечение условий для реализации проекта

 Внедрение в образовательный процесс эффективных методик по знакомству детей с родным городом

 

Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ

Совместные мероприятия с семьями воспитанников

Организация работы обучающего семинара для педагогов

Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

В ходе    реализации проекта

В ходе   реализации проекта

Сентябрь – ноябрь

В ходе    реализации проекта

Сентябрь

 В ходе    реализации проекта

Заведующая

Педагоги

Педагоги

 Ст. воспитатель

педагоги

Ст. воспитатель

 

Ст. воспитатель

педагоги

III  Заключительный (аналитический)

Презентация проекта на городском конкурсе «Юный Самарчанин»

Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

По плану

 

Май 2014

Ст. воспитатель

 

Ст. воспитатель

Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:

1.Пополнение методического   обеспечения образовательного процесса

2.Наличие необходимого дидактического материала

3.Уголки краеведения в группах

Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях, это:

  1. Работа с воспитанниками;
  2. Работа с родителями;
  3. Работа с педагогами.

Организация работы с воспитанниками включает в себя:

1. Проведение цикла познавательных занятий на темы:

- «Страницы истории Самары»;

- «Чем живет мой город»;

-  «Люди и судьбы Самары».

2. Оформление альбомов:

- «Достопримечательности моего города»;

- «Красная книга Самарской области»;

- «Самарская Лука».

3. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о Самаре, о Волге»;

4. Оформление дидактических игр по краеведению:

- «Узнай, где я нахожусь?»;

- «Собери картинку»;

- «Что за улица?»;

- «Карта моего города»;

- «Город будущего»;

- «Мой край родной»;

- «Я - фотограф»;

- «Вот моя улица, вот мой дом родной».

5. Выставка «Сделаем наш город  чище» (совместно с родителями).

6. Лепка «Уголок Самары».

7. Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.

8. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен о Самаре, Волге.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе мы пользовались методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной, а также опирались на парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва).

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, используются следующие формы и методы работы:

- анкетирование;

- беседы с родителями о важности данной проблемы;
- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

- изготовление семейных альбомов «Где мы любим бывать;

- привлечение родителей к пополнению уголка «Моя малая родина»;

- словотворчество с родителями «Сочини частушку о Самаре, о Волге»;

- выставка «Сделаем наш город чище», «Самара спортивная»;

- оформление альбомов «Достопримечательности нашего города», «Красная книга Самарской области», «Самарская Лука», «Знаменитые люди нашего края», «Издалека долго течет река Волга».

Работа с педагогами включает в себя:

- Занятия обучающего семинара.

- Консультирование педагогов  по проблеме.

- Выставка игровых и дидактических пособий.

- Презентация материалов для родителей.

- Научно-методическое обеспечение педагогов.

- Разработка критериев, диагностических карт для детей по данной теме.

- Отчет воспитателей о ходе реализации проекта.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей;
  2. Методические разработки,
  3. Интеграция со специалистами.

5.Предполагаемый результат

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного города.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96 с.
  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  6. Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  7. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

     Интернет ссылки:

  1. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
  2. http://www.maaam.ru/obrazovanie/proekty

Приложение № 1

Конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Гордость Самары»

Форма проведения: фронтальная

Программное содержание:

  1. Обучающие задачи:
  1. Познакомить детей с известными людьми города Самара (Д.И. Козлов, П.Л. Монастырский, М.А. Мальцев);
  2.  Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества;
  3.  Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.
  1. Развивающие задачи:
  1.  Развивать коммуникативные навыки, эмпатию;
  2.  Развивать внимание, память, творческое воображение;
  1. Воспитательные задачи:
  1.  Воспитывать любовь к Родине, к своему городу;
  2.  Воспитывать чувство гордости, познавательного интереса и уважения к людям, кто внес огромный вклад в развитии нашей страны;
  3.  Воспитание эмоционально-чувственного отношения к рассказу педагога.

 Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал: проектор, экран, презентации.

Раздаточный материал: альбомные листы для рисования, краски, кисточки, салфетки, палитра (по количеству детей).

Музыкальное оформление: «С чего начинается Родина?»

      Предварительная работа:

- экскурсия с детьми на улицу Ленинградскую к аллее знаменитых людей;

- чтение стихов о Родине, о подвигах советских солдат в годы великой Отечественной войны;

- рассматривание картин, иллюстраций, связанных с профессиями;

- поход к зданию Драматического театра;

- экскурсия к Вечному огню;

- прогулка по Набережной.

Словарная работа: россияне, Отечество, Отчизна, Родина-матушка, Русь, достопримечательности, драматический театр, конструктор, Великая Отечественная война, мотострелковый батальон, озеро Хафель, Берлин.

Ход НОД:

Звучит музыка «С чего начинается Родина».

     Дети заходят в зал и встают в круг.

     Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга быстро, быстро.

     Что вы чувствуйте?

    Ответы детей.

     Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук, а теперь возьмитесь за руки и подарите его друг другу.

        Друг на друга посмотрели

        И на стульчики присели.

      Воспитатель: Ребята, на нашей планете много разных стран, но самая большая наша страна (слайд № 1).  Как она называется?

     Ответы детей.

     Воспитатель: Наша Родина – большая и красивая, у нее славная история, которой мы должны гордиться.

      А как еще можно назвать Россию?

     Дети и воспитатель: Отечество, Родина – матушка, Русь, Отчизна.

     Воспитатель: Хорошо, а как называются люди, которые живут в нашей стране?

     Ответы детей.

 Воспитатель: Россияне. А теперь давайте скажем еще раз, но с гордостью и величием.

     Дети: Россияне! (с гордостью и величием)

     Воспитатель: В нашей стране, в России,  много разных городов.

     А в каком городе мы с вами живем?

     Дети: Самара (слайд № 2).

     Воспитатель: Самара – большой и красивый город, он стоит на берегу великой русской реки Волги.

              В нашем городе много интересных мест, где мы с вами побывали: площадь Славы, набережная, Театр кукол, площадь им. В.В.Куйбышева и это не все (слайд № 3).

  Самара славится не только достопримечательностями, но и знаменитыми людьми, которые жили и живут в нашем городе. О некоторых из них я хочу вам рассказать.                              

  Посмотрите,  что это за здание? (слайд № 4)

     Воспитатель: Действительно, это Самарский драматический театр. И человек, о котором я хочу вам рассказать, считается самым главным человеком в театре - режиссер. Его зовут Петр Львович Монастырский (слайд № 5).

           Он занимается постановками спектаклей и поставил их более 200.  А также является автором многих книг о театре и  актерах.

За успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» (слайд № 6).

     Воспитатель: Следующий человек, о котором я вам расскажу, это  известный ученый и конструктор Козлов Дмитрий Ильич (слайд № 7). Вся жизнь Дмитрия Ильича связана с созданием ракетно – космической техники. Он создал самую знаменитую ракету «Р-7» (слайд № 8). Давайте посмотрим фильм о том, как создаются ракеты (видеоролик № 1).

Летом 2009 года в Самаре был открыт музей «Самара Космическая» в память известного ученого и конструктора Козлова Дмитрия Ильича. Это настоящая ракета. Высота ракеты – 68 метров, выше 12 этажного дома, вес – 20 тонн (слайд № 9).  Вы наверняка все видели эту ракету – музей?!

Воспитатель: А кто-нибудь из вас был внутри, в музее?  

Ответы детей.    

Воспитатель: А теперь я хочу вам предложить игру.  Давайте встанем в круг и повторяйте вместе со мной.

Физкультминутка:

Раз, два – стоит ракета (дети стоят, руки вдоль туловища).

Три, четыре – самолет (руки поднимаются в стороны).

Раз, два – хлопок в ладоши (дети 2 раза хлопают в ладоши).

А потом на каждый счет (дети маршируют).

Раз, два, три, четыре (дети хлопают в ладоши).

Руки выше, плечи шире (руки поднимаются вверх, затем ставятся на пояс).

Раз, два, три, четыре – и на месте походили (хлопки в ладоши, маршировка на месте).

Повторить 2-3 раза

          Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики и продолжим наше занятие. Сейчас я хочу поговорить с вами о войне. Во время Великой Отечественной войны, каждый житель нашего города принимал участие в борьбе против фашистов. О войне много снято фильмов, написано книг для взрослых и детей. Давайте посмотрим маленький фрагмент фильма (видеоролик № 2).

Вот такая была суровая война. В честь героев называли города, корабли, самолеты, улицы. И в нашем городе много улиц, названных в честь героев, и одна из них называется именем героя М.А.Мальцева (слайд 10). А он прадедушка нашей Анастасии (слайд 11).

    В мирное время, Мальцев Михаил Андреевич был шахтером. А когда началась война, его назначили командиром мотострелкового ботальона. Он отважно сражался с врагами и совершил много подвигов. О некоторых я вам сейчас расскажу.

 Однажды зимой лейтенант Мальцев с группой разведчиков с боем ворвался в немецкую траншею, захватил в плен немца и стал отходить. Противник открыл огонь по отходящей группе бойцов, и Мальцев был ранен (слайд 12). Три месяца он провел в госпитале. А после лечения он опять отправился на фронт и был назначен командиром роты противотанковых ружей.

Он не знал страха. Весной 1945 года его батальон устремился к Берлину (столица Германии). Передовой отряд, под командованием капитана Мальцева двинулся через канал озера Хафель. Бойцы переправлялись, где по колено, где по пояс в воде. Передвигались по затопленным настилам, по металлическим фермам взорванного моста, на самодельных плотах (слайд 13). Когда переправилось часть бойцов, немцы ураганным огнем разбили переправочные средства и отсеки группу бойцов от основного войска. Путь назад был отрезан. Наши бойцы десанта под сильным огнем противника зарылись в землю.

С наступлением темноты через канал переправился весь батальон, а на следующее утро в ожесточенном бою наши солдаты овладели позициями немецкой обороны. Захватили оружейный склад, где находилось 2000 исправных пулеметов.

Наши солдаты, под командованием прадедушки Анастасии, вели бои на улицах, на чердаках и подвалах домов города Берлина (слайд 14). Под таким натиском русских солдат немцы начали сдаваться.

Во время боев под Берлином батальон капитана Мальцева уничтожил 17 танков противника и  32 зенитных орудия.

За свою храбрость и отвагу Мальцеву Михаилу Андреевичу было присвоенно самое почетное звание - звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль «Золотая звезда» (слайд № 15).

Вот такой был храбрый и отважный прадедушка нашей Анастасии.    

Наше занятие подошло к концу. 

                        Главное богатство в России живет.

                        Великий, могучий, российский народ.

                        Нет богатства драгоценнее на свете.

                        Это большие и малые дети.

А теперь давайте встанем в круг, возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте,  кем бы вы хотели стать, когда вырастите и какие добрые дела и подвиги  хотели бы совершить на благо нашего города (пауза). Представили? А теперь нарисуйте то, что вы себе представили.

     

Дети садятся за столы и принимаются рисовать.

     (Звучит музыка «С чего начинается Родина»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Олимпиаде Сочи – 2014»

Олимпиада - гордость страны,Поэтому за Сочи мы очень горды.Четырнадцатый год наступитИ город к Играм приступит!Олимпийский город, Город-курорт,К олимпиаде готовься, она тебя ждет!!!...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»

Обобщение знаний детей о декоративно - прикладном искусстве. Развивитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству....

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»

Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, комм...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...