Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».
проект (старшая группа) по теме
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Самары, их трудовой деятельности и ее значимости для развития города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 452 городского округа Самара
Педагог: ст.воспитатель Латыпова Марина Вячеславовна
Педагогический проект
для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Путешествие по Самаре».
Аннотация проекта
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Самары, их трудовой деятельности и ее значимости для развития города.
Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном городе.
Практическая значимость проекта предусматривает исследовательскую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, слайдовых презентаций по итогам проекта.
- Актуальность проекта.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к родному городу, воспитания основ гражданственности.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
- Постановка проблемы
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Знакомимся с родным городом».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта:
- Воспитанники ДОУ
- Родители
- Педагоги
Проект долгосрочный – на 2013-2014 учебный год.
- Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответственный |
I Подготовительный (сбор информации по проблеме) | Тестирование педагогов Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности Анкетирование родителей по проблеме знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме | Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь-Ноябрь 2013 | Ст. воспитатель Педагоги Ст. воспитатель Ст. воспитатель, педагоги |
II Основной (практический) | Обеспечение условий для реализации проекта Внедрение в образовательный процесс эффективных методик по знакомству детей с родным городом
Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ Совместные мероприятия с семьями воспитанников Организация работы обучающего семинара для педагогов Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников | В ходе реализации проекта В ходе реализации проекта Сентябрь – ноябрь В ходе реализации проекта Сентябрь В ходе реализации проекта | Заведующая Педагоги Педагоги Ст. воспитатель педагоги Ст. воспитатель
Ст. воспитатель педагоги |
III Заключительный (аналитический) | Презентация проекта на городском конкурсе «Юный Самарчанин» Анализ и обработка результатов по реализации проекта. | По плану
Май 2014 | Ст. воспитатель
Ст. воспитатель |
Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:
1.Пополнение методического обеспечения образовательного процесса
2.Наличие необходимого дидактического материала
3.Уголки краеведения в группах
Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях, это:
- Работа с воспитанниками;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами.
Организация работы с воспитанниками включает в себя:
1. Проведение цикла познавательных занятий на темы:
- «Страницы истории Самары»;
- «Чем живет мой город»;
- «Люди и судьбы Самары».
2. Оформление альбомов:
- «Достопримечательности моего города»;
- «Красная книга Самарской области»;
- «Самарская Лука».
3. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о Самаре, о Волге»;
4. Оформление дидактических игр по краеведению:
- «Узнай, где я нахожусь?»;
- «Собери картинку»;
- «Что за улица?»;
- «Карта моего города»;
- «Город будущего»;
- «Мой край родной»;
- «Я - фотограф»;
- «Вот моя улица, вот мой дом родной».
5. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
6. Лепка «Уголок Самары».
7. Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
8. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен о Самаре, Волге.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. В своей работе мы пользовались методическими рекомендациями Н.В. Алёшиной, а также опирались на парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва).
Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, используются следующие формы и методы работы:
- анкетирование;
- беседы с родителями о важности данной проблемы;
- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
- изготовление семейных альбомов «Где мы любим бывать;
- привлечение родителей к пополнению уголка «Моя малая родина»;
- словотворчество с родителями «Сочини частушку о Самаре, о Волге»;
- выставка «Сделаем наш город чище», «Самара спортивная»;
- оформление альбомов «Достопримечательности нашего города», «Красная книга Самарской области», «Самарская Лука», «Знаменитые люди нашего края», «Издалека долго течет река Волга».
Работа с педагогами включает в себя:
- Занятия обучающего семинара.
- Консультирование педагогов по проблеме.
- Выставка игровых и дидактических пособий.
- Презентация материалов для родителей.
- Научно-методическое обеспечение педагогов.
- Разработка критериев, диагностических карт для детей по данной теме.
- Отчет воспитателей о ходе реализации проекта.
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки,
- Интеграция со специалистами.
5.Предполагаемый результат
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного города.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Список литературы
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
- Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Интернет ссылки:
- http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
- http://www.maaam.ru/obrazovanie/proekty
Приложение № 1
Конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Гордость Самары»
Форма проведения: фронтальная
Программное содержание:
- Обучающие задачи:
- Познакомить детей с известными людьми города Самара (Д.И. Козлов, П.Л. Монастырский, М.А. Мальцев);
- Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества;
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.
- Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные навыки, эмпатию;
- Развивать внимание, память, творческое воображение;
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к Родине, к своему городу;
- Воспитывать чувство гордости, познавательного интереса и уважения к людям, кто внес огромный вклад в развитии нашей страны;
- Воспитание эмоционально-чувственного отношения к рассказу педагога.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал: проектор, экран, презентации.
Раздаточный материал: альбомные листы для рисования, краски, кисточки, салфетки, палитра (по количеству детей).
Музыкальное оформление: «С чего начинается Родина?»
Предварительная работа:
- экскурсия с детьми на улицу Ленинградскую к аллее знаменитых людей;
- чтение стихов о Родине, о подвигах советских солдат в годы великой Отечественной войны;
- рассматривание картин, иллюстраций, связанных с профессиями;
- поход к зданию Драматического театра;
- экскурсия к Вечному огню;
- прогулка по Набережной.
Словарная работа: россияне, Отечество, Отчизна, Родина-матушка, Русь, достопримечательности, драматический театр, конструктор, Великая Отечественная война, мотострелковый батальон, озеро Хафель, Берлин.
Ход НОД:
Звучит музыка «С чего начинается Родина».
Дети заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга быстро, быстро.
Что вы чувствуйте?
Ответы детей.
Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук, а теперь возьмитесь за руки и подарите его друг другу.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели.
Воспитатель: Ребята, на нашей планете много разных стран, но самая большая наша страна (слайд № 1). Как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Наша Родина – большая и красивая, у нее славная история, которой мы должны гордиться.
А как еще можно назвать Россию?
Дети и воспитатель: Отечество, Родина – матушка, Русь, Отчизна.
Воспитатель: Хорошо, а как называются люди, которые живут в нашей стране?
Ответы детей.
Воспитатель: Россияне. А теперь давайте скажем еще раз, но с гордостью и величием.
Дети: Россияне! (с гордостью и величием)
Воспитатель: В нашей стране, в России, много разных городов.
А в каком городе мы с вами живем?
Дети: Самара (слайд № 2).
Воспитатель: Самара – большой и красивый город, он стоит на берегу великой русской реки Волги.
В нашем городе много интересных мест, где мы с вами побывали: площадь Славы, набережная, Театр кукол, площадь им. В.В.Куйбышева и это не все (слайд № 3).
Самара славится не только достопримечательностями, но и знаменитыми людьми, которые жили и живут в нашем городе. О некоторых из них я хочу вам рассказать.
Посмотрите, что это за здание? (слайд № 4)
Воспитатель: Действительно, это Самарский драматический театр. И человек, о котором я хочу вам рассказать, считается самым главным человеком в театре - режиссер. Его зовут Петр Львович Монастырский (слайд № 5).
Он занимается постановками спектаклей и поставил их более 200. А также является автором многих книг о театре и актерах.
За успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» (слайд № 6).
Воспитатель: Следующий человек, о котором я вам расскажу, это известный ученый и конструктор Козлов Дмитрий Ильич (слайд № 7). Вся жизнь Дмитрия Ильича связана с созданием ракетно – космической техники. Он создал самую знаменитую ракету «Р-7» (слайд № 8). Давайте посмотрим фильм о том, как создаются ракеты (видеоролик № 1).
Летом 2009 года в Самаре был открыт музей «Самара Космическая» в память известного ученого и конструктора Козлова Дмитрия Ильича. Это настоящая ракета. Высота ракеты – 68 метров, выше 12 этажного дома, вес – 20 тонн (слайд № 9). Вы наверняка все видели эту ракету – музей?!
Воспитатель: А кто-нибудь из вас был внутри, в музее?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь я хочу вам предложить игру. Давайте встанем в круг и повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка:
Раз, два – стоит ракета (дети стоят, руки вдоль туловища).
Три, четыре – самолет (руки поднимаются в стороны).
Раз, два – хлопок в ладоши (дети 2 раза хлопают в ладоши).
А потом на каждый счет (дети маршируют).
Раз, два, три, четыре (дети хлопают в ладоши).
Руки выше, плечи шире (руки поднимаются вверх, затем ставятся на пояс).
Раз, два, три, четыре – и на месте походили (хлопки в ладоши, маршировка на месте).
Повторить 2-3 раза
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики и продолжим наше занятие. Сейчас я хочу поговорить с вами о войне. Во время Великой Отечественной войны, каждый житель нашего города принимал участие в борьбе против фашистов. О войне много снято фильмов, написано книг для взрослых и детей. Давайте посмотрим маленький фрагмент фильма (видеоролик № 2).
Вот такая была суровая война. В честь героев называли города, корабли, самолеты, улицы. И в нашем городе много улиц, названных в честь героев, и одна из них называется именем героя М.А.Мальцева (слайд 10). А он прадедушка нашей Анастасии (слайд 11).
В мирное время, Мальцев Михаил Андреевич был шахтером. А когда началась война, его назначили командиром мотострелкового ботальона. Он отважно сражался с врагами и совершил много подвигов. О некоторых я вам сейчас расскажу.
Однажды зимой лейтенант Мальцев с группой разведчиков с боем ворвался в немецкую траншею, захватил в плен немца и стал отходить. Противник открыл огонь по отходящей группе бойцов, и Мальцев был ранен (слайд 12). Три месяца он провел в госпитале. А после лечения он опять отправился на фронт и был назначен командиром роты противотанковых ружей.
Он не знал страха. Весной 1945 года его батальон устремился к Берлину (столица Германии). Передовой отряд, под командованием капитана Мальцева двинулся через канал озера Хафель. Бойцы переправлялись, где по колено, где по пояс в воде. Передвигались по затопленным настилам, по металлическим фермам взорванного моста, на самодельных плотах (слайд 13). Когда переправилось часть бойцов, немцы ураганным огнем разбили переправочные средства и отсеки группу бойцов от основного войска. Путь назад был отрезан. Наши бойцы десанта под сильным огнем противника зарылись в землю.
С наступлением темноты через канал переправился весь батальон, а на следующее утро в ожесточенном бою наши солдаты овладели позициями немецкой обороны. Захватили оружейный склад, где находилось 2000 исправных пулеметов.
Наши солдаты, под командованием прадедушки Анастасии, вели бои на улицах, на чердаках и подвалах домов города Берлина (слайд 14). Под таким натиском русских солдат немцы начали сдаваться.
Во время боев под Берлином батальон капитана Мальцева уничтожил 17 танков противника и 32 зенитных орудия.
За свою храбрость и отвагу Мальцеву Михаилу Андреевичу было присвоенно самое почетное звание - звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль «Золотая звезда» (слайд № 15).
Вот такой был храбрый и отважный прадедушка нашей Анастасии.
Наше занятие подошло к концу.
Главное богатство в России живет.
Великий, могучий, российский народ.
Нет богатства драгоценнее на свете.
Это большие и малые дети.
А теперь давайте встанем в круг, возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите и какие добрые дела и подвиги хотели бы совершить на благо нашего города (пауза). Представили? А теперь нарисуйте то, что вы себе представили.
Дети садятся за столы и принимаются рисовать.
(Звучит музыка «С чего начинается Родина»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Олимпиаде Сочи – 2014»
Олимпиада - гордость страны,Поэтому за Сочи мы очень горды.Четырнадцатый год наступитИ город к Играм приступит!Олимпийский город, Город-курорт,К олимпиаде готовься, она тебя ждет!!!...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»
Обобщение знаний детей о декоративно - прикладном искусстве. Развивитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству....
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Наша планета Земля»
Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»Виды деятельности: игровая, комм...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»
Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...