Программа родительского клуба "Рука в руке"
методическая разработка (старшая группа)

Самойлова Елена Леонидовна

Цель программы: создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_ruka_v_ruke.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

П Р О Г Р А М М А

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«РУКА В РУКЕ.»

(Для родителей детей старшей и подготовительной к школе

логопедической группы)

на 2022-2023 учебный год.

                                                         

 Руководитель клуба воспитатель:                                                                                                    Самойлова Е.Л.

                                           

г. Нижневартовск 2022 г.

Паспорт программы.

Наименование программы

«Рука в руке»

Основание для разработки программы кружка

2. Конвенция о правах ребенка;

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Конвенция о правах ребенка;

3. Программа развития МАДОУ ДС №10 «Белочка»

6. Устав МАДОУ ДС №10 «Белочка»;

7.Концепция дошкольного образования,

8.Семейный кодекс Российской федерации,

9.Договор с родителями

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО.

Заказчик программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка», родители (законные представители)

Организация исполнения программы

Участники образовательного процесса: специалисты, педагоги, дети, родители.

Целевая группа

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст

Составители программы

Воспитатель: Самойлова Е.Л.

Цель программы

Создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы

1.Формирование правильного произношения у детей с ОНР;

2.Расширение и обогащение словаря по всем лексическим темам;

3. Совершенствование высших психических функций.

4.Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.

5.Оказание консультативно-методической помощи в сохранении и укрепления здоровья детей в процессе коррекционно-логопедической работы.

6.Совместно с родителями совершенствовать речевое дыхание, активизировать движения речевого аппарата.

7.Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза с помощью речевых игр и развития экспрессивной речи у детей.

8Сплотить группу родителей, через совместные упражнения и создать положительную эмоциональную атмосферу.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка

1.Повышение уровня заинтересованности родителей в работе с детьми;

2.Активизировать детей и родителей при их совместной работе;

3. Увеличить положительную динамику речевого развития детей;

4.Наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и воспитателями, логопедом;

5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;

6. Осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также помочь родителям выбрать в воспитании своего ребёнка позицию, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;

7.Включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

8.Расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи ребёнка;

9.  Приобретение новых и обогащение имеющихся знаний родителей в области речевого развития.

10.Наладить контакт: сделать отношения более доверительными                        

Срок реализации программы

2 года

Пояснительная записка.

 Семья – является первой ступенью, на которой ребёнок получает знания о родном языке. Именно в семье создаются социально-культурные условия, в которых ребёнок начинает овладевать речью. Но, к сожалению, с каждым годом наблюдается увеличением детей с нарушением речи. Одной из причин отставания в речевом развитии, является недостаточное общение родителей со своими детьми. У некоторых родителей это связано с отсутствием времени, вследствие занятости, но основная часть родителей, не владеет необходимой информацией и практическими навыками, чтобы общаться со своими детьми. Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т.к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Мы не должны упускать благоприятное время. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы. В связи с этим, в своей группе, мы решили организовать родительский клуб «Рука в руке». Основная цель его работы – оказание своевременной, комплексной помощи детям в развитии речи. Функционирование родительского клуба поможет привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, чтобы они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для развития речи.

Поэтому, мы считаем актуальным ведение работы, по предоставлению родителям необходимой информации по преодолению нарушений речи, как в домашних условиях, так и в команде с логопедом.

Многие отечественные педагоги, которые занимались проблемой воспитания и обучения детей с нарушением речи (Хватцев М.С., Жукова Н.С.,Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Личный опыт лишь подтверждает эти слова и поэтому мы предложили систему работы в данном направлении.

В основе программы родительского клуба лежит совместная работа детей и родителей, где они получают практический опыт по работе над слоговой структурой слов, теми или иными звуками, примеры игр с детьми в домашних условиях.

Новизной программы является её инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй (игры-практикумы, заседания, консультирование, круглые столы, беседы, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам). Программа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребёнка. Учитывая это, работа по данной программе способствует повышению компетентности родителей, их психолого-педагогической культуры в процессе совместной работы родителей и детей.

Цель программы: создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В программе по организации родительского клуба «Рука в руке» реализуются следующие задачи:

·         Повышение эффективности коррекционной работы посредством активного привлечения родителей к процессу преодолению речевых нарушений у детей с ОНР;

·         Формирование правильного произношения у детей с ОНР;

·         Расширение и обогащение словаря по всем лексическим темам;

·         Совершенствование высших психических функций.

·         Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.

·         Оказание консультативно-методической  помощи в сохранении и укрепления здоровья детей в процессе коррекционно-логопедической работы.

Совместно с родителями совершенствовать речевое дыхание, активизировать движения речевого аппарата.

 · Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза с помощью речевых игр и развития экспрессивной речи у детей.

.  ·Сплотить группу родителей, через совместные упражнения и создать положительную эмоциональную атмосферу.

Участники родительского клуба «Рука в руке»:

·        Родители (законные представители);

·        Учитель-логопед;

·        Воспитатели

Принципы реализации программы.

Принцип комплексного подхода

В организации работы родительского клуба, необходимо участие разных специалистов. При этом важно не только проводить консультации с ребёнком, но и работать со всей семьёй;

Принцип единства коррекционно-педагогического процесса.
Гармоническое развитие ребёнка осуществляется путём согласованных действий семьи и воспитателей, логопеда, чтобы дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания;

Принцип сотрудничества между родителями и воспитателями, логопедом, родителями и детьми.
Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, партнёрами, сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи по коррекционному воспитанию;
Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

Принцип интеграции

Объединение нескольких видов деятельности на одном мероприятии способствует наиболее эффективному усвоению предложенных навыков.

Принцип новизны

Для максимального вовлечения родителей в коррекционный процесс используются нетрадиционные формы работы: игры-практикумы, заседания, круглые столы, беседы, выпуск буклетов по интересующим родителей вопросам, а также консультирование.

Сроки реализации программы: 2020-2022 уч. год. Программа рассчитана для родителей детей старшего и подготовительного возраста логопедической группы.

Всего запланировано 10 встреч с родителями клуба. Родителям в процессе заседания клуба даются теоретические знания и оказывается практическая помощь в вопросах:

1. Выполнения упражнений на артикуляцию.

2. Выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.

3. Развитие графомоторных навыков.

4. Коррекции слоговой структуры слова.

6. Выполнения упражнений на развитие фонетико-фонематического восприятия.

7. Формирования лексико-грамматических категорий русского языка.

8. Развития монологической и диалогической связной речи.

Встречи в клубе проходят 1 раз в 2 месяца.

Ожидаемый результат при реализации программы:

·         повышение уровня заинтересованности родителей в работе с детьми;

·         активизировать детей и родителей при их совместной работе;

·         увеличить положительную динамику речевого развития детей;

·         наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и воспитателями, логопедом;

·         повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;

·         осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также помочь родителям выбрать в воспитании своего ребёнка позицию, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;

·         включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

·         расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи ребёнка;

·         приобретение новых и обогащение имеющихся знаний родителей в области речевого развития.

наладить контакт: сделать отношения более доверительными                        

 Формы работы с родителями

1.Консультации для родителей по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка.
2. Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих коррекционную работу.
3. Дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
4. Семинар-практикум. Проводится с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитан6ия.
5. Круглый стол – происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
6. Тестирование и анкетирование – позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.

Но, кроме этого, используем новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей:

 7. Консультации родителей с использованием «почтового ящика».

План работы.

Месяц

Мероприятия

Октябрь

1.Круглый стол “Давайте познакомимся”

Первое заседание клуба «Рука в руке.»

- Введение родителей в тему предстоящих занятий в семейном клубе (цель, задачи клуба; направления коррекционной работы)

2 Мини-лекция

- Особенности речевого развития ребёнка 5-6 лет.

      Декабрь

1. Семинар-практикум “ Давайте изучать вместе”

Тема: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков” Познакомить родителей с правилами выполнения артикуляционной гимнастики, ее ролью в формировании правильного звукопроизношения ребенка, основной группой упражнений.

2. Мастер-класс «Веселая гимнастика для язычка» Обучение комплексу артикуляционной гимнастики для коррекции и профилактики звукопроизношения

       Февраль

1.Семинар-практикум: “Умные пальчики”

Тема: “ Тренируем пальчики – развиваем речь”

- Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на формирование звуковой культуры речи, научить родителей применять полученные навыки развития речи в условиях семьи.                                      2.Презентация «Су – джок терапия, как эффективное средство речевого развития старших дошкольников»;

Мастер – класс «Сказка «Ежик на прогулке» упражнения с шариком Су-Джок»

Обучение родителей комплексу упражнений для воздействия на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга

        Апрель

1.Консультация-практикум «Игры и упражнения для речевого дыхания у детей. Развитие речевого дыхания детей – дошкольников.» 

 2.Изготовление оборудования для игр на дыхание. 

        Май

1. Круглый стол «Мы вместе!»        

- Подведение итогов работы клуба за учебный год. 

- Получить обратную связь от участников клуба.

         Сентябрь

1. Школа почемучек”

Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи.

2.Игровой тренинг

«Развиваем речь ребёнка» Повышение компетенции родителей (законных представителей)  в вопросах развития речи дошкольников

 Ноябрь

1.Тема «Звуки слышим и произносим» Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

2.Семинар-практикум «Поиграем в слова» Памятка «Играем вместе» Консультация для родителей через папку-передвижку «Фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ»

Январь

1. Беседа-практикум «Развитие графомоторных навыков и подготовка руки ребенка к письму».

2.Обучающий практикум по развитию графомоторных навыков у детей упражнения в домашних условиях

Март

1.«Родительская гостиная»

Тема «Лексико-грамматические формы» Игра–развлечение «Дружные слова» Памятка «Скажи правильно» Консультация « Доскажи словечко»

Май

“ Наши успехи”

1.Праздник “Красивой речи”

2.Круглый стол: подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Программа родительского клуба "Рука в руке"

Работа с родителями в детском саду - очень важная составлющая. Данна программа поможет начать работу с родителями, обоготить ее и разнообразить....

Родительское собрание "Подготовка руки к письму"

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики руки дошкольника...

Родительский клуб «За руку с семьёй» Тема: «В магазине возле касс. Продавец встречает нас!»

Родительский клуб «За руку с семьёй»Тема: «В магазине возле кассПродавец встречает нас!»Цель: Формировать представления детей о профессии продавца; В1: Здравствуйте дети и гости! Мы рады Вас прив...

Программа родительского клуба «За руку с семьёй»

Родительский  клуб «За руку с семьёй»по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ...

Дополнительная парциальная образовательная программа детско-родительского клуба "За руку с семьёй"

Дополнительная парциальная образовательная программа детско-родительского клуба "За руку с семьёй" обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также сложившихся традиций группы. Расч...

Программа родительского клуба "Рука в руке"

Цель программы: создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых ...