Перспективный план работы на метеостанции.
материал (подготовительная группа)

Семенюк Людмила Петровна

Перспективный план работы на метеостанции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ  НА  МЕТЕОСТАНЦИИ

СЕНТЯБРЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«ЗНАКОМСТВО С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ»

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных; дать представление о понятии «климат»; обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата; познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Наблюдение за погодой на метеоплощадке, беседа на тему «Что такое погода?»;  практическое упражнение “Как заполнять дневник наблюдений”; дид. игра «Какая погода сейчас?».

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«НА МЕТЕОПЛОЩАДКЕ»

Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.

Экскурсия на метеоплощадку. Беседа, наблюдение на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений на стенде.

Оборудование метеоплощадки.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«СЕНТЯБРЬ – ЗЛАТОЦВЕТ»

Знакомить детей с народными приметами, которые могут предсказать погоду; поговорками месяца. Рассмотреть портрет писателя натуралиста В. Бианки, познакомить с книгой «Синичкин календарь»

Сентябрь – первый месяц осени. Златоцвет. Пословицы, поговорки, приметы о сентябре. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Сентябрь»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«ЧТО  ТАКОЕ ПОГОДА? И ОТКУДА ДИКТОРЫ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ УЗНАЮТ О ПОГОДЕ»

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

Познавательная беседа, просмотр презентации «Что такое погода?»,

Дидактическая игра «Прогноз погоды», художественное творчества «Нарисуй погоду»

Мультимедийная презентация.

Дневник наблюдений. Альбомные листы на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Познавательно- речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«ОКТЯБРЬ – ГРЯЗНИК»

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»);  пословицами и поговорками месяца.

Пословицы, поговорки, приметы об октябре. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Октябрь»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«СОЛНЫШКО, СОЛНЫШКО, ПОКАЖИСЬ»

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

Беседа, Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«ПЛЫВУТ В НЕБЕ ОБЛАКА»

Закрепить знание о небе и явлениях неживой природы. Уточнить знание о том, что облака бывают разные: кучевые, перистые, слоистые. Познакомить детей с прибором «Ловец облаков»          

Рассматривание облаков. Исследовательская деятельность:  найти облака похожие на животных. Определить, какие это облака (по виду). Зарисовать мелками на асфальте.

Оборудование метеоплощадки.

Цветные мелки.

Дневник  наблюдений.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»

Дать знания о дожде. Какой бывает дождь? (длинный, затяжной, грибной и т.д.)        Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. Познакомить  со способами измерения осадков. Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним.

Наблюдение  за погодой на метеоплощадке.  Измерение количества выпавших осадков (осадкомер). Фиксация в дневнике наблюдений.

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

НОЯБРЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«НОЯБРЬ – ВОРОТА ЗИМЫ»

Знакомить детей с народными приметами, которые могут предсказать погоду; поговорками месяца. Понимать их смысл.

Пословицы, поговорки, приметы о ноябре. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Ноябрь»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«ТЕРМОМЕТР – УМНЫЙ ПРИБОР»

Дать представление о температуре воздуха. Познакомить с разными термометрами: водный, почвенный, уличный, комнатный. Научить видеть, отсчитывать температуру и записывать в дневнике наблюдений.

Познавательная беседа. Опыт с термометром.

Правила  пользования термометром.

Дневник наблюдений, персонаж Знайка;  модели термометров (водный, уличный, комнатный, почвенный), оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

ПРАКТИКУМ «СИЛА ВЕТРА»

(Ветер – это движение воздуха)

Формировать представление о ветре, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов и человека. Формировать представление о флюгере, ветряном рукаве, как измерить ветер.

Беседа, загадки о ветре, наблюдение за ветром, измерение его силы и скорости.

Опыт с ветром.

Дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?».

Дневник  наблюдений, измерительные приборы, оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: как изображен ветер на картинах художников  И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере».

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МЕТЕОБЮРО»

(«ЮНЫЙ СИНОПТИК»)

Расширять знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды. Учить детей делать прогноз погоды на ближайшие дни.

- Определение погоды.

- Зафиксировать погоду в календаре.

- Сравнить.

(температура воздуха, почвы, сила и направление ветра, осадки, влажность воздуха).

Дневник наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ДЕКАБРЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«ДЕКАБРЬ – СТУДЕНЬ»

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»); с пословицами и поговорками месяца. Понимать их смысл.

Пословицы, поговорки, приметы о декабре. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Декабрь»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«ПЕРНАТЫЕ СИНОПТИКИ»

Познакомить с тем, что по поведению птиц можно предсказать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев; на снег – к оттепели.

Презентация «Пернатые синоптики», наблюдение за птицами, народные приметы.

Мультимедийная  презентация о птицах, дневник наблюдений, измерительные приборы, книга “Народные приметы о погоде”.

Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ И НА УЛИЦЕ»

Учить находить причинно-следственные связи, выдвигать гипотезу, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать. Закрепить понятие «термометр», показать его значение; познакомить детей с работой термометра; учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы.

Беседа «Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?»

- Опыт  с настольной лампой и термометром.

- Опыт 2 «Подышали на ладошку. Тепло или нет?»

«Волшебная коробка», ребусы со словами «термометр» и «градусник», настольная лампа,

термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека(электронный и ртутный),

карточки с изображением термометров(с разной температурой),

2 стакана с водой (холодная и горячая)(синий и красный)

чашка и блюдце,

карточки для игры «Скажи наоборот»

Речевое развитие, познавательно-исследовательское развитие,

социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«ДИКТОР ПРОГНОЗА ПОГОДЫ»

Познакомить  детей с профессией на телевидении – диктор прогноза погоды.

 Снятие показаний с измерительных приборов, сюжетно-ролевая игра «Диктор прогноза погоды».

Дневник наблюдений, измерительные приборы, мультимедийная презентация.

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

II

НЕДЕЛЯ

«ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.); с пословицами и поговорками месяца. Понимать их смысл.

Пословицы, поговорки, приметы об январе. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Январь»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«СНЕЖНАЯ ШУБА»

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

 Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» .

Измерение снежного покрова снегомером.

- Зафиксировать в календаре.

- Сравнить.

Мультимедийная презентация,

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ЗИМОЙ»

Обогащение и систематизирование знаний о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности. Предложить детям сравнить температуру воздуха (осень – зима).

- Беседа с детьми «Погода осенью и зимой».

- Наблюдение.

- Зафиксировать в календаре.

- Сравнить.

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«ФЕВРАЛЬ – БОКОГРЕЙ»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»); с пословицами и поговорками месяца. Понимать их смысл.

Пословицы, поговорки, приметы о феврале. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН БАРОМЕТР?»

Дать представление о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Познакомить с барометром, как им пользоваться.

Беседа: «Что такое барометр? Что он определяет?» Работа с прибором. Определение атмосферного давления.

Изготовление барометра.

Банка стеклянная

Шарик воздушный,

резинка, коктейльная трубочка, полоска картона, картинки: солнышко, тучка, дождь, снег; «Краб канцелярский»- зажим, ножницы.

Познавательно - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«ЖИВОТНЫЕ СИНОПТИКИ»

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка закрывает нос – к морозу.

Беседа «Природные синоптики». Просмотр презентации «Животные синоптики», народные приметы.

Мультимедийная презентация «Животные синоптики»,  

Познавательно - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«ПРОШЛА ЗИМА ХОЛОДНАЯ»

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы.

Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом: «Снег пахнет или нет?», «Таяние снега на ладони», «Снег имеет форму?», «Тонет снег?». Ситуативная беседа: «Прошла зима холодная», «Приметы и поговорки о зимних месяцах». Рассматривание картин о зиме и зимних явлениях, составление по ним описательных рассказов.

Картины о зиме и зимних явлениях,

Стаканчики для воды и снега, аудиозапись: песни” Три белых коня”, для эксперимента:

снег, емкость, влажные салфетки;

Познавательно-экспериментальная деятельность, речевая деятельность, социально-коммуникативная деятельность.

МАРТ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«МАРТ – ПРОТАЛЬНИК»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне»); с пословицами и поговорками месяца.

Пословицы, поговорки, приметы о марте. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Март»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«Погода и человек»

Дать представления о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Рассказ-беседа о влиянии погоды на человека, дид. игра: «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо». 

Дид. игра: «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо». 

Познавательно - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«ПРИРОДА - ДАРИТ ЧУДЕСА. УВЕЛИЧЕНИЕ СВЕТОВОГО ДНЯ»

- Учить обобщать и систематизировать представление о временах года.

- Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

- Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

- Расширять представление дошкольников о весенних изменениях в природе.

Закрепить умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдения за солнцем

Беседа, отгадывание загадок, игра «Угадай», игра на внимание, «Что наденем на прогулку», рассматривание иллюстраций из серии «Времена года», работа с календарём природы.

Иллюстрации из серии «Времена года», дневник  наблюдений.

 Познавательно - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«ГИГРОМЕТР (сосновые шишки)

Познакомить с прибором для определения влажности воздуха. Учить детей определять влажность воздуха с помощью шишек, самостоятельно заносить запись в календарь. Сравнить показания утром и вечером.

Беседа «Гигрометр, для чего нужен?

- Игровое упражнение «Как определить влажность воздуха?»

- Зафиксировать погоду в календаре.

Опыт с сосновой шишкой.

Прибор гигрометр, стеклянная банка, сосновая шишка, салфетка, дневник наблюдений.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«АПРЕЛЬ – СНЕГОГОН»

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет»; с пословицами и поговорками месяца.

Пословицы, поговорки, приметы об апреле. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Апрель»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«КАКАЯ БЫВАЕТ ПОЧВА?»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

- Опыты с почвой.

- Определение погоды.

- Зафиксировать погоду в календаре.

- Сравнить.

(температура воздуха, почвы, сила и направление ветра, осадки, влажность воздуха).

Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, лабораторное стекло, спиртовка, воронки, ложки.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ»

Продолжать знакомить детей с прибором измерения времени: солнечными часами, как раньше люди определяли время. Рассказать о том, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встаёт на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Беседа «Что такое солнечные часы. Как определить время по солнечным часам».

- Определение погоды.

- Зафиксировать погоду в календаре.

- Сравнить.

(температура воздуха, почвы, сила и направление ветра, осадки, влажность воздуха).

Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».

Дневник наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки: компас,  солнечные часы.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

IV

НЕДЕЛЯ

«КОГДА УЛЫБАЕТСЯ ФИАЛКА»

Продолжать знакомить детей с растениями-барометрами.

Развивать умения устанавливать связи: зависимость состояния растений – барометров от условий погоды. Развивать память, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа.

Презентация «Растения-барометры». Наблюдение за растениями на прогулке,

стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок».

 

Дневник наблюдений, книга “Народные приметы о погоде”, мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

МАЙ

Неделя

Тема

Цель

Пути реализации

Оборудование

Отражение

(Интеграция областей)

I

НЕДЕЛЯ

«КОМПАС. ОТКУДА ДУЕТ ВЕТЕР?»

Продолжать учить детей работать с компасом, определять, откуда дует ветер. Предложить сравнить показания в марте и апреле.

- Зафиксировать в календаре. Сравнить.

- Определить погоду по приборам.

- Изготовление флюгера.

Измерительные приборы метеоплощадки. Цветная бумага, карандаш или деревянная палочка, силовые кнопки, плоские бусинки. Дневник  наблюдений,

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

II

НЕДЕЛЯ

«МАЙ – ТРАВЕНЬ»

 Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод»;  с пословицами и поговорками.

Пословицы, поговорки, приметы о мае. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Май»

Дневник  наблюдений, измерительные приборы метеоплощадки

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

III

НЕДЕЛЯ

«НАСЕКОМЫЕ ПРЕДСКАЗАТЕЛИ ПОГОДЫ»

Продолжать работать с метеостанцией. Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетёт паутину - к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник - к дождю.

Просмотр презентации о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках, магнитофон, запись Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

Познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

IV

НЕДЕЛЯ

«ВЕСЁЛОЕ СОЛНЫШКО»

Рассказать детям о свойствах солнца. Определить, какие предметы нагреваются быстрее (светлые или тёмные). Сравнить температуру воздуха с помощью термометра находящегося на метеоплощадке (солнце),  в метеобудке (тени).

Рассказ-беседа,  опыты с солнцем, определение температуры на солнце и в тени, заполнение календаря погоды.

Листы бумаги белого и чёрного цвета, термометры,

Дневник наблюдений.

Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы на метеостанции ДОУ.

Годовой план работы на метеоплощадке....

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

План работы на метеостанции. Средняя группа.

Планирование занятий на метеостанции будет полезен воспитателям в работе по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста....