Музыкальное экспериментирование в развитие интереса к музыке
консультация (младшая группа)
Как развивать интерес к музыке у современный детей, которые полностью затянуты в гаджиты? Единственное, что они хотят побыстрее вернуться домой и засесть в гаджиты. Надо на занятии создать такую атмосферу, чтобы они мчались домой с новым знание и с воодушевлением показывали его родителям! Конечно, родители уставшие после трудового дня вряд ли согласятся на новые эксперименты. Значит эксперименты нужно презентовать в пятницу, чтобы до выходных ребенок не перегорел и у родителей появилось чуть больше времени для эксперементирования. Но чтобы начать нужно немного подкрепиться знаниями в этом вопросе. Как раз необходимые знания лежат в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_eksperementirovanie.docx | 18.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное экспериментирование в развитии интереса к музыке у детей раннего возраста.
Всем известно, что с момента рождения до достижения ребенком трех лет – самое продуктивное время для развития малыша. Это время развития интеллектуальной и познавательной активности, время активного развития памяти, мышления, становления речи, развития творческих и когнитивных способностей. Согласно утверждению И.Масару, приведенному в его книге «После трех уже поздно» - каждый ребенок приходит в этот мир, обладая определенными способностями, которые мы, взрослые, должны рассмотреть, поддержать и развить.
Идея необходимости ранних занятий с ребенком возникла еще в начале ХХ века. Знаменитый в своих кругах Ричард Бакминстер Фуллер, архитектор и изобретатель, произнес : «Все дети рождаются гениями, но жизнь сама лишает их этой гениальности».
Процесс познания должен быть легким, интересным. Маленького ребенка невозможно заставить что-то делать против его воли. Важно стимулировать у ребенка интерес к самому процессу формирования любопытства, любознательности и наблюдательности.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности. Стандарт определяет возрасто-сообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.
В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (шуршание песка, листьев, журчание воды), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
В раннем возрасте, когда ведущая деятельность предметно-манипулятивная, предлагаются следующие возрастосообразные формы музыкальной деятельности:
- Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе.
- Игры-эксперименты со звуками и игры путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).
- Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т . п.).
- Музыкально-игровые приёмы (звукоподражание).
- Музыкальные и музыкально-литературные загадки
- Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
- Музыкально двигательные игры-импровизации.
Методика музыкального экспериментирования
Чтобы поддержать интерес детей к восприятию музыки, показать им красоту звучащего мира, научить их слушать и слышать различные звуки в окружающем нас мире, педагог должен выстроить свою работу так, чтобы каждое произведение, каждая мелодия, каждый звук для ребёнка стал открытием. Не отрицая традиционные методы и приёмы, всё же находить новые формы сотрудничества, внедрять новые современные методики, совершенствовать систему музыкального образования, например, методом экспериментирования со звуками.
Экспериментальная деятельность со звуками на музыкальных занятиях для детей направлена на достижение развития у детей музыкальных способностей и ознакомление с образованием звуков, развитие умения создавать собственные мелодии и воспитание интереса к звучащему миру через экспериментирование. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику и т.п.), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. В пособии "Неизведанное рядом" О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
В младших группах дети учатся определять предмет по издаваемому звуку ("Что звучит?"), а также различать музыкальные и шумовые звуки ("Музыка или шум?"). В раннем возрасте познавательный интерес проявляется в форме любопытства, которое является реакцией на новизну, на непривычное, измененную обстановку. В раннем возрасте исследовательская активность детей отражается в увлекательных играх-исследованиях. Исследовательские действия детей начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях – шлепанье по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, шуршание листьев под ногами.
По мнению Н.Н.Подьякова, успешное экспериментирование возможно при организации деятельности детей /индивидуальная или совместная/. В совместном экспериментировании взрослый выполняет следующие функции:
-взрослым поддерживается и стимулируется стремление ребенка к экспериментированию и создается необходимая предметно-развивающая среда
-позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня исследовательской активности ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании.
Экспериментальная музыкальная деятельность связана с детской потребностью сделать что-то новое. Кто бы мог подумать, что какой-нибудь фрукт, деревянный брусок, обычные ложки, ракушка, миска или сухие зёрна могут превратиться в музыкальные инструменты? Но ребенок проявляет удивительную изобретательность, использовав не по назначению обычные вещи, он извлекает из них мелодию!
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками является первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общего звучания.
Поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев - шуршание бумаги, весенняя капель – удары палочкой по чашке и т. п., в прослушивании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Занятия по музыкальному экспериментированию, могут содержать следующие разделы:
узнавать предмет по издаваемому звуку («Что звучит?»
«Где живут звуки?» (, «Звуки природы»);
«Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки»)
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребёнок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку.
Определяющей задачей педагога должно стать создание условий для свободного экспериментирования ребёнка со звуком. Музыка старше, чем словесная речь, поскольку организованные сигналы есть уже у птиц и животных. Звуки, которыми они пользуются для общения, напоминают музыку: поют дельфины, завывают волки, щебечут птицы. Обучая ребёнка слушать звуки мира, звуки жизни, мы так или иначе будем развивать у него и умение воспринимать музыку.
В процессе музыкальной деятельности дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при музыкальном экспериментировании у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память. Музыкальные эксперименты являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности, развивают творческие способности ребёнка и продуктивные формы мышления. Основываясь на собственные наблюдения, можно сказать, что дети стали активнее и внимательнее на занятиях, у них увеличился словарный запас, расширился кругозор, появилось умение объяснять полученные данные во время экспериментов, появилось желание приобретать знания путем экспериментирования, и самое главное - дети с желанием слушают и слышат музыку, разную по характеру, народные мелодии, музыку композиторов-классиков.
Экспериментальная деятельность на сегодняшний день - одно из самых перспективных и приоритетных направлений организации образовательной деятельности в детском саду, может успешно использоваться не только воспитателями, но и специалистами дошкольных учреждений. Данный вид деятельности позволяет развивать все интегративные качества личности дошкольника.
Следовательно, организация экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях - это мощный стимул и в развитии детей, и в совершенствовании педагогического мастерства.
Дошкольный возраст – время раннего старта, время закладки фундамента будущей личности, и от нас, взрослых, зависит, что получится в итоге из наших детей.
Литература:
1. Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю.Р. Соколова. - Москва, 2000;
2. Девятова Т.Н. Звук волшебник/Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208 с.
3. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В. В. Неизведанное рядом. Москва,2001;
4. Дитрих, А., Юрмин, Г., Кошурникова, Р. Почемучка. - Москва, 1987;
5. Ибука Масару. После трех уже поздно./В переводе Н.Перовой.-Москва:Альпина,2015,224с.
7. Метелина, Н.О. Слушай во все уши (опыты со звуком). - Москва, 1996;
8. Рыжова, Н. Знакомим детей с музыкой/ /Дошкольное воспитание, 1998.- №6;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к музыке в процессе проведения развлечений в детском саду
Я считаю необходимо с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более ...
Консультация для родителей: «Воспитание интереса к музыке у ребёнка, развитие музыкальности».
Привлечь у родителей и детей любовь к музыке....
Психолого - педагогические основы развития интереса к музыке при организации восприятия ее у детей раннего возраста (2 - 3 года)
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: — избирательная направленность внимания человека...
Эмпатия как фактор развития интереса к музыки у младших школьников
Эмпатия как фактор развития интереса к музыки у младших школьников...
Статья на тему: "Развитие интереса к музыке в семье"
Многие родители полагают, что ребенка не нужно приучать к музыке, если он сам ей не интересуется. Однако это не так. Чтобы понять, нравится ли дошкольнику музыка или нет, необходимо познавать ее в пер...
Музыкальное экспериментирование в развитии интереса к музыке у детей раннего возраста.
Enable GingerДанный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.Cannot connect to Ginger Check your internet connectionor reload the browserDisable in this text fieldEditEdit in GingerE...
Консультация для родителей «Использование детских песенок и потешек для развития интереса к музыке »
laquo;Использование детских песенок и потешек для развития интереса к музыке »...