Статья «Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников».
статья (младшая группа)
Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интеллекта.
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание при организации образовательной деятельности в детском саду уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающиеигры, которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Использование таких игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес заниматься.
Одним из необходимых условий создания для ребенка-дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное, эмоционально окрашенное общение со взрослыми. Совместные игры, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным.
У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя последовательно несколько стадий. Прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен обязательно овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. В дошкольном возрасте ребенок в состоянии освоить такие психологические качества, как четкое и ясное представление образов предметов, способность мысленно сопоставлять два предмета и более – сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. Хорошая зрительная и слуховая память способствует формированию у детей, начиная с младшего возраста, способностей к творческой фантазии и творческому мышлению, что является основой творческих способностей.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога — использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых.
Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляется возможность для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В процессе работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности в реализации поставленных задач.
Основное правило работы с развивающими играми – никогда не отказывать в помощи, если у ребенка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.
Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:
- Развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;
- Формирование геометрического мышления, графических навыков;
- Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;
- Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- Овладение детьми разнообразными способами действия;
- Развитие математического мышления;
- Формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых;
- Воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.
Для успешного решения этих задач в группах должна быть соответствующая предметно-развивающая среда.
Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу – это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей.
Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:
- От простого к сложному – предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх.
- Индивидуальность – предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей.
- Безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка.
- Сотворчество детей и взрослого.
- Соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес к соревнованиям (начинать следует с детьми старшего возраста, но осторожно; учитывая индивидуальные особенности ребенка).
Дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит к началу учебы в школе. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.
Заключение
Дошкольный возраст — важный период в развитии человека, следовательно важно правильно организовать жизнь и развитие ребёнка.
В дошкольном возрасте интенсивно идёт ознакомление с окружающим миром и происходит социализация ребёнка в человеческом обществе.
Без хорошего уровня сенсорного развития нельзя обеспечить высокого результата в умственном, эстетическом и трудовом развитии ребёнка и человека вообще.
Сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развития). Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешении красок получаются новые цвета или оттенки.
Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.
В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....
Развивающие тренажеры из бросового материала по технологии Е.В.Полозовой в сенсорном развитии младших дошкольников.
Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием тренажеров по технологии Е.В.Полозовой....
Статья «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в развитие познавательной активности дошкольников»
Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми, к познавательной игровой деятельности....
"Использование развивающих многофункциональных пособий в сенсорном развитии младших дошкольников"
Развитие сенсорики у младших дошкольников....
Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников -основа развития мышления. "
Обобщение опыта по работе с сенсорными играми....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ."
Это учебно-методическое пособие сделано своими руками. Оно пригодится для воспитателей детского сада и родителей....
«Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников»
Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интеллекта....