Развивающие тренажеры из бросового материала по технологии Е.В.Полозовой в сенсорном развитии младших дошкольников.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием тренажеров по технологии Е.В.Полозовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenazhery_iz_brosovogo_materiala.docx | 338.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие тренажеры из бросового материала по технологии Е.В.Полозовой в сенсорном развитии младших дошкольников.
Каждый человек, только что появившийся на свет, уже готов к восприятию
окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать…
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формирование полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумно го педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Начав проводить диагностику, я столкнулась с такой проблемой как: слабое развитие кисти и пальцев рук детей, плохое запоминание цвета, размера, формы.
Значение сенсорного развития детей моей группы для их будущей жизни выдвинуло передо мной цель: разработать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания.
Для достижения своей цели я решила использовать в своей работе технологии Е.В.Полозовой «Развивающие тренажеры в сенсорном развитии младших дошкольников». В данном пособии идет речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета, качества. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в группе раннего развития. Так как именно форма, величина, цвет, качество и свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных представлений о предметах и явлениях в действительности.
Развивающие тренажеры, которые предлагает Е.В.Полозова не требуют больших финансовых затрат, просты в изготовлении, что не мало важно для нашего времени. Они могут быть использованы в совместной деятельности детей, так и в самостоятельной, а так же могут являться составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим. На первом этапе обучения я использовала тренажеры с малым количеством пробок. При овладении моторными навыками количество пробок увеличивается.( например: «Машинка», «Паровоз»)
На втором этапе обучения задача усложняется, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества пробок с последующим увеличением.
На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).
Нетрадиционные тренажеры в большей степени развивают интерес, творческий потенциал и фантазию.
Благодаря развивающим тренажерам осуществлялось не только сенсорное развитие — у детей, но и формировалось наглядно-образное мышление. Развивалась речь, внимание, логика, память, мелкая моторика и кругозор детей. Играя, дети научились сопоставлять, сравнивать, принимать самостоятельные решения, а так же отрабатывались навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.
Проведенная диагностика по окончании периода обучения выявила положительные результаты в овладении детьми моторными навыками:
- кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость;
- дети самостоятельно или при небольшой помощи раздеваются и одеваются;
- дети овладели навыками пользования столовыми приборами;
- активно включаются в трудовой процесс.
Наблюдения показали, что использование нетрадиционных тренажеров повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, речи, творческих способностей, развился навык игровой деятельности детей.
Литература:
- Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка, Венгер Л. А.М.: Просвещение, 1988.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». Н.Е.Вераксы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие младших дошкольников через игры с использованием природного и бросового материала
htt://dou57.tw1.ru...
Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.
В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....
Дидактические игры по сенсорному развитию младших дошкольников. Сделанные своими руками. Тропа здоровья. Сделанная из бросового материала.
Игры напрвленны на развитие восприятия цвета, звука, тактильных ощущений и т.д....
"Использование развивающих многофункциональных пособий в сенсорном развитии младших дошкольников"
Развитие сенсорики у младших дошкольников....
Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников -основа развития мышления. "
Обобщение опыта по работе с сенсорными играми....
«Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников»
Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интеллекта....
Статья «Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников».
Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интелле...