Развивающие тренажеры из бросового материала по технологии Е.В.Полозовой в сенсорном развитии младших дошкольников.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Крупицкая Наталья Юрьевна

Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием тренажеров по технологии Е.В.Полозовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazhery_iz_brosovogo_materiala.docx338.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие тренажеры из бросового материала по технологии Е.В.Полозовой в сенсорном развитии младших дошкольников.

       Каждый человек, только что появившийся на свет, уже готов к восприятию

окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать…

    Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формирование полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

       Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда. 

      Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумно го педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

    Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н.М. Щелованов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения.
      Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгер, в вооружении ребенка сенсорной культурой.

    Начав проводить диагностику, я столкнулась с такой проблемой как: слабое развитие кисти и пальцев рук детей, плохое запоминание цвета, размера, формы.

    Значение сенсорного развития детей моей группы для их будущей жизни выдвинуло передо мной цель: разработать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания.

   Для достижения своей цели я решила использовать в своей работе технологии Е.В.Полозовой «Развивающие тренажеры в сенсорном развитии младших дошкольников». В данном пособии идет речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета, качества. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в группе раннего развития. Так как именно форма, величина, цвет, качество и свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных  представлений о предметах и явлениях в действительности.

      Развивающие тренажеры, которые предлагает Е.В.Полозова не требуют больших финансовых затрат, просты в  изготовлении, что не мало важно для нашего времени. Они могут быть использованы в совместной деятельности детей, так и в самостоятельной, а так же могут являться составляющей частью занятий по продуктивной деятельности, развитию речи, по ознакомлению с окружающим.  На первом этапе обучения я использовала тренажеры с малым количеством пробок.  При овладении моторными навыками количество пробок   увеличивается.( например: «Машинка», «Паровоз»)

       

      На втором этапе обучения задача усложняется, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме.  Обучение начинается с маленького количества пробок с последующим увеличением.

        На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).

Нетрадиционные тренажеры в большей степени развивают интерес, творческий потенциал и фантазию.

      Благодаря развивающим тренажерам осуществлялось не только сенсорное развитие — у детей, но и  формировалось наглядно-образное мышление. Развивалась речь, внимание, логика, память, мелкая моторика и кругозор детей. Играя, дети научились сопоставлять, сравнивать, принимать самостоятельные решения, а так же отрабатывались навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.

      Проведенная диагностика по окончании периода обучения выявила положительные результаты в овладении детьми моторными навыками:

- кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость;

- дети самостоятельно или при небольшой помощи раздеваются и одеваются;

- дети овладели навыками пользования столовыми приборами;

- активно включаются в трудовой процесс.

       Наблюдения показали, что использование нетрадиционных тренажеров повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, речи, творческих способностей, развился навык игровой деятельности детей.

Литература:

  1. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка, Венгер Л. А.М.: Просвещение, 1988.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». Н.Е.Вераксы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие пособия для сенсорного развития младших дошкольников.

В данном материале представленны сведения о сенсорном развитии дошкольников и представленны две дидактические игры для сенсорного воспитания....

«Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников»

Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интеллекта....

Статья «Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников».

Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интелле...