Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников -основа развития мышления. "
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие младших дошкольников -основа развития мышления.
«Способность ощущать и воспринимать
Внешний мир, различать предметы
в зависимости от их качеств является
основой для развития мышления».
М. Монтессори
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Запоминание, мышление, воображение – все другие формы познания – развиваются на базе образов восприятия, являясь, таким образом, результатом их переработки. Возможность полноценного умственного развития человека, поэтому определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным развитием. Успешность нравственного, эстетического воспитания также в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира.
Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. В этом году у меня дети 2-3 лет. В этом году я ставлю следующие задачи в сенсорном воспитании:
• научиться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно- игровой деятельности, а также режимные моменты.
Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Различные вариации игр использую в соответствии с темой недели. Например:
Найди пару
Цель: упражнять в умении находить предмет (в зависимости от темы недели) одного цвета, развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от
результата своей деятельности.
Укрась ёлочку шарами
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.
«Собери карандаши в стаканы»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
Все эти игры очень нравятся детям, но больше всего моим детям нравится играть с сенсорными ванночками. Дети с увлечением играют довольно продолжительное время как по одному, так и в паре.
Сенсорные ванночки - это крупные ванночки с невысокими бортами, наполненные каким-либо материалом. К примеру, ванночки с крупой или с обрезками ткани, искусственным снегом, различным песком, гидрогеливыми шариками.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза». Познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник.
Развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки.
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Пересыпалочки.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Таким образом, игры по сенсорному развитию необходимо включать во все виды деятельности в соответствии с тематикой недели. Игры постоянно необходимо видоизменять, варьировать, вводить новые, тем самым поддерживать интерес детей. Тогда дети с интересом и в занимательной форме будут обогащать свой сенсорный опыт, тем самым создавать надежный «фундамент» для познавательного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие младших дошкольников в познавательно-практической деятельности
Своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзыв...
Статья:"Сенсорное воспитание младших дошкольников"
Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.Каждое зна...
статья "Сенсорное воспитание младших дошкольников"
В данной статье представлен опыт работы, по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста...
Статья " Сенсорное развитие младших дошкольников в НОД "
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, от уровня которого зависит успешность умственного, физического и эстетическоо воспитания детей....
Статья "Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности"
Сенсорное воспитание в ООД...
Статья :"Сенсорное развитие младших дошкольников"
В статье раскрывается теоретический аспект проблемы, особенности использования дидактической игры как способа сенсорного развития ребенка, представлен практический материал – авторские дидактиче...
Статья «Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников».
Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интелле...