Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников посредством игровой деятельности
опыты и эксперименты (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность темы.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
2 слайд
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие поисковой активности и познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской
жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в
исследовании часто перерастает в реальное творчество. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по
какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в
дальнейшем.
Развитие поисковой и познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно - исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
3 слайд.
Цель идеи: развитие поисково – исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей посредством игровой деятельности.
Игра для ребенка дошкольного возраста – один из важнейших путей познания окружающего мира. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает детскую игру: «В игре проявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя приближаются к решению сложных жизненных проблем».
4слайд слайд.
Задачи:
1.Организовать предметно-развивающую среду.
2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.
3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и
коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.
Игры с природными материалами содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими играми. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в играх с природными материалами оно включено в процесс созидания, деятельности, где дети, практически применяя природный материал, познают его качества, свойства.
Преимущества игр с природными материалами перед дидактическими играми объясняется тем, что ребенок является не пассивным созерцателем, а активным участником разыгрываемых событий.
Игры с природными материалами способствуют формированию представления о многообразии свойств и особенностей этих материалов. Вода – важнейший экологический фактор для всех живых организмов. Жизнь зародилась в воде, и независимо от уровня эволюционного развития все организмы сохранили ту или иную зависимость от наличия влаги Вода является средой жизни для многих биохимических и физиологических процессов, и сама является участником важнейших из них: фотосинтеза, дыхания, роста.
5 слайд
к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
2.Игра «Мы дышим воздухом»
Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и пусть дети выдыхают воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Игра «Реактивный шарик»
Предложите детям надуть воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность его полета шариков. Помогите детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.
1.Игра «Поймаем воздух»
Дайте детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.
Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.
3.Игра «волшебный воздух».
6 слайд
«Сухой из воды» (1 вариант — Салфетка в стакане)
Определить, что воздух занимает место.
Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.
Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.
Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Игра «Воздух легче воды»
Доказать, что воздух легче воды. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды.
.Игра «Весёлые пузырьки» (Камни)
Дайте, детям пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.
Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.
В камнях есть воздух.
7 слайд
Игра «Сопротивление воздуха»
Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.
8 Слайд.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
- Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию). Игра «Нырки».
- Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире. Игры: «Переливание воды», «Морские сокровища», (Жидкая, прозрачная)
9 слайд
- «Найди домик водичке». (, принимает форму посуды…).
- Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
- Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
- Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
- Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
- Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
- В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество. Игра «Найди цифру один».
- В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде. Игра «Кораблики», «Льдинки».
- Формируем геометрические представления, для чего используем пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.
- Снимаем психическое напряжение и агрессию.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Оборудование для игр с водой:
- стол для игр с водой или таз;
- бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)
- пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).
- разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
- игрушки и приспособления для игры с водой;
- природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
- удочки-игрушки;
- ложки, половники;
- пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
- стаканчики разного объема;
- набор резиновых игрушек;
- игра рыбалка;
- ситечки, пинцеты, сачки;
- водоплавающие свечи;
- трубочки; губки; краски.
10 Слайд
Песок характеризуется такими свойствами, как
- сыпучесть.
- легкость.
- способность пропускать через себя воду. Песок состоит из мельчайших частиц горных пород, округлых и угловатых зерен) различных минералов. Песчинки разнородны и не связаны между собой, поэтому легко пропускают
воду и не задерживают ее.
- способность менять свои свойства под воздействием воды. Он становится тяжелым, пластичны, легко уплотняется.
Слайд
«Какими свойствами обладает глина?»
Дети имеют представление о глине; её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику; активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая).
Игры с песком и водой позволяют ребенку строить, постоянно изменять мир, уничтожать старый и создавать новый. Фактически ребенок становится «хозяином» старого опыта и «создателем» нового. Действительно, попадая на
пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство. Игры с песком активизируют врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивают возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью. Этот способ развития и самотерапии был известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель: одни жизненный сюжет сменяет другой, все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, - просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
1.Игра «Здравствуй, песок».
Формируется представление о том, что сухой песок обладает таким свойством как сыпучесть; Зачерпнув песок двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, песчинка за песчинкой он просыпается опять в песочницу. Детям постарше можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: приятно – неприятно, тепло – холодно, колючее, шершавое и т.д.
2.Игра «Попробуй удержать».
Цель игры: формировать представления о том, что вода легко просачивается
3.Игра «Буря в пустыне»
Игра «Необыкновенные следы».
способствовать формированию конкретных представлений о том, что сухой песок сыпучий и поэтому на нем не остаются отчетливые следы
Материал: песочница для групповых игр с сухим песком
наблюдают, что после совершенных ими движений песок осыпается и делает
оставленные следы причудливыми. Можно предложить детям придумать кто
и какие следы может оставить на песке. В дальнейшем эту игру можно
провести как игру-загадку: один из детей оставляет следы на поверхности
песка, а другие пытаются отгадать: это медведь прошелся, змея проползла
или жучек пробежал.
Игра «Отпечатки».
формирование конкретных представлений о том, что влажный песок пластичный, ему легко придать любую форму.
11 слайд
Игры «Сокровища», «Скульпторы».
12 Слайд Изучаем лед и снег в игровой форме.
Зима — отличный период для проведения опытов в игровой форме со снегом и льдом. Снег и мороз – верные спутники зимы. Когда как не в морозный ясный день рассматривать снежинки через лупу, выращивать на улице цветные сосульки и самостоятельно делать иней? Опыты позволяют удивлять, радовать и развивать детей с помощью подручных материалов! Дети думают, что просто играют... А на самом деле впитывают, понимают и запоминают уйму информации об окружающем мире!
1.Игра «Здравствуй снег».
2.Игра «Снеговики».
Игра «Рисуем следами».
Закреплять представление о том, что снег уплотняется и на нем можно оставить следы рассказывает, что в ее Стране снега можно легко узнать, кто прошелся по снежку. Снег мягкий, пушистый и легко уплотняется, поэтому на нем остаются следы. По оставленным следам очень легко можно определить приходила в гости кошка или птичка. А вот у детей все следы почти одинаковые.
Игра «Избушка для госпожи Метелицы».
Цель игры: формировать представление о том, что снег хорошо лепится, что ему можно придать любую форму, что на морозе мокрый снег превращается в лед, что постройки из снега прочные, защищают от ветра и холода.
3.Игра «Ледяные медузы».
Замораживаем цветную воду в формочках для льда. Кидаем замороженные льдинки в большую ёмкость и смотрим, как они плывут, оставляя от себя след похожий на космических медуз.
Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.
4.Игра «Ледяные кораблики».
А еще зимой можно вспомнить, как путешествовали летом, и устроить соревнование ледяных кораблей.
Материал: Емкость для замораживания воды или формочки для льда, разноцветные краски или пищевые красители, парус из зубочисток или трубочек от коктейля.
Ход эксперимента: Сначала заморозьте льдинки в баночке из-под творожка или формочке для льда. Предварительно вставив в нее палочку от коктейля или зубочистку с парусом. А потом спросите ребенка, будет ли плавать такой кораблик в воде?
Что происходит?
Лед легче воды и свободно плавает на ее поверхности. А если хотите, устройте морское сражение, а заодно и соревнование на меткость: прицеливайтесь и кидайте в кораблики монетки или мелкие камешки.
Попробуйте специально подкрасить воду в тазу, чтобы играть было интереснее. Выигрывает тот, чья флотилия выдержит натиск противника и не растает в воде.
5. Игра «Здравствуй лёд».
13 слайд.
Игра «Цветные льдинки».
Дети гуашевыми красками окрашивают воду и выносим цветные формочки на холод. Что же произошло с водой? Она замерзла и превратилась в цветную льдинку.
Почему вода в формочке замерзла? Да потому, что на улице зима и очень холодно.
Игра «Ледяные фрукты». Лёд прозрачный, хрупкий.
14слайд
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать, экспериментировать. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, именно тот метод, который интересен детям и соответствует их возрастным особенностям.
Игры с природными материалами способствуют сенсорному развитию детей, стимулируют познавательную активность, формируют навыки конструктивной и трудовой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что использование природных материалов (песка, снега, воды, льда, глины, камней) ценно в развитии чувствительности пальцев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствовании моторных возможностей.
Благодаря опытам, дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворённости от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых мы пытаемся объяснить родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые шаги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Провели консультацию для родителей «Экспериментальная деятельность дома», разработали папки – передвижки: «Что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки», когда лёд можно увидеть не только зимой.
В заключении хочется процитировать слова К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...
Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...
Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...
Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....
Программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования
Авторская программа "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования"...