Педсовет. Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников.
консультация (старшая группа)

Комарова Дарья Олеговна

Здоровье сегодня рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние тела, которое позволяет человеку активно добиваться в своей жизни успеха в различных видах деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой, необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании навыков человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение № 4 «Аленушка»

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников

Подготовила: Комарова Д.О.

        г. Мытищи 2022г.


Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников

Актуальность.

Здоровье сегодня рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние тела, которое позволяет человеку активно добиваться в своей жизни успеха в различных видах деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой, необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании навыков человека. От рождения до семи лет у детей закладываются основы здоровья и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, жизнерадостными, сильными – это задача не только родителей, но и любой дошкольной образовательной организации. Болезненный, физически плохо развитый ребенок, как правило, задерживается в развитии: плохая память, быстрая утомляемость, задержка в речевом развитии, внимание. У такого ребенка, часто нет настроения, процессы социализации и адаптации плохо проходят. Физическая слабость, также вызывает множество нарушений в деятельности организма, что не только приводит к снижению работоспособности, но и ослабляет волю ребенка. Вопросы воспитания здоровых детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания.

Объект исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: направления, формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель исследования: подобрать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с родителями.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогический литературы по вопросам сохранения и укрепления здоровья современных детей дошкольного возраста

2. Выделить основные формы и методы работы дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

3. Определить содержание работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольной образовательной организации

4. Донести главную мысль до родителей и педагогов (воспитателей).

Одной из главных задач дошкольной образовательной организации является создание условий, гарантирующих поддержание и укрепление здоровья детей. В.П. Петленко, один из основоположников науки о здоровье, достаточно полно дал характеристику о понятии здоровья. «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» [1]. Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья. Биологическая программа индивидуального развития человека с различными базовыми потребностями и на разных этапах жизни, которые служат правильному развитию человека – это соматическое здоровье т.е. текущее состояние организма. Также организм имеет способность к самоорганизации – умение сохранять индивидуальное существование. К самоорганизации также относится самообновление, самоорганизация и самовосстановление. Состояние организма, при котором весь организм и внутренние органы в целом осуществляют свои функции – физическое здоровье, которое является важным компонентом в здоровье человека. Чтобы организм обновлялся ему необходимо иметь взаимосвязь с внешней средой, информацией и энергией. Человеческое тело в процессе самосовершенствования предотвращает его разрушение. Физическое здоровье вызвано способностью организма к саморегулированию. «Живой организм - это саморегулирующая система благодаря чему совершенствуется вся координация всех функций» [2]. Саморегулирование является сущностью биологической формы развития, т. е. жизни. Свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные биохимические-физиологические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, артериального давления, сахара в крови и так далее. Следует помнить, что в биологической системе самоорганизация проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество связано, прежде всего, с регенерацией и наличием нескольких параллельных регуляционных эффектов в организме на всех уровнях его организации. Компенсация дефицитных функций за счет этих параллелей позволяет противостоять организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье. Н.А. Амосов отмечает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [2]. По мнению Амосова, «здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [2]. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации от лица всех запасов (генетически детерминированные). Выделяют психологическое здоровье, которое определяет психическое, эмоциональное благополучие человека. По мнению Л.А. Абрамяна, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста можно определить, как стабильное эмоционально-позитивное благополучие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [3, с.4]. Когда речь идет об области эмоционального развития, эмоциональное чувство становится основой, которая «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и проводя эту деятельность или, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее. Обобщенный портрет психологически здорового человека - творческий, открытый человек, веселый, который познает себя и мир умом, интуицией, чувствами. Такой активный человек смело берет на себя ответственность за жизнь, находится в постоянном развитии. Большинство людей с детства так привыкли к состоянию, обозначенному здоровьем, что задумываются о нем уже тогда, когда оно сильно и основательно «подорвано» и человек вынужден обратиться к врачу. Здоровье человека закладывается с детства и по данным Ю.П. Лисицина, условно состоит: 50% – образ жизни, 20% – наследственность, 20% – состояние окружающей среды и около 10% – возможности медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт [4]. В современной литературе существует более ста определений термина «здоровье». В Уставе Всемирной организации здравоохранения: «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Виды здоровья: физическое, общественное и индивидуальное [4]. «Физическое здоровье - это естественное состояние организма, вызванное нормальным функционированием всех его органов и систем» [4]. Когда все органы и системы работают хорошо, все человеческое тело (саморегулирующаяся система) работает правильно и развивается. Ю.П. Лисицин выделил факторы здоровья: генетика, условия и образ жизни, экология, двигательная, физическая активность, психологический климат, питание [4]. Существует концепция индивидуального и общественного здравоохранения. «Общественное здоровье - это оценка демографического показателя (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и заболеваемость)» [5]. Физическое здоровье (индивидуальное) - это наличие или отсутствие заболевания: – степень сопротивления тела; – уровень функционирования основных систем организма; – уровень физического развития. Образ жизни человека – это те социально-философские категории, которые интегрируют представления о том или ином виде деятельности (жизнь, работа, форма удовлетворенных потребностей, правила индивидуального и общественного поведения). Здоровый образ жизни объединяет в себе все, что способствует выполнению человеком различных функций, ориентации человеческой деятельности в сторону сохранения и укрепления здоровья [6].

Компоненты здорового образа жизни:

1. Осознание самого человека, а также осознание необходимости укрепления его здоровья.

2. Организация оптимальной двигательной активности.

3. Рациональное питание с учетом особенностей региона.

4. Соблюдение гигиенических правил в отношении себя и в общении с окружающими.

5. Соблюдение правил техники безопасности в различных жизненных ситуациях.

6. Отказ от вредных привычек [7].

Составляющие здорового образа жизни детей дошкольного возраста:

 – личная гигиена;

– оптимальный двигательный режим;

 – закаливающие процедуры [7].

Установка на здоровый образ жизни формируется в результате определенных педагогических воздействий. В течение последних 15-20 лет используется термин «здоровьесбережение». Это определенный комплекс условий, средств, действий и технологий, которые направлены на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. Воспитатели, заботящиеся о здоровье, определяют важность формирования культуры здоровья, в том числе ценностного отношения к здоровью [8]. Таким образом, в дошкольном возрасте важно решать общие задачи физического воспитания: оздоровительные, воспитательные и образовательные. Главная задача физического воспитания детей дошкольного возраста – охрана и укрепление здоровья.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольной образовательной организации

Совместная работа с семьей должна основываться на следующих основных положениях, которые определяют ее методику, организацию и содержание:

1. Индивидуальный подход к ребенку и семье на основе учета их способностей и интересов детей и родителей.

2. Системность, согласованность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего пребывания ребенка в детском саду.

3. Единство, которое достигается, когда цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понимаются не только воспитателем, но и родителями, когда семья знакома с базовым содержанием, приемами и методами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

4. Взаимное понимание и доверие педагогов и родителей на основе дружественной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а родителей в детском саду [2].

Исходя из основных положений, система работы с семьей включает:

1. Участие в индивидуальных программах (планах) оздоровления детей;

2. Различные консультации, дискуссии и обсуждения с психологом, врачом, специалистом по физической культуре и родителями с опытом семейного воспитания;

3. Ознакомить родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

4. Обучение приемам и методам здоровья (лечебной физической культурой, аэробика, самомассаж, дыхательной гимнастикой, различным видам закаливания);

5. Целенаправленная медицинская работа, которая способствует общим требованиям, необходимости рационального регулирования и сбалансированного питания, закаливания, оптимального регулирования температуры и воздуха;

6. Тренинги, игры, просмотр презентаций и прослушивание магнитофонных записей разговоров с детьми, открытые занятия для родителей различных мероприятий в спортивном зале.

7. Знакомство родителей с содержанием физической и оздоровительной работы в детском саду;

Здоровье является важным фактором для гармоничного развития и работоспособности детей. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной работе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим формировании фундамента физического и психического здоровья. Потому, что до 7 лет человек идет по огромному пути развития, уникальному в ходе последующей жизни. В этот период жизни происходит интенсивное развитие органов, формирование функциональных систем организма, заложены основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и другим. Важно на данном этапе сформировать у детей базу знаний и практические навыки здорового образа жизни, сознательную необходимость в систематических упражнениях в физической культуре и спорте. Поэтому мы разработали проект по работе в дошкольной образовательной организации с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей. Проблема: сохранение и укрепление детей будет иметь отношение в области общественного, семейного, дошкольного образования. Известно, что основными образцами для ребенка являются его родители. Все они мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не всегда предпринимали правильные усилия. Снижение показателей здоровья, на наш взгляд, можно объяснить недостаточный уровень культуры здоровья в самой семье. В связи с этим вопрос по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья детей в дошкольной образовательной организации и семьи очень важен. Семья и детский сад - это социальные структуры, которые в первую очередь укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. При поступлении в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: задержка в развитии координации движения, лишний вес (ожирение), плоско вальгусная деформация стоп (плоскостопия), задержка в речевом развитии, нарушении зрения. Из-за неблагоприятной экологической ситуации, очень много детей часто болеющий острыми респираторными заболеваниями, гриппом, бронхитом, острыми вирусными инфекциями, аллергией. Проанализировав данные анкет, родителей, мы пришли к выводу, что, уровень знаний в области воспитания здорового образа жизни невысок. Это означает, что воспитателям и специалистам детского сада необходимо проводить систематическое, разностороннее воспитательное обучение родителей, включая помощь в получении практических навыков и теоретических знаний. Поэтому понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимать, что здоровье-это самое большое значение, которое дается человеку природой. Для того, чтобы достичь гармонии с природой, вы должны научиться самостоятельно заботиться о своем здоровье с детства. Очень важно образование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости поддержания и укрепления их здоровья и присоединиться к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

– повышение родительской компетентности по сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников в дошкольной образовательной организации и семье;

 – сохранение и укрепление здоровья детей по средствам физкультурно - оздоровительных мероприятий в условиях дошкольной образовательной организации и семьи;

 – рост престижа детского сада;

 – становление устойчивого интереса к здоровью;

–переживание (проживание) ребенком состояния эмоционального комфорта его собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, взрослых, его успешных результатов, переживает спортивные поражения и радуется спортивным победам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петленко, В. П. Философия и мировоззрение врача [Текст] / В. П. Петленко. - Л., 1991.

2. Амосов, Н. М. Моя система здоровья [Текст] / Н. М. Амосов. - К.: Здоровья, 1997.- 56 с

3. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / Л. В. Гаврючина. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. [Текст] / Ю. П. Лисицин. - М: Просвещение, 2002.-123с.

5. Борисова, Н.Н. Организация оздоровительной работы с детьми и родителями. [Текст] / Н. Н. Борисова. Медработник ДОУ-2010-№8-С.62-65.

6. Соловьева, И. В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности. [Текст] / И.В. Соловьева. - Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С.17-22.

7. Здоровый дошкольник: [Текст] Социально - оздоровительные технология XXI в.: Пособие для исследователей и практике Работников / сост. Ю.Е. Антонов. - М.: Аркти, 2010. - 87 с.

8. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: [Текст] проблемы и пути оптимизации: Материалы Всерос. совещ. «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях». - М.: ГНОМ и Д, 2012. - 319 с.

9. Арямов, И. А. Особенности детского возраста [Текст] / И. А.Арямова. - М., 2013.

10. Варга, А. Я. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей [Текст] / А. Я. Варга, В. А. Смехов. Вестник МГУ. Сер. «Психология». - 2006. - №4. - С.25-27.

11. Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст] / В. А. Деркунская. Дошкольная педагогика. – 2006. - № 5, с. 49 – 51.

12. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания. [Текст] /. В. М. Минияров. Воронеж, 2000.

13. Рябышева, О. И. Здоровьесберегающая среда детского сада [Текст] / О.И. Рябышева. Л.А. Ленецкая. - Управление ДОУ – 2015 - № 1. - С. 22-25.

14. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст] / Н.В. Сократов. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для специалистов ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей

Консультация для специалистов ДОУ"Здоровьесберегающие технологиив музыкальном развитии детейс целью сохранения и укрепленияпсихического и физического здоровья детей" Несмотря на тенденцию в...

Сообщение на тему "«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности»

"Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности"...

Педагогический совет «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»

Совершенствование работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....

Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...

Выступление на педагогическом совете «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»

Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Новая психология человека третьего тысячелетия – это здоровый образ жизни. Сущность и функции здорового обр...