Конспект занятия Наши пальчики
план-конспект занятия (младшая группа)
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nashi_palchiki.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
«Наши пальчики»
Теоретическую основу составляют работы М.М. Кольцовой Н.А. Берштейн, Е.П. Ильина, М.М. Кольцова, Т.А. Ткаченко, Л.В. Фомина, и др., которые могут быть использованы при построении развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством лепки.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве.
Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются.
Развитие сенсорики и мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними». С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у воспитанников ясельной группы во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а главное, сохранению физического и психического развития детей.
Проблема, решаемая в ходе мастер-класса - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
Возрастная группа: ясельная
Область: Познание.
Тема: Наши пальчики
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность.
Методика: игровая технология.
Вид деятельности: познавательно-исследовательский.
Литература:
- Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Развитие игровой деятельности Губанова Н.Ф;
- Развивающие игры для детей от 1-3 лет Прокофьева А.Г.
Содержание организованной деятельности детей:
1.Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Рефлексия.
Материал: мелкие игрушки, пластилин, салфетки, крупа гречневая, пластмассовая миска.
Задачи:
1. Обучающая:
Безопасность
-напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из пластилина
Коммуникация:
-формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.
2. Развивающая:
Здоровье:
-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.
-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.
3. Воспитательная:
Художественное творчество:
-воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.
-формировать интерес к лепке, закрепить представление о способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями
- знакомить детей с пластикой пластилина, совершенствовать умения и знания лепки.
Предварительная работа: пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок».
Словарная работа: пластилин, пальчик, крупа, дощечка
Структура деятельности:
I .Организационный момент
- Сюрпризный момент.
- Игра «Найди сюрприз».
II. Основная часть.
4. Физкультминутка.
5. Игра «Слепи колобок»
III. Рефлексия.
I часть. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется (Ответы детей). Конечно, это сказка « Колобок». Давайте её расскажем вместе. (Приложение 1)
II. Основная часть. Показ сказки « Колобок» с помощью настольного театра
Воспитатель рассказывает сказку, используя игрушки и декорации. Дети, следя за рассказом, повторяют вслед за воспитателем слова и отдельные фразы.
Игра « Найди сюрприз» (Приложение 2)
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что - это стоит на столе?
На столе стоит миска, наполненная гречневой крупой, в ней спрятаны игрушки круглой формы.
Воспитатель: Давайте проверим, что там внутри находится.
Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с гречневой крупой и ищут игрушки.
Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется - помочь ему в поиске игрушек.
Дети вытаскивают игрушки круглой формы и рассматривают.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что лежит в миске? (Ответы детей)
-Как ты искал игрушку? (Ответы детей)
-Какого цвета игрушка? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и поиграли в игру и сделали массаж рук, разбудили наши пальчики.
Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в гречневой крупе игрушек.
III. Лепка « Колобок» (Приложение 3)
Воспитатель: Бабушка Варвара очень расстроилась, что Колобок укатился из дома. Давайте слепим Колобка для неё. Согласны? Посмотрите на
Цель: Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.
Воспитатель: Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? (Ответы детей)
-Кто слепил колобок? (Ответы детей)
-А кто попросил слепить? (Ответы детей)
-А какой формы был колобок? (Ответы детей)
-Из чего был состряпан колобок? (Ответы детей)
Воспитатель: Еще раз кто мне скажет, какой формы колобок? (Ответы детей)
Воспитатель раздает детям пластилин.
Воспитатель: Дети, помните, пластилин нельзя брать в рот.
Воспитатель: Дети, возьмите в руки пластилин и попробуйте его размять.
Воспитатель показывает приемы раскатывания пластилина между ладонями.
Планируемый результат: дети будут раскатывать пластилин между ладонями, делать шарики круговыми движениями.
Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.
Проследить, чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.
III часть Рефлексия.
Вылепленные изделия раскладываются с детьми на дощечках.
Воспитатель: Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
-В какие игры играли? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Играем пальчиками"
Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр....
Конспект занятия Рисование пальчиками.
Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речи и мышления....
Конспект занятия "Умные пальчики"
Цель: развитие мелкой моторики рукЗадачи:Развитие мелкой моторики с ипользованием массажа пальцев рук, пальчиковой гимнастики.Развитие мышления, речи, внимания, фантазии, творческой активности.Развити...
Конспект занятия «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
игра «Найди сюрприз».Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?На столе ...
Конспект НОД «Наши пальчики играют»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук....
Конспект занятия " Наши пальчики" ( развитие мелкой моторики рук) - самообразование
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность....
конспект занятия "Наши пальчики играют" во 2 младшей группе
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе...