Диагностический инструментарий индивидуального развития детей социально-коммуникативная область
материал

Елена Григорьевна Пономарева

Диагностический инструментарий

индивидуального развития детей социально-коммуникативная область

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy_sotsializatsiya.docx74.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Ярцева Смоленской области

Диагностический инструментарий

индивидуального развития детей социально-коммуникативная область

Разработала:

Пономарева Елена Григорьевна

 учитель-логопед МБДОУ детский сад №15 г.Ярцева

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативная область

Учитель-логопед:  Пономарева Елена Григорьевна

Группа ______________

Учебный год ________________

Ф.И.ребенка

Социализация,

развитие общения,

нравственное

воспитание

Самообслуживание,

самостоятельность,

трудовое

воспитание

Ребенок в семье и в обществе

Формирование основ

безопасности

Итоговый

показатель

по каждому

ребёнку

(среднее значение)

Умеет

Самост

оятельно

объеди

няться

для

совместной

игры и

труда,

заниматься

самостояте

льно

выбранным

делом,

договари

ваться,

помогать друг

другу

Может

дать

нравств

енную

оценку

своим и

чужим

поступк

ам.

Знает и

соблюд

ает

правила

поведен

ия в

обществ

енных

местах,

в т.ч. на

транспо

рте, в

общении со

взрослы

ми и

сверстни

ками

Сфор

миров

ан

интер

ес к

учебн

ой

деятел

ьност

и и

желан

ие

учить

ся в

школе

развит

а

иници

ативн

ость,

ответс

твенн

ость

Сформи

рованы

трудовые

навыки,

желание

участво

вать в

коллект

ивном

труде

Умеет

пользов

аться

столовы

ми

прибора

ми,

правиль

но

вести за

столом,

следит

за

своим

внешни

м

видом,

замечае

т и

устраня

ет

непоряд

ок

Умеет

самостоя

тельно и

своеврем

енно

готовить

материал

ы и

пособия

к

занятию,

без

напомина

ния

убирать

свое

рабочее

место,

выполнят

ь

обязанно

сти по

столовой,

занятиям,

уголку

природы

Имеет

предст

авлен

ия о

семье

и ее

истор

ии, об

их

профе

ссиях,

знает

домаш

ний

адрес,

телеф

он,

ФИО

родит

елей

Име

ет

генд

ерны

е

пред

став

лени

я о

себе,

о

перс

пект

иве

разв

ития

личн

ости

Имеет

предст

авлен

ия о

родно

й

стране, о

родно

м

крае,

госуда

рствен

ных

празд

никах

Знает

правила

ДД,

дорожны

е знаки, о

работе

ГИБДД,

МЧС,

пожарно

й

службы,

скорой

помощи,

соблюдае

т

культуру

поведени

я на

дороге

Знает

правила

обращен

ия с

бытовым

и

предмета

ми,

правила

безопасн

ости

безопасн

ого

поведени

я во

время

игр в

разное

время

года

Знает

правила

обращен

ия с

бытовым

и

предмета

ми,

правила

безопасн

ости

безопасн

ого

поведени

я во

время

игр в

разное

время

года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

17

18

Уровни:

  • низкий уровень  (ребенок испытывает серьезные затруднения на занятиях, во время игры, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) 0%-10%;
  • средний уровень (ребенок работает на занятиях с помощью педагога или родителей) 11%-60%;
  • высокий уровень (может работать  самостоятельно, не испытывает особых затруднений) 61%-100%.

Критерии оценки социально-коммуникативных умений воспитанников:

  • Самостоятельно готовить материал к занятиям;
  • Умеет одеваться и раздеваться в определенной последовательности, без напоминания взрослого складывает свою одежду.
  • Может принимать на себя роль, непродолжительное взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героев;
  •  Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
  • Развито творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Умеет договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
  • Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;
  •  Способен следить за развитием театрализованных действий и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры);
  • Проявляет доброжелательность, готовность выручить сверстника. Умеет считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решает споры.
  • Развита творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Использует средства выразительности.
  • Принимает участие в коллективном труде
  • Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
  • Знает и понимает, что Россия - большая страна.
  • Может объяснить, почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов.
  •  Развито чувство толерантности к детям других национальностей.

Методика «Лесенка Щур» (В.Г.Щур)

(после 4-х лет)

        Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.

Методика используется в модифицированном варианте - вместо 10 берем 5 ступенек.

Ход эксперимента.

        Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вы - резанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предлагается фигурка ребенка (мальчика или девочки) - плоская или объемная. Экспериментатор говорит: «Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка, и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но учти, что вот эта, самая нижняя - черная ступенька - для детей, которые часто ведут себя плохо; коричневая - вторая ступенька - для детей, иногда совершающих плохие поступки; третья - синяя ступенька - принимает детей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, - самая верхняя ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают

очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить себя».                                         Воспитатель экспериментатор кратко повторяет значение ступенек. Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню, на которую он себя поставил: 1-2 ступеньки - низкий, 3 - средний, 4-5 - высокий уровень. Но эксперимент следует повторить через 2-3 недели для чистоты результата. Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в плохом настроении или недавно получил очень негативную или очень положительную оценку со стороны взрослых или детей.         Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу, других детей, друзей, воспитателей - в зависимости от целей изучения. Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям. Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в самооценке. Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболее значимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, на которую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Как правило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из значимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от имени кого-либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отношение взрослого к себе, считает ли себя принятым им.

Результаты, эмоции _______ и поведенческие реакции каждого ребенка фиксируются в протоколе.

Дата проведения _______________________________________.

Ф.И. ребенка

Возр.

Ступень

самооценки

Аргументация

высказывания

Оценка

других детей

Аргументация

Оценка с позиции

Аргументации,

поведенческие

реакции

Мамы

Папы

Бабушки

Воспитателя

1

2

Методика «Какой Я?»

                Цель: предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника.

Процедура проведения. Экспериментатор, пользуясь представленным далее таблицей, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

                Оценка результатов. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Протокол к методике «Какой Я?


Оцениваемые качества

Оценки по вербальной шкале

п/п

личности

да

нет

Иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий; 

 8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;  

0-1 балл — очень низкий.

Изучение трудовой деятельности, общения, социальных эмоций и волевых усилий у детей дошкольного возраста.
(Г.А.Урунтаева)

Материал. Оборудование для хозяйственно-бытового труда.

Ход исследования. Воспитатель наблюдает за хозяйственно-бытовым трудом подгруппы детей 5-7 лет.

Анализ данных.

Особенности трудовой деятельности

1.  Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым: не принимает; начинает действовать после нескольких повторений (скольких); выслушивает и сразу приступает к выполнению? На основании полученных данных можно сделать вывод о сформированности умения сосредоточиться на словесной инструкции, подчиниться ей, т.е. о произвольности поведения и деятельности.

2.   Насколько дошкольник  охотно выполняет задание, какие эмоции при этом переживает, какие эмоции преобладают, меняется ли и как их динамика на протяжении процесса деятельности, с чем это связано? Например, успех, замеченный и оцененный воспитателем, приводит к тому, что у ребенка, неохотно выполняющего задание, проявляется к нему интерес. В итоге наблюдения воспитатель сможет оценить сформированность у малыша интереса к труду и желание трудиться – трудолюбия.

3.   Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, какие и в какой степени сформированы у него трудовые умения и навыки (действия уверенные, экономичные, четкие, правильные или же движения правильные, но неуверенные, ребенок использует орудия по назначению, но забывает последовательность операций или выполняет их некачественно)?

4.  Проявляет ли инициативу, насколько самостоятелен и настойчив, что свидетельствует о сформированности соответствующих волевых качеств?

5.    Доводит ли начатое дело до конца, часто ли отвлекается и на какие раздражители, как ведет себя при встрече с затруднениями (бросает начатое, обращается за помощью к сверстникам, взрослому, плачет и пр.)? Анализируя эти показатели, можно судить о сформированности способности к волевому усилию, к мобилизации сил.

6.   Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, т.е. как относится к результату труда (демонстрирует другим, стремится к положительной оценке, безразличен и пр.)? Насколько соответствует самооценка реальности?

Общение детей в совместном труде

1.   Мотивы общения – побудительные причины,  поводы для обращения ребенка к взрослым и сверстникам (обращается за помощью, с советом, указанием, просьбой, для признания своих достижений и пр.).

2.  Содержание общения: протекающая совместная деятельность; оценки («Плохо делаешь», «Не умеешь»), взаимоотношения («Отойди, не мешай») или то, что не связано с данной деятельностью («На прогулке поиграем») и пр.

3.   Средства общения: речь, мимика, пантомимика, предметные действия. Воспитатель отмечает специфику использования каждого средства ребенком.  Выясняет, с кем малыш и почему больше говорит: со взрослыми или сверстниками и почему.

4.  Сформированность коммуникативных умений и навыков как умение принять общее решение, пойти на компромисс, согласовать свои действия, учесть точку зрения другого и пр. Воспитатель определяет, как влияет уровень сформированности у дошкольника коммуникативных умений и навыков на характер их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

  Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде

1.  Выражение социальных эмоций: ребенок, проявляя сочувствие, гладит по голове товарища, заглядывает ему в глаза, словесно ободряет, обещая что-то приятное, и пр.

2.  Действенность социальных эмоций: стремится ли малыш прийти на помощь сверстнику или только сожалеет о неудаче?

3.   Устойчивость социальных эмоций: дошкольник пожалел другого, но может тут же забыть о нем или не забыть и пр.

4.   Реакции ребенка на затруднения и успехи других детей в деятельности: замечает или нет, реагирует адекватно или неадекватно, например, радуется неудаче.

5.   Отношение дошкольника к партнеру: умеет ли отказаться от привлекательного объекта, действуя в пользу другого? Например, хочет стирать кукольное белье, но уступает это дело другому ребенку, потому что уже выполнял его вчера.

Индивидуальный профиль социального развития ребенка

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________Возраст______________

 

Утверждение

2

1

0

-1

-2

Утверждение

Легко идет на контакт со взрослыми

 

 

 

 

 

Избегает контакта со взрослыми

Откликается на просьбы взрослых

 

 

 

 

 

Не реагирует на просьбы взрослых

С удовольствием действует со взрослыми сообща

 

 

 

 

 

Не любит действовать со взрослыми сообща

Успешно действует под руководством взрослого

 

 

 

 

 

Не умеет действовать под руководством взрослого

Легко принимает помощь взрослого

 

 

 

 

 

Не принимает помощь взрослого

Часто взаимодействует со сверстниками

 

 

 

 

 

Избегает взаимодействия со сверстниками

Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками

 

 

 

 

 

С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками

Успешно участвует в коллективной игре

 

 

 

 

 

Не участвует в коллективной игре

Проявляет качества лидера

 

 

 

 

 

Предпочитает подчиняться другим

Хорошо себя чувствует в большой группе людей

 

 

 

 

 

Не любит большие группы детей

Спокойно наблюдает за действиями других детей

 

 

 

 

 

Прерывает, мешает действиям других детей

Умеет занимать других детей

 

 

 

 

 

Не умеет занимать других детей

Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми

 

 

 

 

 

Не участвует в играх, предложенных другими детьми

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

 

 

 

 

 

Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками

Хорошо действует самостоятельно

 

 

 

 

 

Не может действовать самостоятельно

Может занять сам себя

 

 

 

 

 

Не может занять сам себя

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

 

 

 

 

 

Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Способен жертвовать своими интересами ради других

 

 

 

 

 

Ориентирован только на свои непосредственные интересы

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

 

 

 

 

 

Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам

Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду

 

 

 

 

 

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

Признает правила, предложенные взрослыми

 

 

 

 

 

Не признает правила, предложенные взрослыми

Признает правила, предложенные другими детьми

 

 

 

 

 

Не признает правила, предложенные другими детьми

После заполнения анкеты-таблицы,  отмеченные точки соединяются линиями. В результате воспитатели могут наглядно представить, в сторону каких оценок (положительных или отрицательных) сдвинут профиль.  Вопросы-утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.  

 

Методика «Закончи историю»

                Цель:

 - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие);

- определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку. 

Предъявление задания

        В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
                История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
                История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?                                          История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему? 

                История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов 

0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей. 

1 балл – Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет. 

2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 

3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

                Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

 

Методика диагностики форм общения (М. И. Лисина)

                Цель: Определить ведущую форму общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования: Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

                Во время обследования при выборе каждой новой ситуации заполняется на ребенка протокол.Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола -- на каждую ситуацию.

                В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта;

- характер активности по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) - ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) - внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) - внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

                При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

                Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

                Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Методика  «Интервью» (О. В. Дыбина)

                Цель: Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

Материал: Микрофон.

Содержание: Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия - остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».

Оценка результатов:

3 балла - ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.

2 балла - ребенок формулирует 2--3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью.

1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.

Методика «Дом - Дерево - Человек» (Дж. Бук)

Предназначение. Проективная методика исследования личности. Предложена Дж. Буком в 1948 г. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75).

Процедура проведения методики.

        Проведению методики предшествуют беседа с клиентом, установление эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.

Индивидуальное тестирование

        При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего произносит

Инструкция:

        «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке.         Опрос обычно начинается с рисунка человека. Если испытуемый выражает отказ, заявляя что он не художник и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые.

Материал: белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 (первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек; для рисования дома страница располагается в горизонтальном положении), бланк пострисуночного опроса, несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);

Анализ.

        Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

        Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

        Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Протокол обследования

        Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать:

Рисунок

Названия деталей рисунков в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым

Все спонтанные комментарии

эмоции

Дом

Дерево

Человек

Пост-рисуночный опрос.

        После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации.

        Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой -избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

        ПРО не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Бланк пост-рисуночного опроса

 «Человек»

1.  Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

2.  Сколько ему (ей) лет?

3  Кто он?

4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?

5.  О ком вы думали, когда рисовали?

6.  А что он делает? (и где он в это время находится?)

7.  О чем он думает?

8. Что он чувствует?

9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?

10. Кого вам напоминает этот человек?

11. Этот человек здоров?

12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

13. Этот человек счастлив?

14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?

16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?

17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке?

18. Кого напоминает вам этот человек? Почему

19. Чего больше всего хочет человек? Почему?

20.Как одет этот человек?

 «Дерево»

Др1. Что это за дерево?

Др2. Где в действительности находится это дерево?

ДрЗ. Каков приблизительный возраст этого дерева?

Др4. Это дерево живое?

Др5.

А. (Если, испытуемый считает, что дерево живое)

а)        4то именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

б)        Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

в)        4ем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

г)        Как вы думаете, когда это произошло?

Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)

а)        4ем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

б)        Как вы думаете, когда это произошло?

Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?

Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?

Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?

Др10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами?

Др11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?

Др12. Есть ли на рисунке ветер?

Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?

Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?

Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?

Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Др17. О чем заставляет вас думать это дерево?

Др18. О чем оно вам напоминает?

Др19. Это дерево здоровое?

Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Др21. Это дерево сильное?

Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?

Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

«Дом»

Д1. Сколько этажей у этого дома?

Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? ДЗ. Это ваш дом? (если нет, то чей он?)

Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?

Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?

Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:

а)        Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

б)        С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?

Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам -кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами?

Д9. О чем вас заставляет думать этот дом?

Д10. О чем он вам напоминает?

Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?

Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?

Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?

Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?

Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?

Д17. Куда ведет этот дымоход?

Д18. Куда ведет эта дорожка?

Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Интерпритация

ДОМ        

        Дом ассоциируется у ребенка с его семьей: рисунок отражает его представления о домашней жизни. Кроме того, разные части его ассоциируются с разными аспектами жизни. Так, двери и окна символизируют связь с внешним миром. Стены – опора, обеспечивающая дому устойчивость; это также защита от неблагоприятных внешних условий. Еще более выражена защитная функция крыши. При анализе изображения дома следует обращать внимание как на особенности рисунка в целом, так и на отдельные детали.

        Одним из важных показателей является размер рисунка. Размер дома важно сопоставить с размерами остальных рисунков (дерева и человека): если все рисунки мелкие, то это частый признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Для депрессии особенно характерны мелкие рисунки, помещенные в углу листа. Если же дом нарисован особо маленьким, в то время как размер остальных рисунков не уменьшен, то это обычно свидетельствует об ослаблении семейных связей, отсутствии у ребенка «чувства дома», об ощущении своей незащищенности. Особенно мелкий рисунок дома нередко также служит признаком сниженной самооценки.

        Если все рисунки особо велики (каждый из них занимает лист практически целиком), то это частый признак состояния тревоги. Увеличение размера всех рисунков характерно также для импульсивных детей. Если же дом нарисован особо большим (занимающим почти весь лист), в то время как размер остальных рисунков не увеличен, то это может быть проявлением того, что весь мир для ребенка исчерпывается его домом семьей. Для дошкольника такое ощущение нормально; в возрасте старше 7 лет это уже проявление определенных психологических проблем(например, недостаточной самостоятельности ребенка, его чрезмерной замкнутости на родителях).

        Из деталей особое внимание следует обратить на окна и двери. Если изображены большие окна и дверь (особенно – открытые), то это признак стремления к широким контактам. такие рисунки характерны для экстравертных, общительных детей. Напротив, особо маленькие окна и дверь типичны для интровертных, замкнутых детей. Зарешеченные окна – это, как правило, признак того, что  ребенок боится агрессии, у него имеется потребность в защите от потенциально опасного окружения. Так же интерпретируются  и оконные рамы в том случае, когда они утрированы и внешне напоминают решетку. Возможно и другое значение решеток: они могут выражать ощущение своей несвободы, полной зависимости от родителей («тюремная решетка»). Весьма часто оба значения сочетаются, так как источником боязни окружающего мира часто являются высокая зависимость ребенка от родителей.

        Подчеркнутые стены (выделенные линией с сильным нажимом или многократно наведенными линиями) указывают на потребность ребенка в надежности и, следовательно, на  недостаточную уверенность в себе. Стремление защититься от окружающего мира часто проявляются в изображении забора, окружающего дом.

        В рисунке дома обнаруживаются те же проявления тревожности, что и в рисунке человека: неуверенная линия, как бы состоящая из отдельных коротких отрезков, стирания, исправления. Если эти признаки присутствуют в рисунке дома и отсутствуют в других рисунках, то это значит, что тревогу у ребенка вызывает тематика,  связанная с его домом и семьей (в частности, такое бывает у беженцев, лишившихся своего дома, у детей, родители которых недавно развелись и т.п.).

В рисунке дома выразительно проявляется демонстративность. Ее признаки – это различные украшения: занавески и цветы на окнах наличники, конек на крыше, колонны, карнизы. О демонстративности свидетельствует также изображение не обычного дома, а виллы, дворца, теремка,  церкви.

        В ответах на вопрос о том, кто живет в доме, может проявиться такая тенденция, как стремление избавиться от чрезмерной опеки родителей (в этом случае часто утверждается, что в доме живет ребенок причем его родители не упоминаются). Высказывание о том, что в доме живет только один человек,  свидетельствует о чувстве одиночества, депрессивных тенденциях. Так же интерпретируется указание на то,  что в доме живут «старые люди», «старики» (если в  доме отсутствуют молодые жильцы).

ДЕРЕВО

        В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой.

        Особенности линий и общий размер рисунка интерпретируется так же, как и в рисунке человека. Следует учесть только, что стандартный рисунок дерева заметно крупнее стандартного рисунка человека. Уменьшенным можно считать дерево, занимающее по вертикали менее 1/3 листа, увеличенным – только если оно занимает практически весь лист.

        Наклонный ствол (когда дерево производит впечатление неустойчивого или падающего) – признак сенсомоторных нарушений. Они часто свидетельствуют об импульсивности и о наличии органического поражения мозга. О том же говорит грубая асимметрия рисунка или ветки с одной стороны ствола заметно короче,  чем с другой.

        Наиболее богатую информацию в рисунке дерева дает изображение ветвей. Широко расходящиеся в стороны ветки (широкая крона) обычно свидетельствуют об экстравертности, направленности ребенка на общение. Изображение узкой кроны (например, как у пирамидального тополя) характерно для интровертных детей с низкой потребностью в общении (или опасающихся общения). Направление веток вверх – признак активности, оптимистического отношения к жизни. Опущенные  вниз ветки (как у плакучей ивы) – частый признак упадка сил, сниженного настроения, депрессивного или субдепрессивного состояния. Обрубленные или обломанные ветки часто встречаются на рисунках детей, переживших психическую травму (насилие, смерть кого-то из близких, развод родителей, тяжелый конфликт в школе, войну и т.п.). Ветки, заканчивающиеся остриями наподобие штыка или кинжала, часто изображаются агрессивными детьми.

        Изображение особо большой кроны дерева, особенно в случае ее слабой проработанности, эскизности, - частый признак того, что ребенок больше склонен к мечтам и абстрактным планам, чем к реальной деятельности и конкретному планированию своих действий. Тщательная проработка кроны, напротив, характерна для детей, склонных к детальному планированию действий. Повышенная тщательность, прорисовка каждого листика -  признак ригидности, склонности к застреванию на мелких деталях. Отсутствие листвы (изображение осеннего или зимнего дерева) часто встречается при сниженном настроении, депрессивных тенденциях.

        Корни дерева интерпретируются как показатель отношения ребенка к своему прошлому («корням» в широком смысле слова). При наличии опорной линии, изображающей землю, отсутствие на рисунке корней нормально. Если же опорная линия отсутствует, а дерево изображено как бы обрезанным снизу (без корней и без расширения ствола в нижней части), то это  рассматривается как признак слабой бытовой ориентации, отсутствия серьезной привязанности к дому и семье. Чрезмерно большие, подробно вырисованные корни скорее свидетельствуют об острой потребности в опоре и привязанности, чем об их наличии. Очень показательны подробно вырисованные корни без изображения земли или висящие над землей. Подобные рисунки часто встречаются у беженцев, эмигрантов и других детей, лишившихся привычной почвы.

        Из дополнительных деталей наиболее информативно довольно частое на детских рисунках изображение дупла. Его интепретируют как показатель того, что в прошлом ребенок перенес психическую травму (так как дупло – это болезнь дерева). Однако если в дупле нарисована птица или белка, то оно интерпретируется иначе: как свидетельство потребности в защищенности и уюте (обычно при ощущении их недостаточности).

        Подробное изображение коры, так же, как панцирь или броня в рисунке несуществующего животного, указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. Если вокруг дерева изображаются цветы, грибы или ягоды, то это, как и любое украшательство, признак демонстративности.

ЧЕЛОВЕК

        Показатели тревожности, острой тревоги, страхов

Наиболее распространенный признак тревожности – многочисленные самоисправления. особенно показательны бессмысленные исправления (то есть такие, которые не ведут к реальному улучшению результата). Исправления могут вноситься со стиранием  прежних линий или без стирания (в последнем случае вместо одной линии появляется несколько).

        Характерным признаком тревожности – линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок опасается, что если он проведет ее сразу (одним движением), то она может пойти не туда, куда нужно. Для тревожных детей типична штриховка всего рисунка или какой-либо его части. При острой тревоге штриховка обычно бывает размашистой, небрежной.

        При повышенной тревожности, а особенно – при наличии страхов часто изображаются глаза преувеличенного размера. Особенно характерно зачернение (штриховка с сильным нажимом) радужки или всего глаза. В этом случае можно предположить, что у ребенка имеется фобия (например, страх темноты, высоты, животных, замкнутых пространств или еще чего-либо).

        Для состояния острой тревоги типично резкое увеличение размеров рисунка, так что он занимает практически весь лист (а иногда и не помещается на листе).

        Для того чтобы выдвинуть предположение о повышенном уровне тревожности, достаточно хотя бы одного из перечисленных признаков.

Показатели демонстративности

        Демонстративность проявляется прежде всего в украшательстве, наличии необязательных деталей (например, оборок, кармашка, рисунка на платье, перьев на шляпе). Необязательные детали в рисунке человека не следует путать с второстепенными. Так, шея и уши – детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные по сравнению с туловищем, ртом или глазами; а вот бантики на туфлях – деталь сугубо факультативная, украшательская. Из второстепенных (но обязательных) деталей демонстративные дети предпочитают ресницы, прическу, нередко тщательно вырисовывают губы.

        Для демонстративных детей типично изображение не «просто человека», а определенного персонажа: короля, принцессы, рыцаря, клоуна, феи, бандита и т.п. По сравнению с тенденцией к украшательству этот признак является второстепенным.

Показатели импульсивности

        При повышенной импульсивности линии часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают» дальше, чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка детализированность рисунка, причем, в отличие от низкой детализированности при астенизации, для импульсивных детей типична линия с сильным нажимом.

        К признакам импульсивности относятся также грубые нарушения симметрии, «падающая» (наклоненная) фигура, неудачное размещение рисунка на листе (не хватает места для ног или же изображенный человек упирается головой в верхний обрез листа).

Показатели астенизации, депрессивных тенденций, эмотивности

        При астении рисунок выполняется с очень слабым нажимом на карандаш (так что иногда линия бывает почти не видна). Характерна крайне низкая детализированность рисунка.

        Сильно варьирующий нажим, когда одни линии проведены со слабым нажимом, другие – с сильным, характерен для высокой эмоциональной лабильности (эмотивности). Он позволяет предположить, что у ребенка может часто и легко, без видимой причины, изменяться настроение.

        Депрессивные тенденции проявляются в уменьшении размеров рисунка (рисунок занимает менее 1 листа по вертикали). Весьма типично также помещение рисунка в углу листа. Депрессивные тенденции часто сочетаются с астенизацией, однако встречаются и другие формы депрессивных и субдепрессивных состояний.

Показатели особенностей сферы общения

        Основным показателем интровертности – экстравертности служит поза изображенного человека. Интровертная поза – руки прижаты к телу или сведены вместе (так, что они оказываются внутри контура тела), ноги поставлены близко одна к другой. Экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены.  Для интровертов характерно изображение длинной, вытянутой вверх фигуры, для экстравертов – широкой. У интровертов фигура чаще выглядит угловатой, у экстравертов – округлой.

Показатели эмоциональной насыщенности общения

        Важнейший показатель эмоциональной насыщенности общения – руки. Резко уменьшенные (редуцированные) руки или отсутствие рук обычно говорит о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами. Это может быть сильная интровертность или аутизация(тогда отсутствие кистей сочетается с  признаками интровертности). Возможен вариант  широкого, но формального, поверхностного общения (тогда отсутствие кистей сочетается с экстравертной позой). Отсутствие кистей может быть также признаком не владения средствами общения , то есть неумения общаться. Отсутствие кистей рук может быть мотивированным (руки за спиной или в карманах) и немотивированным (руки как бы обрезаны). Интерпретация в обоих случаях одинакова.

        Резкая преувеличенность кистей, особо длинные пальцы при экстравертной позе – это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

Помещение рисунка на краю листа - генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а)        правая сторона - будущее, левая - прошлое,

б)        связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,

в)        указывающая на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая интеллектуальные.

Перспектива

        Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) - чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

        Перспектива, рисунок изображен вдали - желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изображать глубину) - сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

        Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) - чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка

        Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

субъект склонен держаться в стороне.

        Размещение рисунка точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа - чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1)        субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное
настроение;

2)        субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

        Размещение рисунка в левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

        Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа - желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

        Выход за верхний край листа - фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые - ригидность.

        Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.

Симптомокомплексы признаков, выделенных по методике ДДЧ Р.Ф. Беляускайте.

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

Враждебность

1.

Отсутствие окон

0,2

2.

Дверь—замочная скважина

0,1

3.

Очень большое дерево

0,1

4.

Дерево с края листа

0,1

5.

Обратный профиль дерева, человека

0,1

6.

Ветки двух измерений, как пальцы

0,1

7.

Глаза - пустые глазницы

0,2

8.

Длинные острые пальцы

0,2

9.

Оскал, видны зубы

0,1

10.

Агрессивная позиция человека

0,2

11.

Другие возможные признаки

0,1

Конфликтность (фрустрация)

1.

Ограничения пространства

0,1,2,3

2.

Перспектива снизу (взгляд червя)

0,1,2,3

3.

Перерисовывание объекта

0,2

4.

Отказ рисовать какой-либо объект

0,2

5.

Дерево, как два дерева

0,2

6.

Явное несоответствие качества одного из рисунков

0,2

7.

Противоречивость рисунка и высказывания

0,1

8.

Подчеркнутая талия

0,1

9.

Отсутствие трубы на крыше

0,1

10.

Другие возможные признаки

0,1

Незащищенность

1.

Рисунок в самом центре листа

0,1,2,3

2.

Рисунок в верхнем углу листа

0,1,2,3

3.

Дом, дерево с самого края

0,1,2

4.

Рисунок в низу листа

0,1,2,3

5.

Много второстепенных деталей

0,1,2,3

6.

Дерево на горе

0,1

7.

Очень подчеркнутые корни

0,1

8.

Непропорционально длинные руки

0,1

9.

Широко расставленные ноги

0,1

10.

Другие признаки

0,1

Тревожность

1.

Облака

0,1,2,3

2.

Выделение отдельных деталей

0,1

3.

Ограничение пространства

0,1,2,3

4.

Штриховка

0,1,2,3

5.

Линия с сильным нажимом

0,1

6.

Много стирания

0,1,2

7.

Мертвое дерево, больной человек

0,2

8.

Подчеркнутая линия основания

0,1,2,3

9.

Толстая линия фундамента дома

0,2

10.

Интенсивно затушеванные волосы

0,1

11.

Другие признаки

0,1

Недоверие к себе

1.

Очень слабая линия рисунка

0,2

2.

Дом с краю листа

0,1

3.

Слабая линия ствола

0,1

4.

Одномерное дерево

0,1

5.

Очень маленькая дверь

0,1

6.

Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывание рисунка рукой

0,1

7.

Другие признаки

 0,1

Чувство неполноценности

1.

Рисунок очень маленький

0,1,2,3

2.

Отсутствие руки, ноги

0,2

3.

Руки за спиной

0,1

4.

Непропорционально короткие руки

0,1

5.

Непропорционально узкие плечи

0,1

6.

Непропорционально большая система веток

0,1

7.

Непропорционально крупные двумерные листья

0,1

8.

Дерево, умершее от гниения

0,1

9.

Другие признаки

0,1

Трудности общения

1.

Отсутствие двери

0,2

2.

Очень маленькая дверь

0,1

3.

Отсутствие окон

0,2

4.

Окна - отверстия без рамы

0,1

5.

Излишне закрытые окна

0,1

6.

Выделенное лицо

0,1

7.

Лицо, нарисованное последним

0,1

8.

Отсутствие основных деталей лица

0,2

9.

Человек, нарисованный схематично, из палочек

0,2

10.

Дом, человек – профиль

0,1

11.

Дверь без ручки

0,1

12.

Руки в оборонительной позиции

0,1

13.

Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0,1

14.

Другие признаки

0,1

Депрессивность

1.

Помещение рисунка в самый низ листа

0,1,

2.

Вид дерева, дома сверху

0,1,2,3

3.

Линия основания, идущая вниз

0,1

4.

Линия, слабеющая в процессе рисования

0,2

5.

Сильная усталость после рисования

0,2

6.

Очень маленькие рисунки

0,1

7.

Другие возможные признаки

0,1

Критерии количественной оценки.

        Отсутствие признака всегда оценивалось в 0 баллов.

Ряд признаков оценивался в зависимости от степени выраженности (присутствие признака на одном из рисунков – 1 балл, на двух – 2 балла и на всех трех рисунках – 3 балла)

        Большая часть признаков оценивалась на основе их значимости при интерпритации 1 или 2 баллами.

        Выраженность каждого из симптома  комплексов определялась по сумме баллов его признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2020 - 2021 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативной области

Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детейсоциально-коммуникативной области...