В мире профессий.Профориентация дошкольников.
консультация
Целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
period_ot_rozhdeniya_do_shkoly.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного развития ребенка, основные психические и физические качества закладываются именно в этот период. Именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое в дальнейшем, служит фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека
Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире .
Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:
- организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
- оборудование развивающей среды;
- общение с родителями воспитанников;
Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.
Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии
Посетив «Приборостроительный завод», дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на данном заводе- (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.
Выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:
- сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
- конструирование, лепка, аппликация;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
- конкурс рисунков и поделок;
- викторины, КВН
Результативность работы
С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга, наиболее результативными формами профориентации, в разделе организационно- методической работы выделены- педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.
Работа с воспитанниками осуществляется успешно, благодаря постоянно проводимым экскурсиям, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)
Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
В заключение следует заметить, что 21 век - это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность - иди впереди, нет возможности - иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.
Список литературы
1. Интернет ресурсы:
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]
3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]
4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]
5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Формирование интереса к миру растений у дошкольников старшего возраста"
В учебно-методическом пособии раскрыты особенности познавательных интересов старших дошкольников, роль экологического образования в становлении личности дошкольника, представлены конспекты занятий, да...
Опытно-исследовательская деятельность. Познание окружающего мира.Экологическое воспитание дошкольников. Посев лука.
Посев лука.Задачи:1. Уточнить, закрепить представление детей о предках русских, об их здоровом образе жизни.2. Воспитать заботливое, бережное отношение к своему здоровью.3....
«Мир профессий - профориентация детей дошкольного возраста»
Родительское собрание на тему: «Мир профессий - профориентация детей дошкольного возраста»...
Презентация на тему "В мире профессий". Профориентация дошкольников
Ознакомлние с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Вызвать ж...
Познавательно-творческий проект в старшей группе "Театральные профессии" (профориентация)
Проект может быть использован в работе по профориентации старших дошкольников с целью привлечь внимание детей и родителей к профессиям, о которых мы мало или почти ничего не знаем. которые от нас скры...
Долгосрочный педагогический проект «Первые шаги в профессию, профориентация для малышей» Первая младшая группа «Капитошки»
Долгосрочный педагогический проект«Первые шаги в профессию,профориентация для малышей»Первая младшая группа«Капитошки»...
Конспект по окружающему миру «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»
laquo;Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и неживой природой»...