Развитие познавательных способностей у детей раннего возроста , посредством авторского пособия "Книжка -развивайка"
методическая разработка (младшая группа)

Борисова Наталья ивановна

Развитие познавательных способностей у детей раннего возроста , посредством  авторского пособия "Книжка -развивайка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТА,  ПОСРЕДСТВОМ  АВТОРСКОГО  ПОСОБИЯ

«КНИЖКА – РАЗВИВАЙКА».

Борисова Наталья Ивановна – воспитатель.

СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с Ташёлка.

E-mail:staschelka@yandex.ru

Из своего опыта работы я могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы  – игру. Игра - не только развлечение, но и ведущий вид деятельности, при помощи которого маленькие дети познают мир.В этом возрасте у детей преобладают: зрительно- эмоциональная память, наглядно- действенное мышление, они очень любознательны, любят всё яркое и красивое.

Дети раннего возраста,  обнаруживая, что то новое, стремятся сразу же его исследовать. Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями.  Но необходимо помнить, что только в общении со взрослым происходит полноценное овладение ребёнком предметной действительностью. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем. С этой целью, я изготовила пособие для самых маленьких- «Книжка-развивайка».Его я сделала из бросового материала, оно содержательно – насыщено, полифункционально, доступно, безопасно, трансформируемо, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям – книжка-развивайка заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Она способствует ознакомлению малышейс  окружающим миром, животными и их детёнышами, различать времена года, погоду и т.д. Действуя с книгой мы развиваем у детей тактильные ощущения, мелкую моторику, связнуюречь, пространственное воображение, внимание, память и сенсорные эталоны. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, и других видов ощущений и восприятий.  Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в умственном развитии ребёнка.

     Это пособие  можно использовать и для развития речи детей. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием мышления, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи - речь становится более связной.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Этому условию соответствует  игровое пособие «Книжка-развивайка». Его можно использовать в индивидуальных занятиях и совместных играх с детьми, а также возможно использовать как организационный момент для ООД - собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, закрепляется материал прошлого занятия, применение материла по лексическим темам, готовит детей к восприятию нового и интересного.

Дидактический материал в книге можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой странице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Работать с пособием легко и удобно, оно безопасное, «подвижное». Материал будет полезен и педагогам, и родителям, под руководством взрослого его можно применять в работе с детьми, в разных видах деятельности.

Таким образом, использование данного пособия позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки. С помощью этой замечательной развивающей игрушки вы сможете выучить с крохой цвета, времена года, понятия «день-ночь», «большой- маленький», геометрические фигуры и многое другое. Здесь все будет зависеть только от вашей фантазии.

Описание работы по изготовлению пособия  «Книжка- развивайка».

Оборудование:

Цветной картон, клей, тонкие доски для пластилина, нитки, пуговицы, картинки для аппликации, самоклейка, дырокол, шило, салфетки

1. Из цветного картона вырезаю заборчик и располагаю на доске, при помощи шила делаю отверстия в нужных местах.

2. Продеваю нитку через доску и картон и завязываю узелок (желательно несколько). 

3. Узелок декорирую пуговицей. 

4. Затем из цветной бумаги и наклеек делаю аппликацию. Одна страничка готова! 

5. Аналогично выполняю следующие. 

Когда все странички будут готовы дыроколом делаю отверстия в доске и скрепляю металлическим кольцом (тогда книжка будет легко открываться). Одну страничку (шарики) сделала из салфеток. В дальнейшем можно будет поэкспериментировать и с другими материалами. Книжка готова! 

E:\Фото для мастер-класса\2.jpgE:\Фото для мастер-класса\3.jpg

E:\Фото для мастер-класса\4.jpgE:\Фото для мастер-класса\6.jpg

E:\Фото для мастер-класса\5.jpgE:\Фото для мастер-класса\7.jpg

E:\Фото для мастер-класса\1.jpg

 Игра «Кто живёт в лесу?».

Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных; развивать внимательность, память, мышление.

Ход игры:Педагог рассказывает детям, кто живёт в лесу.Ребенок ищет животное, называет его и рассказывает, что еще умеет делать это животное, его повадки, что любит.

Игра «Прятки».

Цель – способствовать поддержанию интереса к игре, умение находить предметы, развивать сообразительность, развивать мелкую моторику пальцев рук

      Ход игры: Педагог предлагает найти кто спрятался за забором, определить цвет забора, назвать животное.

Литература:

1.ВераксыН.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой М.А.- Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА

СИНТЕЗ,2016г.

2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е, Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста; Мозаика-Синтез - Москва, 2007г.

3.Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.

4. ЕфановаЗ.А. Познание предметного мира. 2-3 года. Волгоград «Учитель».

5. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.

6.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010г.

7. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва,2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста. Большое влияние на развитие познавательных способностей малышей оказывает сенсорное воспитание....

Консультация для воспитателей «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста»

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами....

Консультация для педагогов: "Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста".

Консультация для педагогов: "Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста"...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возроста....