Педагогический проект "Шумовой оркестр из ничего"
проект

Селиванова Елена Владимировна

Создание РППС групповых помещений: пополнение музыкальных центров самодельными шумовыми инструментами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Педагогический проект

 «Шумовой оркестр из ничего»

(для детей, родителей и педагогов всех возрастных групп ДОУ)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Подготовила: музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Е.В. Селиванова

2023 г.

Паспорт проекта «Шумовой оркестр из ничего»

 

Тема проекта

«Шумовой оркестр из ничего»

Основная образовательная область

 Художественно-эстетическое развитие

Вид проекта

Информационно-поисковый, творческий, исследовательский

Срок реализации проекта

Краткосрочный - 1 месяц

Состав участников

Воспитанники всех возрастных групп ДОУ, педагоги, родители,   музыкальный руководитель

Актуальность

      Внутренний мир человека неповторим и разнообразен: ощущение радости и удовольствия от музицирования бесспорны. Мир звуков, окружающий нас, удивителен. Их так много, и они такие разные. И каждый звук возможно превратить в музыку. Надо только захотеть ее услышать и исполнить.

     Даже совсем маленькие дети способны создать музыкальную импровизацию. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как само детство. Экспериментирование со звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что ты можешь быть таким, каким хочешь, что окружающие тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры со  звуками – это творчество-исследование. Однако, главная ценность экспериментов со звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

            Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного музыкального опыта– опыта движения и речи; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. 

       Музыкальные инструменты  для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка – это символ музыки. Тот, кто играет на нем – почти волшебник.

       Вовлечение дошкольника в процесс создания музыкальных инструментов  дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающий мир, внимательнее относиться к звукам, а к музыкальным инструментам – бережнее.

  Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности – детский оркестр. И самым излюбленным является оркестр самодельных музыкальных инструментов. Ведь именно самодельные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда берутся звуки.

Проблема

  1. 1.  В группах детского сада недостаточное наполнение музыкальных центров.
  2. 2.  В практике работы мы столкнулись с тем, что родители уделяют мало внимания музыкальному развитию детей. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к погружению детей в мир музыки. 

Цель проекта

  1. 1.  Повышение  музыкальной компетентности родителей и педагогов, формирование  у родителей и педагогов интереса к музыкальному развитию детей в процессе изготовления и через игру на нетрадиционных музыкальных и шумовых инструментах.
  2. 2.  Формирование у детей дошкольного  возраста интереса к музыке в процессе изготовления и через игру на нетрадиционных музыкальных инструментах.

Задачи проекта

  1. 1.  Формировать у родителей  и педагогов знания о значении музыки в психическом развитии ребенка с помощью консультирования, мастер-классов.
  2. 2.   Способствовать формированию у родителей интереса к развитию музыкальности детей посредством совместного изготовления нетрадиционных музыкальных и шумовых инструментов из бросового материала и дальнейшего музицирования.
  3. 3.  Расширять кругозор детей посредством знакомства с музыкальными инструментами, их строением и звучанием.
  4. 4.  Способствовать формированию навыков и различных  приемов игры на музыкальных инструментах.
  5. 5.  Развивать интерес к инструментальному исполнительству через использование традиционных и нетрадиционных музыкальных и шумовых инструментов.
  6. 6.  Развивать у детей творческие способности при изготовлении нетрадиционных музыкальных и шумовых инструментов.
  7. 7.  Развивать комбинаторные способности и умения;
  8. 8.  Развивать коммуникативные навыки, творческую активность.
  9. 9.  Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установления доверительных и партнерских взаимоотношений с ними.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный

 

 

1.  Анализ музыкальной среды в группах ДОУ

2.  Поиск информации о различных звуках, шумовых и музыкальных инструментах в книгах, журналах, сети интернет.

3.  Анализ собранной информации, классификация инструментов.

4.  Анализ семейного воспитания по данному вопросу:

  • индивидуальные беседы с родителями;
  • консультации.

5.  Организация работы с родителями и педагогами по сбору материалов для изготовления нетрадиционных музыкальных инструментов

II. Основной

 

1. Мастер-классы для родителей и педагогов по изготовлению шумовых музыкальных инструментов своими руками.

2. Работа над созданием картотеки «Детские музыкальные инструменты своими руками»

3. Размещение информации по теме проекта на личном мини-сайте музыкального руководителя.

4. Оформление консультаций для родителей и размещение их на информационных стендах

5. Распространение записей Е.Железновой «Сказки-шумелки», «Оркестр»

6. Ознакомление детей с изготовленными музыкальными инструментами на занятиях

8. Проведение с детьми музыкально-дидактических игр в непрерывной образовательной деятельности

9. Обучение детей приемам игры на детских музыкальных инструментах в непрерывной образовательной деятельности

10. Совместная игра в оркестре детей и родителей.

III. Заключительный

 

1. Оборудование центра музыки в группах, пополнение его новыми музыкальными инструментами

2. Самостоятельное музицирование на детских музыкальных инструментах в течение дня в образовательной деятельности.

3. Озвучивание «Сказки о том, как дружили мыши с котом» и других  сказок-шумелок.

4. Презентация проекта на различных уровнях

Ресурсное обеспечение (литература)

1. Гибсон Р., Тайлер Д.: Весёлые игры. «Росмен», 1994 год;

2. Тютюнникова Т.Э.: Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Санкт-Петербург, 2003 год;

3. Каука Р.: Медвежонок Миша. Играем вместе с Мишей. Пособие для игрового дошкольного обучения (перевод с немецкого М. В. Медведевой). М.: Эксмо, 1996 год;

4. Дошкольное образование (газета) №13, 2004 год

Ожидаемые

результаты

1. Активное положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыке, исполняемой детьми.

2. Вовлечение педагогов и родителей воспитанников в творческую деятельность по насыщению РППС детского сада.

3. Формирование у родителей и педагогов представлений о возможностях изготовления разнообразных музыкальных инструментов из различных, в том числе бросовых материалов.

4. Насыщение Музыкальных центров в группах с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5. Повышение внимания к вопросу нравственного и духовного воспитания детей.

6. Создание атмосферы сотворчества педагогов и детей с их родителями

Практический результат

1. Создание коллекции «Самодельные шумовые музыкальные инструменты»

2. Создание картотеки «Детские музыкальные и шумовые инструменты своими руками»

3.   Игра  в оркестре с использованием изготовленных музыкальных инструментов.

Форма презентации проекта

1.    Презентация проекта на педагогическом совете и на семинаре-практикуме для педагогов.   Обсуждение результата, полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;

2.    Распространение картотеки «Детские музыкальные инструменты своими руками» в электронном и печатном вариантах.

3.  Представление опыта работы по данной теме посредством мастер-класса на заседании ММО музыкальных руководителей

4.    Выставка самодельных музыкальных инструментов «Наш веселый оркестр»

5.  Общесадовый праздник «Лето – это маленькая жизнь» с участием оркестра самодельных музыкальных и шумовых инструментов.



Предварительный просмотр:

Приложение

           



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189 «Солнышко»

Консультация для родителей:

Подготовлена в рамках проекта

 «Лето – это маленькая жизнь»

музыкальным руководителем

Селивановой Еленой Владимировной

2023г.

Ваш ребенок очень музыкален, но купить музыкальные инструменты не по

карману?

Мы предлагаем их сделать своими руками. Просто и оригинально.

МАРАКАС ИЗ БУТЫЛКИ                              

Всегда загадочно и желанно исследование внутренностей инструментов. Чтобы удовлетворить любопытство своего чада, предлагаем сделать распространенный в Южной Америке шумовой инструмент маракас. Настоящий маракас – это пустая тыква, внутрь которой насыпают горох. Мы сделаем маракас из небольшой пластиковой бутылки или капсулы от киндер-сюрприза.

Насыпьте в капсулу или  пластиковую бутылку гречневую крупу, рис, или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента), закройте крышку и… мини-маракас готов!

В бутылку побольше можно положить горох, бусинки, монетки и т.д. Можно поэкспериментировать и насыпать разнообразные «звучащие» мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда звук будет более звонким. Или в деревянные или картонные коробочки разного размера и объема.

Если ребенок еще совсем мал, то открывающиеся части инструмента нужно надежно заклеить, например, скотчем.

Чтобы занятия стали еще увлекательнее, можно раскрасить маракасы или наклеить аппликации и дать каждому из них свое имя.

Обязательно обратите внимание ребёнка, что при разных движениях получается разный звук, поиграйте с ним в игру: «Что шумит? Какой маракас играет? На что похож звук? Может быть, это кто-то идет? Или крадется? Или это дождь? Или звезды морозной ночью переговариваются?»

ТРЕЩОТКИ                                              

Замечательный инструмент трещотки можно соорудить из двух пластиковых бутылок.

Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20 см) и нарежьте бока бутылок продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Можно раскрасить трещотку маркером или наклеить аппликацию.

      Конечно, для трещоток можно использовать любой другой подручный материал, например деревянные расчески, рифленые бока консервных банок, скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки, собранных в букетик и т.п.

ПОДКЛЮЧАЕМ СТРУННЫЕ!                            

Помните забавного медведя из старого детского мультфильма, который сидел на пне и дергал торчащую щепу, прислушиваясь и радуясь издаваемому звуку?

     Попробуем соорудить такой «однострунный» инструмент из пластикового стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки. Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки, получится звонкий и необычный. А если к наружной стороне дна стаканчика прикрепить шуршащую бумагу (бумагу нарежьте полосками) или подвесить колокольчик, то на одном инструменте вы сможете издавать два разных звука.

КОЛОКОЛЬЧИК

Один из самых любимых инструментов детей – это колокольчик. Конечно, можно купить колокольчик в магазине (например, в зоомагазине продаются замечательные колокольчики для рыбалки). Но гораздо интереснее сделать его самому.

Возьмите пустую консервную банку (предварительно обезопасив края) или небольшой глиняный горшок для цветов, гвоздь, веревочку, молоток, гайку и бусинку. Гайка – это «язычок» нашего колокольчика. Привяжите к концу веревки гайку, проденьте бусинку и завяжите на веревочке узел. Завязывать надо так, чтобы расстояние от узла до гайки было меньше высоты банки или горшка. С помощью гвоздя и молотка пробейте в банке дырочку сверху в дне (в глиняном горшочке такая дырочка уже есть). Проденьте веревку в дырку и завяжите узел. Такой колокольчик раньше в деревнях называли «ботало» и подвешивали на шею корове.

Изготовление бубенчика потребует от вас чуть больше усердия. Вам понадобятся; кусочек жести (квадрат 4×4), ножницы, гвоздь, молоток, веревочка, бусинка или металлический шарик. Сначала нужно расчертить квадрат на четыре маленьких квадрата, а затем нарисовать и вырезать цветочек из четырех лепестков (вырезать нужно от края к центру). В середине сделайте дырочку гвоздем. Затем проденьте веревочку в отверстие и завяжите узелок на конце. Внутрь бубенчика (середина цветка) положите бусинку или шарик и загните лепестки вовнутрь, чтобы бусинка не выпадала.

Теперь можно звенеть и радовать окружающих своей музыкой.

КСИЛОФОН-САМОДЕЛКА

Инструмент, на котором можно сыграть уже целую мелодию, мы сделаем из стеклянных бутылочек. Бутылочки можно взять из-под молока, кефира или воды. Назовем это «музыкально-воздушным» ксилофоном. Если под определенным углом подуть в горлышко получится звук, который можно спеть нотой. Если собрать много разных по объему и, по размеру горлышка бутылочек, то можно выстроить звукоряд мажора или минора. В эти же бутылочки можно налить воду и играть, ударяя по ним палочкой.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ БОКАЛЫ

Музыкальные бокалы были популярны в XVIII и XIX столетиях. Вы удивитесь, но для этого музыкального инструмента писали музыку Моцарт, Гайдн, Франклин и др. Хрустальные бокалы или бокалы из простого тонкого стекла помещали один внутрь другого и извлекали звук путем простого прикосновения. Вы можете сделать свой набор музыкальных бокалов. Нужно налить воду в фужеры (необходимо разное количество воды, чтобы выстроить звукоряд) и играть с помощью палочки или проводя мокрым пальцем вокруг ободка. Будет здорово, если вы добавите в каждый бокал немного пищевого красителя разного цвета.

МУЗЫКА ВЕТРА

 Знаете ли вы, что некоторые музыкальные инструменты могут звучать без участия человека? Эта так называемая «музыка природы» может быть исполнена на «эоловой арфе». Они были популярны в Центральной Европе в XIX веке. Их название происходит от имени древнегреческого бога ветра Эола. Арфа состоит из струн одинаковой длины, но разной по толщине, натянутых на деревянный корпус. Ветер, попадая в струны, заставляет их звучать, рождая неповторимую и загадочную музыку.

Можно попробовать самому сделать «поющие» трубы. Такая разновидность музыкального инструмента популярна в странах Востока, в Китае и Японии. Трубы подвешивают на улице, и когда ветер задувает в них, раздается успокаивающий тихий звук. Возьмите небольшую полую трубу, морскую раковину, бутылку или обыкновенный ключик с отверстием, подвесьте их на улице и наслаждайтесь «музыкой ветра».

ШАРИК-ПИЩАЛКА  известный всем инструмент из детства. Предлагаем сделать его самим. Нужно взять картонную или пластмассовую трубочку от катушки ниток, лопнувший воздушный шарик, нитку или скотч, ножницы и клей ПВА. Из шарика вырежьте небольшую полоску и приклейте ее сверху на конец трубочки так, чтобы остались небольшие промежутки по краям отверстия. Закрепите полоску ниткой или скотчем и подуйте в открытый конец катушки.

Изготовление музыкальных инструментов своими руками - занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте…

Главное – делайте музыку вместе, тогда она и ребёнку, и вам будет приносить удовольствие и отличное творческое настроение!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Картотека:

Подготовлена в рамках проекта

 «Шумовой оркестр из ничего»

музыкальным руководителем

                                                                                                           Селивановой Е.В.

2023г.

Пояснительная записка:

Если верить толковому словарю,  музыкальный инструмент - это предмет, с помощью которого музыканты извлекают звуки. Следовательно, музыкальные инструменты, а точнее, в нашем случае шумовые инструменты, можно делать из самых разных вещей: от кухонной утвари до обыкновенной расчески.

В качестве исходных материалов можно  использовать картонные цилиндры от бумажных полотенец, коробки, пластиковые и бумажные тарелки, колокольчики, деревянные палочки, палочки из-под эскимо. В качестве наполнителя подойдет песок, крупа, гравий, крышки от бутылок, скрепки - в общем, все, что звенит и шумит.

Изготовление шумовых инструментов своими руками – занятие полезное и увлекательное. 

Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте… 
       Главное – делайте музыку вместе, тогда она и малышу, и вам будет приносить отличное творческое настроение! 

Примерный перечень самодельных музыкальных инструментов

1 группа: из пластиковых бутылок, банок, стаканчиков, фломастеров:

  • трещотки;
  • маракасы (из капсул от киндер-яиц);
  • шуршалки;
  • трещотки;
  • шумелки с различными наполнителями (семена, крупа, гайки, бусинки);
  • барабанчики (из пластиковых ведерок с крышками или круглых коробок из-под сыра);
  • бонго (из двух цилиндрических контейнеров разного объёма).

2 группа: из природного материала, дерева, старых деревянных предметов:

  • погремушки (из скорлупы грецких орехов);
  • кастаньеты (из скорлупы грецких орехов);
  • деревянные брусочки, палочки, кубики;
  • бич (хлопушка из старых лыж);
  • коробочки (деревянные шкатулки);
  • трещотки (из карандашей);
  • рубель (из карандашей).

3 группа: из металлических предметов:

  • тамтамы (из кофейных жестяных банок);
  • гремелки (связки ключей, ложек);
  • румбы, тарелочки (из бутылочных крышек);
  • тарелки (из крышек для кастрюль);
  • бубенчики, колокольчики (рыболовные).

1. Гусли

 Нам понадобятся:
Канцелярские резинки на струны;
Пакет из-под сока 1-1,5 л – для резонатора;
Две палочки (карандаша) – для порожков.

Ход работы:

    Натяните резинки на пакет по длине.              
Под резинки-струны подложите палочку – они приподнимутся.
Вторую палочку-порожек подложите под «струны» параллельно первой или под углом к ней.                                                               
          Настройку инструмента можно регулировать двояко: подобрав резинки разной толщины (чем толще резинка, тем ниже звук), или меняя угол между порожками. При этом изменится длина звучащей части струны, поскольку звучит та часть резинки, которая натянута между порожками. При одинаковой толщине струн, более короткая даст более высокий звук.
          Играйте на гуслях, либо защипывая струны по очереди, либо проводя пальцем по всем струнам сразу.

2. Барабан.

Что такое барабан? Это ёмкость, напоминающая ведро, верх которой затянут туго натянутым материалом.

Нам понадобятся:

  • две пятилитровые пластиковые бутылки от питьевой воды,
  • скотч,
  • цветная самоклеящаяся бумага,
  • ножницы,
  • две пластмассовые или деревянные палочки.

Ход работы:

 Первый вариант:

Бутылки разрезаются пополам. Две части без горлышек вставляются одна в другую и скрепляются при помощи скотча. Барабан оклеивается цветной бумагой.

Второй  вариант

 Можно использовать для этого пергаментную бумагу, только прежде её нужно размочить в воде и натянуть во влажном состоянии. Когда бумага высохнет, натяжение увеличится.

Третий  вариант

Возьмите банку из-под майонеза – это будет корпус барабана.
Внутрь банки насыпьте слой манной крупы или песка в 1 см (чтобы чуть приглушить звук барабана).

Натяните туго воздушный шарик на банку и зафиксируйте скотчем.

 Украсьте инструмент.

Играйте с удовольствием! Барабан готов к использованию!

 3. Палочка - погремушка

Изготовление палочки - погремушки :

Возьмите использованный фломастер.
Раскройте футляр от киндер-сюрприза, в одной части проделайте отверстие меньшее резьбы корпуса фломастера.
Ставьте в отверстие фломастер. Плотно закройте крышку фломастера.
      Футляр наполняем бисером или крупой, закрываем. Оборачиваем тканью погремушку. Украшаем.

4. Шумелки

В качестве шумелок можно использовать любые емкости: коробочки, баночки.

Емкость заполняется на одну треть крупами (рисом, гречкой) или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.

5. Звенелки

Звенелки легко сделать из бубенцов и небольших колокольчиков. Если перечисленных материалов нет, то звенелка делается по принципу «звенящего ожерелья».

Первый вариант

Через дырочки, проделанные в металлических пробках, пропускается леска. Ожерелье прекрасно звенит.

Второй вариант

На леску нанизываются скорлупки фисташек или грецких орехов. Такое ожерелье гремит.

6. Свистелки

Свистелкой может может стать любой стеклянный пузырек из-под лекарства или стеклянная пробирка. Подойдут даже трубочки от пипеток.

Если вы хотите исполнить мелодию на свистелках, то необходимо заполнить стеклянные емкости водой. Вода должна быть на разном уровне.

Кстати, в качестве свистелок могут подойти пластмассовые бутылки из-под кока-колы или минералки, заполненные на треть водой.

7. Стучалки

Самая обычная стучалка сделана из двух палочек, которые ударяются друг о друга.

Можно взять за основу идею ксилофона и нарезать из паркета полоски различной длины. На палку, которой соединяются доски, можно повесить скорлупу от грецкого ореха. Получается что-то вроде трещотки.

8. Шуршалки

Шуршалки отличаются от стучалок тем, что издают более тихий звук.

 Шуршать можно двумя шишками, потерев их друг о друга. Шуршать можно мятой газетой.

Звук дождя отлично имитуруют скорлупки от фисташек, которые пересыпают из одной емкости в другую.

9. Щипалки

Щипалку можно специально не изобретать. Яйцерезка — уже готовая щипалка, звук которой очень напоминает мышиный писк.

Более сложную щипалку можно сделать с помощью канцелярских резинок, натянутых над пустым спичечным коробком. При этом резинка должна быть крепко натянута.

10. Шуршунчик

Нам понадобятся:

  • кольцо из-под пялец,
  • цветная обёрточная бумага для цветов,
  • скрепки,
  • степлер.

Ход работы:

Из обёрточной бумаги вырезают полоски разной длины и формы. С помощью степлера они крепятся на кольцо из-под пялец.

Приёмы исполнения:

При встряхивании инструмент издаёт шуршащий звук. Сила встряхивания регулирует силу шуршания.

11. Живые ракушечки

Вариант 1

Материалы:

  • маленькие колечки от клеёнчатой шторы для ванной,
  • цветные шерстяные нитки,
  • иголка,
  • ракушки.

Ход работы:

Ракушки при помощи иголки нанизываются на отрезки цветных ниток на небольшом расстоянии друг от друга. Затем цветные нитки крепятся на цветные колечки.

Приёмы исполнения:  При встряхивании издаётся звук.

Вариант 2

Материалы:

  • деревянная палочка или кольцо,
  • ракушки различной формы и размера,
  • цветная шерстяная нитка,
  • иголка.

Ход работы:

В ракушках просверливаются небольшие отверстия. Затем ракушки нанизываются на цветные нитки различной длины, всё это крепится на разных расстояниях на палочку или на кольцо.

Приёмы исполнения:

Звук издаётся при встряхивании или при ударе по ракушкам деревянной палочкой.

12. Фотошур

Материалы:

  • пластмассовое кольцо,
  • старая фотоплёнка,
  • скрепки,
  • степлер.

Ход работы:

На пластмассовое кольцо степлером крепятся фотоплёнки по всему периметру.

Приёмы исполнения:

При встряхивании издаётся своеобразный шуршащий звук.

13. Дискошур

Материалы:

  • деревянные цветные колечки,
  • шнурок,
  • старые грампластинки,
  • цветная самоклеящаяся бумага.

Ход работы:

На шнурок нанизываются поочерёдно грампластинки и колечки. С двух концов инструмента вся конструкция крепится узлами. Цветной бумагой обклеиваются нужные пластинки.

Приёмы исполнения:

Принцип исполнения на дискошуре соответствует игре на трещотке.

14. Ложкарик

Материалы:

  • две деревянные ложки,
  • цветные нитки,
  • иголка,
  • скорлупки от грецких орехов.

Ход работы:

В ложках просверливаются небольшие отверстия (7-9 шт. в каждой). В скорлупках также просверливаются по одному отверстию. На нитки разной длины нанизываются скорлупки (5-10 шт. на каждую). Нитки со скорлупками при помощи узелков укрепляются в отверстия ложек.

Приёмы исполнения:

Играть можно как потряхивая, так и по принципу исполнения на ложках.

15. Волшебное дерево

Материалы:

  • деревянная подставка,
  • скорлупки от миндального ореха,
  • шерстяные нитки,
  • большая игла или шило.

Ход работы:

Скорлупки миндального ореха предварительно необходимо замочить в кипятке. На нитки различной длины крепятся скорлупки миндального ореха, в них заранее шилом или большой иглой проделываются отверстия. Пучки со скорлупками крепятся на подставку.

Приёмы исполнения:

Исполняется при помощи встряхивания или при ударе деревянной палочкой.

16. Звонкий ключик

Материалы:

  • пластмассовое кольцо,
  • различные ключи,
  • металлические колечки.

Ход работы:

На пластмассовое кольцо по всему периметру при помощи металлических колечек навешиваются связки ключей (разные по форме и количеству).

Приёмы исполнения:

Инструмент встряхивается или ударом металлической палочки по связкам ключей издаётся звенящий звук.

17. Ксилофон «по-грецки»

         Замечательный ксилофон можно сделать из скорлупок грецких орехов, приклеив их на разделочную доску.

        Конечно, настроить такой инструмент не удастся.

       Но отрабатывать ловкость рук очень даже можно.

       Даже попасть молоточком по скорлупке непростая задача.

18. Звукофон или Буль-бульки

В шумовом оркестре могут пригодиться хрустальные бокалы, пузырьки и бутылочки из обычного стекла. Подвешенные на прочных нитках к стойке, они превращаются из обычного стекла в «стеклянный звукофон».

Если же бутылочки наполнить разным количеством воды, получится настоящий инструмент.

Рюмочки и бокалы не очень вписываются в развивающую среду детского сада, поэтому бокалы можно перевернуть вверх дном, на подставку приладить головку куклы-матрёшки, а собственно бокал превратить в матрёшкин сарафан. Внутрь бокала вклеить нитку с маленькой гаечкой. Получаться хрустальные колокольчики с приятным мелодическим голосом.

19. Шейкер или Флейта дождя

В длинную трубку (от пищевой фольги) на всю длину вставляется спираль, скрученная из той же пищевой фольги. Она нужна для того, чтобы наполнитель ( насыпать горсть риса, можно пробовать что-то другое - звук от этого будет меняться) пересыпался медленно. После 
насыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.
 

Украсьте инструмент по своему вкусу.

20. Маракасы

Нам понадобятся:

  • жестяные баночки из-под напитков, кофе
  • яйцо от киндер-сюрприза
  • гречка, пшено, горох, чечевица
  • Насыпьте крупы в любую баночку и закупорьте ее, заклейте бумагой или скотчем, и у вас получится замечательный шумящий инструмент – маракас или иначе – погремушка, шейкер.
  • Можно насыпать мелкую крупу в яйцо от киндер- сюрприза.
  • Попробуйте использовать  различные футляры и крупу. Выберите самый интересный звук.

21. Сороконрожка

Вам понадобятся: Пуговицы с двумя отверстиями; 2 черные пуговицы диаметром 0,5 см; 3 красные пуговицы диаметром 0,4 см; Ватный шарик диаметром 4 см; Заизолированная проволока толщиной 1 мм; Разноцветный войлок; Желтая и ярко-красная тампонная краска; Черный фломастер; Кисточка; Иголка; Ножницы; Кусачки; Универсальный клей

1. Для туловища «откусите» кусачками проволоку длиной 20 см. Один конец согните в петлю и скрутите ее. На нее будет крепиться голова.

2. Из войлока вырежьте 10-15 кружочков диаметром 3-4 см. Посередине проделайте иголкой отверстие. Нанижите на проволоку в разноцветной последовательности кружочки из войлока и пуговицы.

3. Когда достигнете желаемой длины туловища, проведите проволоку через второе отверстие последней пуговицы и закрутите.

4. Для лапок необходимы 5 кусочков проволоки длиной примерно 10 см. Нанижите маленькие пуговицы на проволоку, оставляя на концах по 3 см. Концы проволоки проведите во второе отверстие последних пуговиц и приклейте.

5. Согните лапки пополам и кусачками плотно намотайте их на туловище. Лапки распределите на равном расстоянии друг от друга, чтобы избежать перекоса и провисания. Следите за тем, чтобы проволоки-лапки не сдвигались между пуговицами туловища, иначе будет видна проволока туловища.

6. Чтобы изготовить голову, покрасьте ватный шарик в желтый цвет. После того как краска высохнет, проделайте в шарике два отверстия для усиков и вклейте в них универсальным клеем кусочки проволоки длиной по 2 см. На концы проволоки нанижите по пуговице, проволоку скрутите.

7. На голову наклейте 2 маленькие черные пуговицы - глаза и красную - нос. Красной краской нарисуйте рот и щеки, белой нанесите на глаза блики.

8. На задней части головы проделайте отверстие. Скрученную петлю туловища вставьте в это отверстие и вклейте универсальным клеем.

По такому же принципу можно сделать забавного щенка или котенка.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»


Конспект

развлечения для всех возрастных групп детского сада

Тема: «Прощание с летом: день летнего именинника».

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие), речевое развитие 

 музыкальный руководитель:

Селиванова Елена Владимировна

г.Камень-на-Оби

2023 г.

Тема: «Прощание с летом: день летнего именинника»

Цель: Создание радостной, доброжелательной, дружеской атмосферы. Активизация мыслительных и эмоциональных процессов, а также исполнительских способностей  детей средствами различных видов музыкальной деятельности на разнохарактерном музыкальном материале.

Программное содержание:

Задачи:

  • Обучающие: 

- отрабатывать навыки исполнения музыкального произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику (в том числе двигательную), темп, ритм; способность своевременно вступать и заканчивать исполнение произведения и его отдельных частей;

- закреплять умение детей играть на ДМИ шумового оркестра различными приёмами;

- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;

- закреплять умение детей чисто интонировать мелодию в унисон.

  • Развивающие:

Создать условия для:

- развития музыкальных, творческих, речевых и умственных способностей детей через объединение различных (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) ощущений в процессе декламации, танца, музицирования и их вербальное (в том числе вокальное) выражение;

- совершенствования у детей чувства ритма во время игры на шумовых инструментах;

- развития творческого воображения и слуховой фантазии.

  • Воспитывающие:

- побуждать детей осознанно и выразительно воспринимать и исполнять разнохарактерные и разножанровые произведения искусства;

- закладывать  основы художественно-эмоциональной культуры

(т.е. накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством взаимодействия с искусством и творчеством);

- воспитывать доверительное отношение друг к другу, чувство единства,

сплоченности, принадлежности к группе (умение взаимодействовать в коллективе, в том числе ансамбле, хоре, оркестре).

Дидактический и демонстрационный материал, оборудование:

  • Музыкальный центр и диски с фонограммами.
  • Детские шумовые инструменты: маракасы, барабаны, трещотки, шейкеры.
  • Реквизит для героев: кружевной платочек для ведущего, корзинка с маракасами, цветами с загадками и бутафорским яблоком для Несмеяны.

Действующие лица: дети и сотрудники детского сада, ведущая, царевна Несмеяна.

 «Прощание с летом: день летнего именинника»

сценарий развлечения

Звучит весёлая музыка, дети под руководством воспитателей входят на спортивную площадку и садятся на скамейках, соответственно стойкам с номерами групп. В центр площадки входит ведущая.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приветствуем вас на нашем празднике лета, музыки и радости! Мы собрались сегодня, чтобы поздравить тех из вас, у кого день рождения летом, и вместе повеселиться. Ребята, у кого день рождения летом? Встаньте, помашите всем рукой, а мы вас поприветствуем аплодисментами. Садитесь на свои места.

Голос за кадром:

Не в заморском царстве,

Не в дальнем государстве,

Не за высокими горами…

А среди обычных людей жили-были садовницы, и был у них сад. Это был необыкновенный сад.

Под музыку появляются 2 воспитателя в передниках с лейками в руках, проходят вдоль рядов ребят, «поливают» их из леек, затем проходят в центр площадки.

1 воспитатель:

Как в нашем садочке

Растут не цветочки,

Не ягодки-грибочки.

Зреют там мальчишки

В курточках, штанишках.

2 воспитатель:

И цветут девчонки

В платьицах, юбчонках.

Мы следим за грядкой,

Где растут ребятки,

Распускайтесь детки,

Как цветки на ветках. Проходят к своим группам, гладят детей по головам, поправляют одежду, шутливо грозят пальцем тем, кто балуется, обнимают…

Голос за кадром: Садовницы своих деток любили, каждый день их поливали, с сорняками воевали, умывали, кормили, учили, гулять водили! И растут детки, как цветочки, весёлые и довольные, подрастают, расцветают, год за годом прибавляют.

ВЕДУЩАЯ:  Вставайте, ребята, врассыпную на площадке и танцуйте вместе со старшими девочками. Танцевальная группа, проходите вперёд и вставайте лицом к ребятам! (Вероника М., Настя Ж., Лиля Г., Лера Г., Есения Б.)

Флешмоб «Цветочная феерия», после которого дети садятся, а чтецы остаются 

 Дети (вместе): Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

1-й: Мы ведь не осинки,

Мы ведь не рябинки.

Вовочки, Аришеньки –

Это же не вишенки.

2-й : Здесь живут не вишенки, –  

Мариночки да Мишеньки.

И шумят не веточки:

Саши, Даши, Светочки.

Дети (вместе): Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

3-й: Мы ведь не листочки,

Мы ведь не цветочки

Голубые, аленькие…

Мы – ребята большие и маленькие.

ВЕДУЩАЯ: Ну, конечно, вы – ребята, но для своих воспитателей вы – самые любимые и прекрасные, как цветы. Проходите на скамейки.

Звучит инструментальная музыка «Во саду ли, в огороде». На праздник приходит Царевна Несмеяна. Плачет: «А-а-а! У-у-у!» (незаметно сдавливает воздушные шарики, наполненные водой и закреплённые под сарафаном, с выведенными на уровне глаз гибкими трубками, из которых струйками бьёт вода, «слёзы»).

ВЕДУЩАЯ (иронично, разводя руки в стороны): Здра-а-авствуйте! Что за рёв?!! У нас тут дети веселятся, а кто-то плачет. Так не пойдёт. Ты кто такая? Почему плачешь?

ЦАРЕВНА (всхлипывая): Здра-а-авствуйте! Я – царевна Несмеяна. Я никогда не смеюсь и всегда плачу. Меня никто и ничто не может порадовать. Ой-е-е-ей!!! (плачет ещё сильнее)

ВЕДУЩАЯ: Тише-тише! А может быть, мы попробуем тебя развеселить? Мне кажется, у нас получится. В нашем садике такие весёлые и талантливые дети, что им не составит труда поднять тебе настроение.

ЦАРЕВНА: (плаксиво) Ой, не зна-а-аю… Ну, хорошо. Пусть попробуют…А что они умеют?

ВЕДУЩАЯ: Петь, танцевать, в оркестре играть. А ещё они знают много разных весёлых игр. Садись сюда на пенёк. Сейчас дети старшей и подготовительной групп споют тебе песню. Проходите, ребята, вперёд. А средняя группа подпевает, встав возле своих мест.

Песня «НАШ САД», после которой все садятся на места

ЦАРЕВНА: (хлопает в ладоши) Хорошо поют. Мне понравилась песня. А что у вас тут за веселье? Что за праздник?

ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы отмечаем День летнего именинника, ну, то есть, это праздник для тех ребят, у которых день рождения летом. Поздравляем их всех!

ЦАРЕВНА: Как так? То есть, вы собрались не для того, чтобы меня веселить?! А-а-а-а-а!!!  (снова плачет)

ВЕДУЩАЯ: Нет, Несмеяна, но мы просим тебя остаться на нашем празднике и веселиться с нами. Правда, дети? Вставайте, ребята, все в один большой круг, а вы, именинники, проходите в центр круга, мы споём вам «Каравай». Вставай, Несмеяна, с нами!

ЦАРЕВНА: Я, конечно, останусь, но это не потому, что вы меня попросили, а потому, что я сама так решила. (встаёт в круг с детьми)

ВСЕ ВОДЯТ ХОРОВОД И ПОЮТ «КАРАВАЙ», затем проходят на места и садятся.

ЦАРЕВНА: А я пришла к вам не с пустыми руками. Я в траве нашла корзинку с какими-то странными предметами.  (Достаёт по одному шумовые инструменты и разглядывает их со всех сторон) Вы, случайно, не знаете, что это такое? (дети отвечают)

ВЕДУЩАЯ: Несмеяна, ну конечно, наши ребята знают, что это музыкальные и  шумовые инструменты, ведь они их сами смастерили, своими руками, вместе с родителями и воспитателями. Хочешь послушать, как наши ребята в оркестре играют? Ты и сама можешь с нами поиграть (протягивает ей инструмент. Несмеяна берёт, вертит его в руках)

ЦАРЕВНА: Так я ведь не умею-у-у-у!!! (снова плачет)

ВЕДУЩАЯ: (вытирает ей слёзы платком) Да что ж ты всё время ревёшь! Не плачь! Наши ребята тебя научат. Научим, ребята, Несмеяну играть на музыкальных инструментах? (дети отвечают) Смотри на ребят и повторяй за ними, когда они будут играть на таких же инструментах, как у тебя в руках! Ребята, у какой группы такие же инструменты, как у Несмеяны? Поднимите их вверх. Видишь, ты будешь играть с … группой. Е.В. будет вашим дирижёром. На какую группу укажет, та встаёт возле своей скамеечки и играет в оркестре, а затем по сигналу садится. Сейчас ваши воспитатели раздадут вам инструменты, а вы не зевайте, внимательно смотрите, слушайте и ждите сигнала.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «СВЕТИТ МЕСЯЦ», после которого воспитатели собирают инструменты.

ЦАРЕВНА: Вот, какие молодцы! Спасибо, что научили меня играть в оркестре! Мне очень понравилось! А вы знаете, где я живу? (дети отвечают) Я живу в стране сказок. И мне интересно, хорошо ли вы сказки знаете. А загадки отгадывать вы умеете? (дети отвечают) Я загадаю вам загадки про сказки и их героев, а вы попробуйте эти загадки отгадать. Слушайте внимательно!

Загадки про сказочных героев:

1. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?..
(Три медведя)

2. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?.. (Колобок)

3. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабкой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)

4. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
(Медведь)

5. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

ЦАРЕВНА: Все загадки отгадали, какие вы умные. Порадовали меня. А что вас веселит?

ВЕДУЩАЯ: А вот сейчас ребята средней и старшей групп споют тебе песню, которая нас всех развеселит. Ребята будут запевать, а мы им помогать. Вставайте, ребята возле своих скамеек, порадуйте наших именинников, Несмеяну, и всех нас своей песней. Итак,..

ПЕСНЯ «ДОЖДИК»

ЦАРЕВНА (хлопает в ладоши, смеётся): Ой, какая весёлая песенка! Спасибо! А ещё я слыхала от своей нянюшки, что детей в детском саду учат в разные игры играть. Правда али нет? (дети отвечают) Уж очень мне хочется посмотреть, как они играют.

ВЕДУЩАЯ: Так и ты, Несмеяна, тоже можешь поиграть с нами. Танцевальная группа, выходите вперёд, лицом к ребятам, и показывайте им движения. Вставайте, ребята, со своих мест на площадке врассыпную. Посмотрим, какие вы внимательные!

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЕСЛИ ВЕСЕЛО ЖИВЁТСЯ», после которой все садятся 

ЦАРЕВНА: Молодцы, дети, вы очень внимательные и весёлые! А может быть, вы ещё какие-нибудь игры знаете? (дети отвечают)

ВЕДУЩАЯ: Конечно, знают! Ребята, давайте научим Несмеяну ещё одной весёлой игре, которая называется «Птичьи домики»! 3-я (а затем 7-я) группа, вставайте парами в круг, один в паре впереди, а другой позади, за спиной. А ты, Несмеяна, будешь птичкой, которая осталась без домика. Все ребята будут петь для вас песенку, а ты летаешь внутри круга. Во время проигрыша все остальные птички вылетают из своих домиков и летают вместе с тобой. Ребята, которые стоят в парах позади – это домики, они руками делают крышу, чтобы птички видели, в какой домик они могут залететь. Тебе нужно постараться занять свободный домик, когда закончится проигрыш. Итак, начали!

ИГРА «ПТИЧЬИ ДОМИКИ», в центре площадки по очереди играют ребята только старших групп, затем проходят на места.

ЦАРЕВНА: Ой, какие вы, ребята, ловкие! Спасибо вам всем большое, что разрешили остаться на вашем празднике, мне было очень интересно и  весело (смеётся). Я узнала столько нового!

ВЕДУЩАЯ: Вот видишь, а ты сомневалась, что ребята сумеют тебя порадовать!

ЦАРЕВНА: И правда, зря сомневалась! Я ещё раз поздравляю всех именинников лета. Желаю вам расти крепкими, здоровыми и радостными, как на этом празднике. А ещё я очень хочу вас всех угостить, ведь вам удалось меня порадовать и развеселить (раздаёт угощение воспитателям групп) Ну а мне пора возвращаться в страну сказок. До свидания, ребята! (дети прощаются)

Под музыку уходит, затем для детей проводится дискотека, после которой все участники расходятся по группам.

Под музыку появляются 2 воспитателя в передниках с лейками в руках, проходят вдоль рядов ребят, «поливают» их из леек, затем проходят в центр площадки.

1 воспитатель:

Как в нашем садочке

Растут не цветочки,

Не ягодки-грибочки.

Зреют там мальчишки

В курточках, штанишках.

2 воспитатель:

И цветут девчонки

В платьицах, юбчонках.

Мы следим за грядкой,

Где растут ребятки,

Распускайтесь детки,

Как цветки на ветках. Проходят к своим группам, гладят детей по головам, поправляют одежду, шутливо грозят пальцем тем, кто балуется, обнимают…

Дети (вместе): Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

1-й: Мы ведь не осинки,

Мы ведь не рябинки.

Вовочки, Аришеньки –

Это же не вишенки.

2-й : Здесь живут не вишенки, –  

Мариночки да Мишеньки.

И шумят не веточки:

Саши, Даши, Светочки.

Дети (вместе): Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

3-й: Мы ведь не листочки,

Мы ведь не цветочки

Голубые, аленькие…

Мы – ребята, большие и маленькие.

1. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?..
(Три медведя)

2. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?.. (Колобок)

3. Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабкой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)

4. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
(Медведь)

5. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей

Современная педагогическая технология музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста...

Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Целью данной технологии является развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования в оркестре....

Консультация для родителей: "Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает"

Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает «Безделье и праздность не только рождают неве­жество, они, в то же время, являются причиной болезни»Авиценна«Лень ...

Он такой ленивый: ничего не хочет, ничего не делает.

laquo;Безделье и праздность не только рождают неве­жество, они, в то же время, являются причиной болезни»Авиценна«Лень – защитная функция мозга, иногда применяемая вовремя...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Нет ничего семьи дороже»

laquo;Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги».А.С. Макаренко...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

Педагогический проект «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

В проекте разработаны народные календарные праздники "Кузминки",  зимний праздник народных игр "Лесные колядовщики", весенний праздник "Масленица", весенний праздний...