Педагогический проект «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
проект (подготовительная группа)
В проекте разработаны народные календарные праздники "Кузминки", зимний праздник народных игр "Лесные колядовщики", весенний праздник "Масленица", весенний праздний "День весеннего равноденствия. Жаворонки", фольклорный весенний праздник "Сороки" летний праздник "Березки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 84.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Управление образования и молодежной политики Златоустовского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57»
456207 Челябинская область, г. Златоуст ул. 1-я Нижне- Заводская,38
тел. 8(3513) 79-13-09 эл. адрес:
Педагогический проект
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
Выполнила
Васильева Елена Николаевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 57»
Г. Златоуст, 2021 г.
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Как красива наша уральская земля, и у каждого жителя Златоуста есть свои заветные места: это дом где он родился и вырос, и родные укромные лесные уголки, где он побывал с родителями или друзьями. Красота нашей уральской природы завораживает и не может оставить равнодушным ни одного человека, кто побывал на уральской земле.
Природа и человек неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. С незапамятных времен человек ощущал себя частью природы, участником природных событий. Природа является не только средой обитания живых организмов, но и нашим единственным домом. Мне хочется помочь детям увидеть и узнать то, что они не знали и даже и не подозревали. Речь идет о любимых детьми народных праздниках: Масленице, Празднике прилета птиц «Сороки», Проводов осени и других. Ведь даже многие взрослые не знают, почему на Троицу наряжают березку, а на Масленицу пекут блины и сжигают чучело? А все эти народные обряды связаны с природными явлениями. Человеческий разум давно постиг тайну круговорота бытия и его связи с космическими силами. Это таинство – в образах календарных народных праздников, которые были одним из символов участия человека в природных явлениях.
Трудно все это объяснить современному человеку, если он не видит и не ценит красоту окружающего мира, если не знает историю традиционной культуры народа. А между тем, это древние обычаи, построенные на природных явлениях, главная цель которых заклинать богатство, счастье и благополучие семьи.
Актуальность проекта связана и с тем, что в наше современное время стало очевидно, как много мы потеряли, порвав нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Она зародилась в глубокой древности и расцветала в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединила каждого человека с его родом и с могучей природой.
Знакомство детей с красотой природы, с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание народной культуры, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Ни для кого не секрет, что дети являются носителями русской народной культуры, поэтому необходимо воспитывать их в национальных традициях. Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является проведение народных праздников. Именно праздники выступают средством формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций, воспевание труда простого труженика.
Праздник – это всплеск положительных эмоций. На народном празднике нельзя обойтись без малых форм детского фольклора: потешки, считалки, дразнилки, разные виды народных игр, народные песни и танцы – эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, а участие родителей в таких праздниках поможет детям научиться творчески самовыражаться.
Цель проекта:
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе через знакомство с народными обрядами, традициями, праздниками.
Задачи проекта:
- Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, о природе;
- Знакомить детей с традициями родного края и включать их в детскую жизнь;
- Воспитывать интерес к русской культуре;
- Развивать воображение, творческую фантазию;
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам;
- Сформировать чувство национального достоинства, патриотизма;
- Привлечь родителей к сотрудничеству и участию в народных праздниках;
Участники проекта:
Воспитатели и сотрудники ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Срок реализации проекта: сентябрь-июнь
Ожидаемые результаты:
- сформировать представления детей о тесной взаимосвязи человека и природы; развитие эстетического отношения к природе;
- сформировать сведения о календарных обрядах и традициях уральского народа;
- привлечение родителей к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением;
Подготовительный этап:
- Разработать сценарии народных праздников.
- Подобрать наглядно-дидактический материал для разучивания народных игр, песен и танцев.
- Подготовить презентации для каждого праздника.
- Привлекать родителей к участию в проекте.
Основной этап:
время | НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах | Работа с родителями | |
Сентябрь-октябрь- ноябрь | Музыкальные занятия Разучивание обрядовых песен: «На Кузьму-Демьяну», «Милый наш кузюшка» Инсценировка песен «Во кузнице» (мальчики), «Веселые частушки» (девочки), Разучивание с детьми народных игр: «Золотые ворота», «Дрема», «Селезень», «Кострома» Инсценировка потешек. Разучивание народного русского танца. | #1041;еседы на темы « Приметы осени», «Что происходит с природой осенью» Цель: Познакомить детей с природными явлениями, которые характерны для осени. 2. Беседа «Ремесла и ремесленники» Цель: Дать представление о ремеслах и ремесленниках. #1041;еседа: Народные праздники семьи» Цель: дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. Подготовка к осенним праздникам: приготовление пищи, встреча гостей и украшение дома. Песни, игры, пляска в соответствии с временем года. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского А.Вивальди «Времена года» | Педагог оформляет информацию в родительском уголке о празднике «Кузьминки – об осени поминки» Привлечение родителей к участию в празднике (мамы в роли хозяек) | |
Декабрь- январь | Музыкальные занятия: Разучивание песенок – колядок, песен о зиме и новогодних хороводах Игры «Зайцы и лиса». «Давайте все делать как, я», «Догонялки» Двигательные упражнения «В дорогу», игры с движениями « Как на горке снег» | Тема беседы: Народные праздники семьи» Цель: дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. Подготовка к зимним праздникам: приготовление пищи, встреча гостей и украшение дома. Песни, игры, пляска в соответствии с временем года. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского А.Вивальди «Времена года» Использование на физкультурных занятиях и физминутках двигательных упражнений и упражнений сдвижениями. | Педагог оформляет информацию в родительском уголке о Новом годе, об обрядах колядования, Привлечение родителей к участию в празднике. | |
Февраль | Музыкальные занятия Разучивание масленичных песен-попевок: «Ой, блины», «Масленка», «Заклички» Разучивание весенних народных игр «Гори, гори ясно» , «А мы масленку дожидалися» Знакомство детей с коммуникативными играми «Делай, как я», «Что мы делали зимой» Разучивание и инсценировка хоровода «Веснянка» Интегрированное занятие «Наша Масленица» с участием родителей Цель: Изготовление чучела Масленицы | Тема беседы: Народные весенние праздники семьи» Цель: дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. Подготовка к весенним праздникам: приготовление пищи, встреча гостей и украшение дома. Песни, игры, пляска в соответствии с временем года. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского А.Вивальди «Времена года» Беседы «Что происходит с природой весной» Цель: Познакомить детей с природными явлениями и приметами происходящими весной в природе. | Педагог оформляет информацию в родительском уголке Участие и помощь родителей в изготовление костюмов для праздника на улице., помощь и участие в изготовлении чучела Масленицы. | |
Март | Музыкальные занятия Разучивание весенних песенок закличек, и песни «Весна идет» Инсценировка хороводов «Веснянка», «Мы весну встречаем», Знакомство детей с играми «Идет матушка весна», «Жаворонки», «Родничок» Занятие по экологии «Весенний прилет птиц» | Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского А.Вивальди «Времена года» Беседы «Перелетные птицы нашего края» Использование народных игр на прогулке, на физкультурных занятиях. | Педагог оформляет информацию о прилете птиц весной в родительском уголке, приглашает родителей к участию в проекте «Птицы нашего края» | |
Май- июнь | Музыкальные занятия Разучивание песни «Березонька» Инсценировки хороводов «Пошла млада за водой» и «Ах, да береза», Двигательные упражнения «Летняя разминка» Разучивание танца с платочками и «Солнечная карусель» | Использование народных игр на прогулке, на физкультурных занятиях. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского и А.Вивальди «Времена года» Беседы: «Почему так много берез в России» « Целебные свойства березы», «Красота уральской березоньки» Беседа: Летние народные праздники семьи» Цель: дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье. Подготовка к праздникам: приготовление пищи, встреча гостей и украшение дома. Песни, игры, пляска в соответствии с временем года. | Педагог оформляет информацию о празднике «Семик», Участие родителей в празднике в роли Бабы Яги и Василисы. |
Заключительный этап:
- Проведение народных праздников с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей.
Сценарий народного праздника «Кузьминки»
Задачи:
- Рассказать детям о природных явлениях и народных приметах, об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.
- Воспитывать интерес к народному быта, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, дразнилки.
- Формировать умение отгадывать загадки.
- Формировать интерес к народному музыкальному творчеству через пение и инсценировку русских народных песен.
- Знакомить детей с русскими народными играми.
Под народную музыку в зал входят ведущие в народных костюмах.
Ведущие:
- Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас
- Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для всех обычаи русские,
И медовый каравай.
- И места гостям приметные
За обеденным столом –
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Ведущая:- А что, Любушка, может по старому обычаю посидим, чайку попьем, да разговор заведем?
Ведущая:- Да, Оленька, весело раньше жили. С 8 сентября, с Рождества Богородицы, начинались у девушек посиделки. Разговор шел степенный, песни пелись русские, славили осень урожайную, приметы вспоминали старинные.
- А, давай-ка расскажем сегодня, как надо осень провожать, как праздник Кузьма – Демьяна встречать
Ведущая:14 ноября – Кузьминки, первый зимний праздник и праздник проводов осени. Раньше говорили Кузьминки об осени поминки.
Русский народ почитал святых братьев Кузьму и Демьяна. Они были покровителями кузнецов и женщин-рукодельниц.
Кузьма-Демьян и сами были кузнецами и за работу денег не брали, отчего их зовут бессребрениками. Ещё говорили, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы. Просили только, чтобы хозяева вволю кормили их кашей, поэтому именуют их иногда кашниками.
Кузьминки – курьи именины, куриный праздник. В этот день едят кур, цыплят и строго следят за тем, чтобы косточки не ломались, а то куры будут уродливые.
Ведущая:(хлопочет у стола):Ох, и вкусный пирог получается! Сегодня Настенька девчат да парней на посиделки собирает. Ой, слышу, слышу, а вот гости уже идут!
Звучит весёлая музыка. Раздаётся стук. Входят девочки, одна из них с гостинцами.
Девочка: Здравствуйте, хозяева. Мир вам и мы к вам.
Ведущая: Давно мы вас ждём, где вы, девчата загулялись?
Девочка: А мы пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.
Ведущая: Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.
Девочка : А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку!
Девочка отдает хозяйкам корзинку с угощением, все рассаживаются на лавки, и берут из корзинки рукоделие.
Ведущая: А что это с вами мальчишек-то нет?
Девочка: Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся.
Ведущая: Сегодня праздник Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.
Ведущая: Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.
Ведущая: А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.
Девушки исполняют песню «На Кузьму - Демьяну».
Ведущая: (рассматривает работу девочек): Ай, да девицы, ай, да мастерицы!
Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней.
Мальчик: А вот и мы!
Расступись-ка, народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!
Ведущая: Давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо.
Бабушка: Проходите милые, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма с Демьяном были ремесленниками и кузнецами..
Мальчик: Я знаю, что они большие работники, кузнецы и плотники. Они куют сохи и раздают их людям.
Мальчик: А ещё они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.
Бабушка: Ой, вы мои умницы! А что вы умеете делать?
Мальчики: А вот что?
Песня «Во кузнеце»
Один из мальчиков подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.
Девочка: (поёт с юмором)
Не садись-ка, милый рядом,
Тебе место на бревне.
Я тогда с тобой гуляла,
Когда не с кем было мне!
Мальчик: (притворно возмущается) Ах, так!
У меня милашка Машка
Рукодельная была.
В решете коров доила,
Кочергой полы мела!
Девочка: (дразнится)
Федя-медя съел медведя!
Мальчик: Села Олеся, с печи ноги свеся!
Мальчик: Андрей-воробей, не гоняй голубей!
Гоняй галочек из-под палочек!
Мальчик: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!
Ведущая: Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.
Мальчик :
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике!
Девочки: Чепуха! Чепуха! Это просто враки!
«Куры съели петуха», -
Говорят собаки!
Выходят мальчики и рассказывают небылицы:
1. - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остался ворот да рукава.
2.- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда.
- Да он не идет.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает
Ведущая: Да что это вы за небылицы рассказываете!
Давайте лучше загадки отгадывать.
#1055;ринялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
#1047;убасты, а не кусаются. (Грабли)
#1051;етом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)
#1057;ам с локоток, а борода с веник. (Молоток)
#1042; лес идет-домой глядит;
Домой идет-в лес глядит. (Топор)
#1052;аленький, горбатенький,
Все поле обскакал,
Домой прибежал,
Всю зиму пролежал. (Серп)
#1058;равы поем-зубы вытуплю,
Песку хвачу-опять наточу. (Коса)
Ведущая: Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!
Ведущая: А как насчёт быстроты да ловкости?
Ведущая: А это мы сейчас проверим!
Проводится игра «Клубочки»
Мальчик:
Эх, гармошечка моя,
Нет тебя дороже,
Я без шуток не могу,
Без частушек тоже!
Девочки исполняются частушки.
Ведущая: Ох, веселый вы народ! Становитесь в хоровод! Будем в селезня играть – крепко-крепко целовать.
Игра «Селезень»
Бабушка: Ишь ты! Все себе пары выбираете, а про нашего Кузьму забыли – а ведь сегодня его праздник!
(выносит куклу)
Давайте его величать будем!
Все гости встают в хоровод
Дети поют «Милый наш Кузюшка». В конце песни ведущая отпускает чучело оно падает.
ведущая: Ох упал родимый, видать и осени конец!
Ведущий: Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме выстелили.
Ведущая: Ох и разлюбезные мои гостюшки! Пришла пора проводить нашего батюшку!
Дети: Прощай, Кузюшка!
До новой осени!
До нового урожая!
(Бабушка мамы уносят чучело)
Ведущий: А мы предлагаем поиграть!
Золотые ворота отворяйтеся
Наших детушек пропустите-ка!
Игра «Золотые ворота»
Ведущая: А Ну веселая детвора посмотрите-ка кого я вам веду!
Дети: Дак ведь это Кострама!
Игра «Кострома»
Стук в дверь. Входит дед Егор.
Дед: Не мало ли вас? Не надобно нас?
Все: Надо! Надо! Заходи дед Егор!
Дед: Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет,
Ведущая: А чой ты так вырядился!
Ведущая: А ты поглань какой он красивый?
Ведущая: Наряди пень, и он красив будет!
Мальчики: А мы предлагаем девчатам танцевать!
Девочки: А мы с удовольствием!
Дети исполняют русский народный танец.
Дед Егор задремал у стола.
Ведущая: Ох и гость, пришел любовался, любовался да и уснул.
Дети: Сидит Дрема на полице,
Вяжет Дрема рукавицы
Пятый год.
Столь не вяжет, сколько дремлет.
Так работой себя тешит,
Спит
Будет, Дремушка, дремать.
Полно, Дрема, стыдно спать.
Встань!
Дед Егор догоняет детей.
Ведущая: А давайте запоем нашу.
Все: А Давайте!
Песня «Ой сад во дворе»
Ведущая: Пока веселились, а у меня и пироги готовы! Вкусные, румяные, курником называются! Пойдемте - ка, ребятки чай пить!
Чаепитие.
Вечер игр «Лесные колядовщики»
Дети входят в музыкальный зал, встают вокруг украшенной елки.
Задачи:
- Познакомить детей с русским праздником – Колядки.
- Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);
- Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, которые относятся к периоду празднования колядок.
Ведущий: Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба
Льется свет рождественской звезды.
В каждый терем, в каждую светелку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажег рождественскую елку
И нас с улыбкой поглядел
Дети исполняют новогодний хоровод. (на елке огоньки начинают мигать)
Ведущий: Огоньки сверкают,
Огоньки мигают,
В зимний лес зовут
Там нас сказки ждут.
Давайте, ребята, отправимся в зимнюю лесную сказку. А куда мы с вами пойдем?
Дети: В Долину сказок, на Таганай.
Ведущий: А почему вы так решили?
Дети: Потому что там, очень много сказочных легенд.
Двигательные упражнения «В дорогу» В зале гаснет свет, горят только огоньки на елке.
Ведущий: Вот и попали мы в сказочный лес.
Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятъях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Это что за сугроб?
Дети: ( с движениями)
Как на горке снег, снег (поднимают руки, встряхивая кистями рук)
И под горкой снег, снег (опускают руки, слегка наклонившись вперед)
Как на елке снег, снег, (поднимают руки, встряхивая кистями рук)
И под елкой нег, снег (опускают руки, слегка наклонившись вперед)
А под снегом спит медведь (кладут две ладошки под щеку)
Тише. Тише. Не шуметь (грозят пальчиком)
Ведущий: Ой, ребята, страшно как давайте отойдем от берлоги, а то еще разбудим хозяина леса.
Дети садятся на стульчики. В зал входит Лиса.
Лиса: Здравствуйте, ребята! Что это вы так тихо сидит? Я пришла медведя разбудить, он и так все на свете проспал.
Мишка, просыпайся!
Мишка, поднимайся!
Ничего не слышит мишка,
Помогите мне, детишки!
Дети топают ногами и хлопают в ладошки.
Спит не слышит ничего.
Будем мы будить его.
Игра «Догонялки». В конце игры медведь догоняет детей.
Медведь: Вы зачем меня подняли,
Мишке выспаться не дали?
Лиса: Мишка, наступили святки,
И везде идут колядки.
Медведь: Колядки? Что это такое?
Лиса: Колядки – это веселые забавы. Когда все друг друга угощают, песни поют, да в игры играют.
Медведь: Угощение – это хорошо!
Лиса: А чем, Миша, мы хуже? Давай в лесу колядовать!
Медведь: А кто нам угощение в лесу даст?
Лиса: Смотри, сколько ребят к нам в зимний сказочный лес в гости пришло,
Вот пусть они нас и угощают.
Медведь и Лиса обходят елку, рассыпают пшено.
Медведь и Лиса: (вместе поют)
Сеем, сеем, посеваем,
С новым годом поздравляем!
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой!
Коляду встречайте,
Нас с Лисою угощайте!
Ведущий: Не плясали и не пели,
Угощенья захотели!
Сначала нас повеселите,
Поиграйте, попляшите.
Лиса: А ну-ка, Мишенька, спой!
Медведь: А я, Мишенька – медведь,
Так умею песни петь!
У-у-у-у-у!
Ведущий: Тише, Миша, не рычи!
Тише, Миша, не кричи!
Послушай лучше ты ребят,
Песню петь они хотят!
Дети исполняют песню о зиме.
Лиса: А я Лиса – красавица
Играть мне очень нравится.
Игра с лисой «Зайцы и лиса»
Лиса: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь: Давай, Лиса, покажем,
Как лихо с тобой пляшем.
Медведь и Лиса танцуют Барыню.
Ведущая: Прикатила коляда
Из далекого леска.
Что за славный денек!
Ты не прячься за пенек,
Будем кругом ходить,
Будем всех веселить!
Дети исполняют «Новогодний хоровод»
Ведущая: Дорогие гости, а вы не хотите поиграть с ребятами,
Лиса: Начинай медведь играть,
А я буду помогать,
Медведь: Ребята, делайте, как я
А не успеете беда!
Игра «Давайте все делать как я!»
Лиса: Ну, все мы пошли!
Ведущая: А мы вас не выпустим!
Игра «Не выпустим»
Лиса: Вас кончаем веселить
Не пора ли нас дарить?
Ведущий: Вот вам, гости дорогие,
Колядовщики лесные,
Пряники, конфеты!
Медведь: (принимает угощение)
Спасибо вам за это!
Медведь и Лиса уходят.
Ведущая: Полно в сказке нам бывать
Пойдем на улицу гулять.
«Масленица»
Праздник проводов зимы для детей старшего возраста
на открытом воздухе.
- Познакомить с праздником “Масленица”, дать представление детям о народных традициях, масленичных обрядах;
- Развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение;
- Воспитывать интерес к истории своего народа, желание поддерживать древние традиции, любовь к русской культуре, народной музыке, играм.
Дети выходят на улицу, их встречает ведущий.
Ведущий (на фоне народной музыки):
Проходите, гости, дорогие! Мы гостям всегда рады! Всех привечаем, вех принимаем! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму-матушку проводить, повеличать и поблагодарить за коньки-салазки, за новый год и сказки. Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках катались? А как?
Дети: А вот как (под музыку изображают катание на санках)
Ведущая: А на лыжах ходили? А как?
Дети: А вот как ( изображают ходьбу на лыжах)
Ведущая: А на коньках катались? А как?
Дети: А вот как (изображают катание на коньках)
Ведущая: Ой, ребята, смотрите, сугроб шевелиться.
(из-за сугроба появляется бабушка Зима)
Зима: Кто тут меня тревожит? Кто здесь шумит?
Ведущая: Это мы ребята-дошколята. А ты кто такая бабушка? И что ты под этим сугробом делала?
Зима: Я-Зима холодная, лютая. А под сугроб отдыхать легла, устала я что-то.
Ведущая: И правильно, Зима, твое время вышло, пора нам ребята Весну-красну, в гости звать.
Дети: Приходи, Весна, приходи красна!
Давай солнышко - колоколнышко!
Приноси урожай в наш родимый край!
Звучит современная музыка к ребятам идет Кикимора.
Кикимора: Ага! Опять меня на праздник не зовете! Все о весне говорите! А я её спрятала, ни за что не найдете! Ха – ха – ха!
Ведущая: Да что же ты наделала Кикимора? Неужели ты не хочешь под весенним солнышком погреться?
Кикимора: Ой, да неужели? Ой, и правда хочу! А я ведь не помню куда Весну-красну спрятала. То ли на Черную скалу увела, то ли в Долину сказок вместе с Лешим отправила. Сейчас Лешека позову, он нам и подскажет где Весну искать.
Кикимора свисти в свисток, на праздник приходит Леший.
Леший: БР –Р! Как замерз пока по лесу гулял, жду не дождусь когда весна придет.
Кикимора: Да не придет она, спрятала я её, забыл ты что-ли! Спрятала и забыла, я ведь тебе рассказывала. Помоги Лешик, выручай!
Ведущий: А вы поиграйте с нами, разогрейтесь, может и вспомните,
Леший: И то верно! А я игру знаю, «Гори, гори ясно» называется.
Дети встают в круг играют с Лешим в игру.
Леший: А у меня дудочка есть! (показывает)
Как без дудки вот беда
Ноги ходят не туда!
Кикимора: А как дудочку почуют-
Сами ноженьки танцуют.
Детский произвольный танец под музыку.
Ведущий: Дудка больше не играет
Все ребята убегают!
Под веселую музыку игра «Догонялки», дети догоняют Кикимору и Лешего.
Ведущий: (к Лешему)
Ну, что вспомнили?
Кикимора: (дразнится)
Нет, не вспомнили!
Ведущая: Ну тогда и мы в дразнилки поиграем!
Правда, ребята!
Старшая группа: Николай, Николай сиди дома не гуляй!
Подготовительная: А . ты Сашка-таракашка на сарай полезай!
Старшая: Маринка-корзинка прыгала скакала, в болото упала!
Подготовительная: А у Васьки на носу ели кошки колбасу!
Старшая: (к Лешему)
Леший бегает в лесу и сосулька на носу!
Подготовительная: (к Кикиморе)
Кикимора, Кикимора выгляни в окошко
Голова с лукошко, нос крючком, волоса торчком.
Кикимора: Ой, вспомнила, вспомнила! Спит Весна за Киалим горой, надо её разбудить волшебные слова сказать: «Весна, весна пробудись ото сна!»
Дети громко кричат слово, под музыку идет Весна, проходит под воротами из цветов.
Дети: Весна, красная!
Приди Весна с радостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными!
Весна: Здравствуйте, друзья мои верные! Долго я е вам добиралась, спрятала меня Кикимора за Киалим горой. Что же мы будем с ней делать?
Дети отвечают.
Весна: Простить и на празднике оставить?
Ну хорошо, давайте играть и хоровод завивать.
Хоровод «Веснянка»
Весна: Не одна я к вам пришла, со мной дорогая гостья – Масленица!
Зовите её!
Дети: Приезжай, честная Масленица, широкая боярыня.
Приезжай к нам, приходи да веселье приноси!
Звучат колокольные звоны, взрослые везут на санках Масленицу.
Ведущая: Дорогая гостья Масленица, Авдотья Изотьевна. Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, трехаршинная!
Дети: Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Ведущий: Продолжаем мы веселье,
И пойдем все гулять
Будем Масленицу провожать
И весну закликать.
Дети и взрослые переходят на прогулочный участок, по дороге громко выкрикивая весенние заклички.
Ведущий: (на участке)
Раз! Два! Три! А теперь к Кикиморе беги!
(дети бегут к Кикиморе)
Ведущий:
Раз! Два! Три! А теперь к Лешему беги!
(дети бегут к Лешему)
Ведущий:
Раз! Два! Три! А теперь к Весне беги!
(дети бегут к Весне)
Ведущая: А теперь по русскому обычаю, обнимемся, поцелуемся да попросим друг у друга прощения!
Взрослые показывают пример, обнимают друг друга со словами: «Прости меня»
Весна: Вот и настало время с Масленицей попрощаться.
Взрослые переносят чучело Масленицы на безопасное расстояние.
Все кричат: Ты прощай, прощай наша Масленица,
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты не в среду пришла и не в пятницу!
Ты пришла в воскресенье - всю неделю веселье!
Взрослые поджигают чучело Масленицы.
Ведущая: Пусть огонь и дым заберет все печали и невзгоды все несчастья и огорчения.
Выносят блины.
Кикимора: Ой, как вкусно пахнет? Какие блинчики отличные!
Не стесняйтесь, проходите гости званные.
Все гости праздника угощаются блинами.
«День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»
Задачи:
- Расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны
- Способствовать закреплению знаний и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной (природа просыпается ото сна);
- Дать представление о дне весеннего равноденствия;
- Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приёмов лепки.
- Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, пальчиковой гимнастики
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал под русскую народную музыку. Их встречают скоморохи. Один скоморох одет по-весеннему, а второй по-зимнему.
Воспитатель: «Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?»
Дети: (весна)
СКОМОРОХ 1: Здорово, приятель!
СКОМОРОХ 2: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?
СКОМОРОХ 1: А ты что так легко оделся?
СКОМОРОХ 2: Так уж вроде зима на исходе. Весна - красна пришла. Конец зиме, весна пришла!
СКОМОРОХ 1: Какая весна! Глянь, кругом снег лежит! Снежок летит, стоять не велит!
СКОМОРОХ 2: Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
СКОМОРОХ 1: А вот мы сейчас сыграем в игру «Идёт матушка весна». Если победит Весна, я сниму шубу.
Игра «Идёт матушка весна».
Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и поют:
Ходит матушка весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Ходит матушка весна – ищет девушек она!
Образуются две команды – «Зима» и «Весна».
Начинают перетягивать канат. (Если побеждает Весна, Скоморох снимает шубу.)
СКОМОРОХ 2: Отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
СКОМОРОХ 1: Давайте Весну покличем.
Хором исполняется «Веснянка».
Журчик, ключик, паучок.
Прилетел к нам куличок.
Виту-виту-виту-лай!
Принеси весну в наш край!
Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.
ВЕСНА: Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
СКОМОРОХ 2: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.
СКОМОРОХ 2: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня 22 марта день весеннего равноденствия, день равен ночи. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. .22 марта так и называют – день весеннего равноденствия.
Праздник равноденствия дарит нам весна,
Пробуждается природа, ей уж не до сна,
Помирились ночь и день, ссориться что толку?
Равные они теперь, хоть и ненадолго!
Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным день будет 21 июля.
СКОМОРОХ 1: Кто же тебе помогает, Весна-красна?
ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую. А чтобы оно всегда помогало, надо обратиться к нему с поклоном.
Ребенок: Солнышко, выходи.
Красно дерево, цвети!
Мы на поле поспешим
Ладить косы и серпы.
(кланяется)
Ребенок: Гори, солнце, ярче, лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.
(кланяется)
Ребенок 3: Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На речку, на поля, на синие моря,
На зелёный огород и на весь народ.
(кланяется)
СКОМОРОХ 1: А ещё солнцу пели звонкие песни. Споём и мы «Веснянку».
Песня-хоровод «Мы весну встречаем».
ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (ласточка)
Чёрный, проворный
Кричит: «Крак»,
Червякам враг. (грач)
На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (скворец)
ВЕСНА: Чтобы весна пришла ещё быстрее, давайте покличем птиц.
Ребенок: Утушка-ключница,
Вылети из-за моря.
Вылети из-за моря, вынеси два ключа.
Вынеси два ключа, два золотых ключа.
Ребенок: Отомкни весну красную,
Замкни зиму холодную,
Приведи лето красное!
Пусть весна набирает силу,
Пусть растут светлые дни!
СКОМОРОХ: Жив жаворонок по полю летает,
Зёрнышки собирает, весну закликает.
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. Дети поют (например, на мотив «Ах вы сени, мои сени»):
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.
Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается.
ВЕСНА: 22 марта на Руси пекли из теста птичек жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц.
Закличка.
Приди, весна, приди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Дети развешивают бумажных птичек на импровизированном дереве.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня тоже испечь жаворонков.
Ребенок: Жаворонков выпекай, весну зазывай!
СКОМОРОХ: Чтоб весну скорей привлечь,
Будем «жаворонков» печь.
Это очень интересно,
Для начала вот вам тесто.
Воспитатель: Ну что! Пора мыть руки! (дети и воспитатель идут мыть руки, Надеваем шапочки и фартуки) и рассаживаемся за столы.
А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики:
Пой-ка, подпевай-ка,
Прилетела стайка (Дети хлопают в ладоши)
Эта птичка – соловей,
(Поочерёдно соединяют пальчики с большим пальцем,
как бы здороваясь)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – скворушка,
Пестренькое перышко.
Ну, а эта – коршун злой
Птички, птички, - все домой.
Дети лепят жаворонков из песочного теста под музыку П.И.Чайковского «Песнь жаворонка»
Воспитатель: Мы старались, мы лепили
Чудо птичек сотворили
Хвостик, крылышки и глазки
Получились, как из сказки.
Воспитатель раскладывает жаворонков на разнос, дети рассматривают, что у них получилось.
Воспитатель: А сейчас мы попросим поваров чтобы они испекли наших чудо птичек, а мы с вами пойдем гулять, будем весну закликать.
Фольклорный праздник «Сороки»
Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Дети входят в музыкальный зал за ведущими змейкой.
Музыкальный руководитель:
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня с вами встречаем Весну.
ведущий:
— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.:
— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Все дети проходят цепочкой через ворота сделанные мальчиками подготовительной группы.
Игра «Золотые ворота».
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Дети садятся на стулья.
Аудиозапись пения птиц.
Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».
Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья- плющиха». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:
Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.
1 Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.
Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетают по проталинкам».
Авдотья:
— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Ребенок :
— Жавороночек, прилети,
Студеную зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Поют Закличку «Жаворонушки».
Дети:Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Ведущий:Весна-красна на чём пришла?:
Дети:На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!
Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!
Игра «Жаворонок».
Дети идут по кругу проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год
) двигается легким бегом в кругу с колокольчиком,
по окончании музыки выбегает из круга.
Дети закрывают глаза, ребенок (жаворонок бежит за кругом, останавливается за кем – нибудь и звонит в колокольчик, дети открывают глаза и тот за кем звонили, старается догнать ребенка-жаворонока с колокольчиком
если догнали, то происходит смена ведущего.
1 ведущий:
— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?
Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».
Жила-была в одном селе Машенька.
Под музыку выходит девочка Машенька, обходит музыкальный зал и усаживается за столик
Авдотья: Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…
Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать .
— Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла.
Под музыку гуляет обходит музыкальный зал
Авдотья:Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…
Машенька:
— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!
Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.
Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.
Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:
1-ый ребенок, 2-ой ребенок:
«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».
3-ий ребенок, 4-ый ребенок:
«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное солнышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».
Песня «Зима проходит».
Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?
Солнышко:
— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.
— Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет.
Девочка-солнышко бежит, а Машенька за ней.
Авдотья: Долго шла. Встретила она Землю-матушку.
Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?
Земля-матушка:
— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.
Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Фонограмма пение птиц и журчание ручейка.
Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.
Мальчики птицы залетают в музыкальный зал.
Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?
Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.
Машенька::
— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?
Птицы:
1. Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.
2. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.
Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.
Загадывает загадки:
Диана: Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была.
Матвей: Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица
Полина: В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать…
Артем: Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда…
Авдотья: — Весна идет, торопится. Стала тут и Маша Весну кликать — звать.
Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.
Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (подготовительная.).
Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, вставайте, Веснушку-весну зазывайте!
Дети произносят заклички.
1-ый ребенок:
— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
2-ой ребенок:
— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.
Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги. Весна:
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!
Танец «Светит месяц»
Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.
Хоровод «Весну ждали».
Ведущий 1:
— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!
Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Авдотья раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
Праздник русской березки
экологический праздник проводиться на прогулочном участке для всех групп детского сада
Задачи:
- Приобщение детей к духовным ценностям природной культуры.
- Создать радостное настроение.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.
Ведущая:
Вот и лето наступило, солнце греет целый день,
Веселиться, петь, резвиться, думаю нам всем не лень!
Солнышко лучистое, доброе, проснись,
В хороводе праздничном с нами покружись!
Дети исполняют танец «Солнечная карусель»
Ведущая: Сегодня мы с вами будем вместе встречать праздник, который издавна встречали в России, а называется этот праздник «Семик». «Семик» - праздник, завершающий весеннее время и открывающий наступление лета, он связан с почитание растительности. И самая главная героиня праздника уральская белоствольная красавица березка. Июньский праздник стал одним из самых красочных праздников – народных гуляний. Это время девичьих хороводов, завивания ленточками берез, у которых «кумились» подружки. Прежде чем березку завивать, нужно было с зоренькой подняться да по воду сходить.
Девочки с ведерками инсценируют песню «Пошла млада за водой»
Ведущая: А я приглашаю вас ребята
на летний луг гулять!
Будем вместе веселиться,
Петь, играть и танцевать.
Дети вместе с ведущей исполняют Летнюю разминку:
Вот идем мы в летний лес полный сказок и чудес.
(раз-два, раз-два)
Мы шагаем по тропинке, не помнем мы не травинки.
(вдох-выдох, вдох-выдох)
Тут березки на пути – надо к ним нам подойти.
А какие березки бывают? (большие и маленькие) (вдох, руки вверх – выдох, руки вниз)
Вдруг поднялся сильный ветер. Он – сильнее всех на свете.
А высокие деревья – на ветру качаются – ветру подчиняются.
Зашуршали листики. Листики зеленые, к веткам прикрепленные.
Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какая красивая березовая роща, а вот и наша берёзонька.
Ребенок: Как будто в свадебном наряде,
Березка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит
Сережки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовет недаром весь народ.
В ней столько нежности и света,
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня березка эта-
Мой край родной и песнь моя!
Ведущая: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице березке.
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.
Дети исполняют песню «Берёзонька»
1 реб. - День рождения, день рождения у красавицы лесной!
Мы подарим ей веселье, ленты в косы заплетем!
И красивые сережки будут ей как раз к лицу!
Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!
2 реб. – Берёзонька, красавица, мы к тебе пришли,
Ленточки цветные в подарок принесли.
3 реб. – Станем мы берёзку украшать,
Веточки в косички заплетать,
Ленточки шелковые – в косоньки зелёные.
(дети украшают березку ленточками, звучит «волшебная» музыка и березка оживает)
Березка: Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,
С веточками кудрявыми - зелеными косицами?
Дети: Да!
Ведущий:
Березонька – беляночка, красавица лесов,
Проснулась спозараночку от птичьих голосов.
К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,
Над речкой наклонилася, березовым плечом.
С березкой рядом рощица, семья ее подруг,
И так узнать ей хочется, что нового вокруг?
Березонька – подруженька немного отдохни
И хоровод, Березонька, ты с нами поводи
Девочки старшей исполняют хоровод «Ай, да, берёза»
Ведущая: Грохот, шум, тарарам,
Это кто стучится к нам?
Под музыку на метле вбегает Баба Яга
Ведущая: Это Баба-Яга, костяная нога.
Что тебе надо от детского сада?
Баба – Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.
Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)
Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)
Вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.
Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.
Я березку обломаю, веточек насобираю,
Чтобы новая метла в небеса меня несла.
Ведущая: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.
Мы березку защитим и в обиду не дадим.
Под музыку входит Василиса Премудрая
Василиса: Мимо шла я по делам, да услышала шум, гам.
Если надо вам помочь, сделать это я не прочь.
Ведущая: Василиса, дорогая, нам не справиться с Ягой.
Бегает она, хлопочет, заломать березку хочет.
Василиса: Не ругайся, старая, ты уймись, Яга,
Ведь на праздник к детям привела ты пришла.
Баба-Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда.
Крепче за верёвочку беритесь, начинается игра.
Игра «Перетягивание каната»
Василиса: После игр, бабуленька, сядь и отдохни,
И пляску с платочками нашу посмотри.
Дети младшего возраста исполняют танец «Пляска с платочками»
Ребенок: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Ребенок: Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Ребенок: Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Василиса: Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари.
Дети играют на ложках «Лесной оркестр»
Баба-Яга: Ну, ребята, удружили, вы меня развеселили.
Не могу я устоять, так и хочется плясать.
Пляска Бабы-Яги и Василисы (русская народная мелодия)
Василиса: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,
А теперь пришла пора расставаться, детвора.
Баба-Яга и Василиса прощаются и уходят.
Березка: Вы много знаете песен и стихов о моих подружках березках.
Береза – самое красивое дерево России. Шумит оно листвой,
украшает лес, нашу жизнь, но иногда и грустит, как - будто на кого-то жалуется.
Ведущая: Да, бывает, что в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья,
обижают птиц, разоряют муравейники. Такие люди наносят вред лесу. Расскажите, как же должны вести себя друзья природы?
Ребенок: - Белая берёза – милая сестра,
Ты расти, не бойся звона топора.
Белая берёза, птицы по ветвям!
Я тебя в обиду никому не дам.
Ребенок: Будем березку любить, охранять,
Будем мы взрослым во всем помогать.
Реки, поля и леса сбережем,
Помним о том, что природа – наш дом.
Ребенок: Белая берёза, мой поклон тебе:
Ты в судьбе России и в моей судьбе…
Белая берёза, русская земля:
И печаль, и радость, и любовь моя.
Березка: Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.
Свято помни, что лес – наша радость, вместе с лесом и сам ты растешь.
Ведущая: И березку молодую, и кустарник, и траву –
Беззаветно все люблю я, все я Родиной зову.
Ребенок: На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней Земли родной.
Так давайте беречь и любить,
Не губить ее, не губить.
Березка: Вот какой праздник у нас получился.
А теперь я хочу подарить вам подарки.
Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла » Березка дарит детям на память медальки.
Использованная литература
1. Н.С. Агашева. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар/ Н.С.Агашева, И.С.Слепцова, И.Л.Морозов. – М., 1995.
2. Е.С Бабунова. Наш дом – Южный Урал. Челябинск, «Взгляд», 2007.
3. Методическое пособие «Я - Златоустовец». Златоуст, 2013.
4. Ю.П.Окунцов «Мой Златоуст». Златоуст, 2013
5. М. Ю.Картушина. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группена тему: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»...
Конспект НОД в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.Моя Родина- Россия»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методическо...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1.Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным ...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект направлен на ознакомление детей с картой и символикой России; активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, ч...
Конспект занятия «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект занятия «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»...