Семинар – тренинг для педагогов «Волшебные дары Фребеля» Технология Фребеля в ДОУ
материал
Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
– Познакомить педагогов с игровым набором Дары Фребеля;
– Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
– Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_trening_volshebnye_dary_frebelya.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА»
Семинар – тренинг для педагогов
«Волшебные дары Фребеля»
Технология Фребеля в ДОУ
Составила воспитатель: О.А Степанова
Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
– Познакомить педагогов с игровым набором Дары Фребеля;
– Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
– Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ход семинара – тренинга
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».
Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада.
Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фрёбель разработал основы методики обучения детей в детском саду.
Принципы педагогики Фрёбеля:
- Признание уникальности каждого ребенка;
- Признание целостности детства в его проявлениях;
- Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
- Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
- Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
- Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
- Признание ребенка как части семьи и общества.
Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.
Ведущее место в своей системе Фрёбель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке.
Этапы роботы с «Дарами Фребеля»
• визуальное обследование «дара» как целого («Чудесный мешочек», «Одного поля ягоды»);
•свободная игра ребенка с «даром»;
• обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка («Подарок для друга», «В мире фигур»);
• самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
• совместные постройки и с помощью педагога («Капризная принцесса», «Почему я не…»);
• строительство по образцу («Королевство кривых зеркал», «Зеркало»);
• строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами («В мире фигур»);
Деятельность детей с играми отличается следующим образом:
• Первый уровень: дети выполняют задания самостоятельно, по мере необходимости педагог помогает детям словесной инструкцией;
• Второй уровень: дети выполняют задания, опираясь на помощь педагога, при этом у них есть ярко выраженное стремление к выполнению заданий самостоятельно;
• Третий уровень: дети действуют только совместно с педагогом для достижения намеченного результата;
Знания, умения и навыки различаются на всех трех уровнях по требованиям, которые ставятся перед детьми ОВЗ в соответствии с тем, на каком уровне дети данной категории находятся.
Требования к детям усложняются и увеличиваются в зависимости от того, на каком уровне находится ребенок, но при этом требования тесно связаны между собой и на каждом этапе они дополняют друг друга.
- Первый дар — «Цвета» (текстильные мячики на веревочке);
- Второй дар – «Формы» (шар, куб и цилиндр одного размера);
- Третий дар – «Числа» (куб из кубиков);
- Четвертый дар – «Размеры» (куб из брусков);
- Пятый дар – «Симметричность» (кубики и призмы);
- Шестой дар – «Пропорции» (кубики, столбики, кирпичики);
- Дар – «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат);
- Дар – «Деревянные палочки» разной длины, шести цветов и неокрашенные;
- Дар – «Кольца и полукольца» (малые, средние, большие);
- Дар – «Точки» (фишки) восьми цветов;
- Дар – «Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр);
- Дар – «Мозайка. Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов);
- Дар — «Башенки» (полуцилиндры, кубы, треугольные призмы);
- Дар — «Арки и цифры» (разрезанные цилиндры, кубики с цифрами).
У каждого модуля своя цель. Для решения определенной задачи могут использоваться несколько модулей.
Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?
Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.
В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.
В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты:
1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра.
2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Третий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.
Фрёбель предлагает три основных типа игр:
1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.
2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.
Четвертый, пятый и шестой дар Фрёбеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.
Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля.
1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?
Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)
· Как называется эта фигура зелёного цвета?
· Сколько здесь всего цветов? Какие?
· Сколько здесь всего разных фигур? Какие?
· Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?
· Что можно сделать с этими материалами?
В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.
Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.
2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.
Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.
Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.
3. Модуль с палочками разного цвета и размера.
Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:
- дорожку;
- лесенку;
- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;
- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;
- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;
- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;
- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».
В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).
Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.
Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы,(сложить человечка из наборов)
Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)
Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)
Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)
4. Модуль с кольцами
Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.
Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.
Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы не случилось одно настроение
5. Фишки (со среднего возраста)
Вспоминаем сказку « Кот и петух » и приговорку лисы « Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают » На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция « Самые вкусные зернышки не красные и не желтые ».
С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.
Используем как заместители, для украшения построек.
6. Мозаика
Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.
Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.
«Дары Фрёбеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.
Наше семинар – тренинг «Волшебные дары Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что получили от нашего семинара - тренинга и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.
Интернет источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/22/master-klass-dlya-pedagogov-dou-dary-fryobelya
https://dou183.ru/волшебные-дары-фребеля/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/22/master-klass-dlya-pedagogov-dou-dary-fryobelya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Семинар- практикум «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии ФГОС»
laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии ФГОС»...
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...
тренинг для педагогов "Волшебные краски"
конспект тренинга для педагогов с применением техники правополушарного рисования...
Тренинг для педагогов "Волшебная Мандала"
Ознакомление участников тренинга с возможностями арт - техники «Мандала»....