РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие экспериментаторы»
опыты и эксперименты (младшая группа)
Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_malenkie_eksperementatory.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №428 Московского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБДОУ детский сад № 428 Московского района Санкт - Петербурга Протокол от __ _____ №___ | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий ГБДОУ детский сад № 428 Московского района Санкт - Петербурга _____________ /Соколова Е.Н./ Приказ от __________ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
Подготовила
Сазонова Евгения Сергеевна
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Адресат ДОП
Программа предназначена для детей с 3–4 лет (младшая группа детского сада).
Уровень освоения: общекультурный.
Объем освоения и срок освоения ДОП
Срок освоения | Объем освоения | Режим занятий |
5 месяцев | 5 часов | 1 раз в неделю по 15 минут |
Отличительные особенности программы. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Почемучка» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Цель программы - развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
развивающие:
- развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект;
- развивать речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитательные:
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся будут:
- знать этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
-проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Личностные: у обучающихся будут сформированы:
- интерес к научным знаниям, любознательность;
- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.
Метапредметные: Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выявлении экспериментальной задачи;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП.
Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Условия реализации программы: продолжительность обучения 5 месяцев, занятия проводятся 1 раза в неделю по 15 минут. Занятие длится 15 минут.
Условия набора и формирования групп: на обучение по программе принимаются все желающие дошкольники 3-4 года, имеющие интерес к экспериментальной деятельности. Наличие специальной подготовки или каких-либо навыков не требуется.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Форма организации занятий: групповая, всем составом объединения.
Формы проведения занятий: беседа, демонстрация, практическое занятие.
- фронтальная – работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.
Материально-техническое оснащение ДОП:
- наличие помещения для занятий;
- наличие материала для экспериментирования;
- наличие оборудования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 0,5 | 0,25 | 0,25 | Опрос |
2 | «Снег и его свойства» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опыты со снегом |
3 | «Вода и её свойства» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опыты с водой |
4 | «Бумага, ее качества и свойства» | 1 | 0.5 | 0,5 | Опыты с бумагой |
5 | «Огород на окне» | 1 | 0.5 | 0,5 | Проект по теме |
6 | Диагностика полученных знаний | 0,5 | 0,25 | 0,25 | Тестирование |
| ИТОГО: | 5 | 2,5 | 2,5 |
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий ГБДОУ детский сад № 428
Московского района Санкт - Петербурга
_____________ /Соколова Е.Н./
Приказ от __________ № _____
Календарный учебный график
Реализации программы по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
В 2024 году
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
5 месяцев | 09.01.2024 | 31.05.2024 | 20 | 20 | 5 | 1 раз в неделю по 15 минут |
Рабочая программа
по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
Задачи программы:
обучающие:
- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
развивающие:
- развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект;
- развивать речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитательные:
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся будут:
- знать этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
-проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Личностные: у обучающихся будут сформированы:
- интерес к научным знаниям, любознательность;
- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.
Метапредметные: Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выявлении экспериментальной задачи;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов.
Содержание обучения
Тема 1. Введение Теория: Введение в программу. Закрепить знания детей о правилах техники безопасности в лаборатории. Практика: Подготовка одежды для работы в лаборатории (фартуки, шапочки, перчатки). Форма контроля: опрос.
Тема 2. Снег и его свойства Теория: Познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду) Практика: опыты со снегом Форма контроля: практическая работа.
Тема 3. Вода и её свойства Теория: Познакомить детей со свойствами воды (вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде) Практика: опыты с водой Форма контроля: практическая работа.
Тема 4. Бумага, ее качества и свойства Теория: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Практика: опыты с бумагой Форма контроля: практическая работа.
Тема 5. Огород на окне Теория: Показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Практика: проект «Огород на окне» Форма контроля: практическая работа.
Тема 6. Диагностика полученных знаний Теория: Тестирование по всем пройденным темам Практика: Экспериментирование с выбранным материалом под руководством педагога. Форма контроля: практическая работа.
Календарно-тематическое планирование программы
по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
№ п/п | Месяц | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Формы контроля |
1 | Январь | очная | 0,5 | Введение в программу. Техника безопасности | группа | опрос |
2 | Январь | очная | 1 | «Снег и его свойства» | группа | опыты |
3 | Февраль | очная | 1 | «Вода и её свойства» | группа | опыты |
4 | Март | очная | 1 | «Бумага, ее качества и свойства» | группа | опыты |
5 | Апрель | очная | 1 | «Огород на окне» | группа | проект |
6 | Май | очная | 0,5 | Диагностика | группа | тестирование |
Методические
и оценочные
материалы
Условия реализации программы
В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций. Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно пространственной среде группы. Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические методы: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.
Формы контроля
Контроль проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.
Оценочные материалы
Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.
Критерии | Показатели |
Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. | 0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. |
Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебнопознавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 5-6 |
Средний | 4-5 |
Низкий | 0-3 |
Методические материалы
Форма проведения опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД):
Во время проведения ОЭД всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. На протяжении всего курса происходит 15 сопровождение сказочным героем –куклой Почемучкой (мальчик, девочка - на усмотрение воспитателя), который находится в Центрах экспериментирования. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность. Для реализации программы студии по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучка», используются формы работы: опытно - экспериментальная деятельность (игры-путешествия, игры-соревнования в основном, как итоговое).
Методы организации ОЭД:
-беседа;
-постановка и решение вопросов проблемного характера;
-наблюдение;
-опыты;
-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
-использование художественного слова; -дидактические игры: игровые обучающие и творчески развивающие;
-ситуации;
-трудовые поручения, действия.
Игровые приёмы:
-моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя –куклы Почемучки;
-повтор инструкций;
-выполнение действий по указанию детей;
-«намеренная ошибка»;
-проговаривание хода предстоящих действий;
-предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
-фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Алгоритм подготовки ОЭД:
1 Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя).
2 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
3 Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
4 Наблюдение результатов эксперимента.
5 Фиксирование результатов эксперимента.
6 Формулировка выводов (при помощи воспитателя).
Список литературы
Веракса Н.Е., Галимов О.Р.. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Мозаика-Синтез Москва, 2017.
Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Серия: Познавательно-речевое развитие дошкольника. Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников 3 – 7 лет: перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб.: ООО «Издательство: Детство-Пресс», 2018 г., с.96.
Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ авт.-сост. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова.-Волгоград: Учитель.-148.
Николаева С.Н. - «Юный эколог» - парциальная программа экологического воспитания дошкольников. Мозаика–Синтез, Москва 2010.
Дыбина О.В. Ознакомление с природой в детском саду.младшая группа
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Мозаика-Синтез М., 2016.
Методические рекомендации по спользованию многофункционального развивающего стола «Умка» в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста. авт.-составители: Дорохина И.А., Дубинина Н.В., Искендерова Т.Д., Кудряшова А. И. (практикующие педагоги ДОУ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.
Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Капитошка"
Программа расчитана на дошкольный возраст 4-7 лет....
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста "Вдохновение"
Актуальность театрализованной деятельности определяется мнооми показателями...
Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...
Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Лаборатория Почемучек»
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» для детей 1 младшей группы на 2023-2024 учебный год
Цель программы – средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотво...