Картотека игр социальной направленности в ДОУ
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Амангалиева Галима Каирбулатовна

Формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и  противоположного пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

                                   Методическая разработка

          Картотека игр социальной направленности в ДОО

                                     «Чудесные валенки»               


                                     Дидактические игры

Дидактическая игра « Валенки- валенки, для больших и маленьких» (для детей 4 лет)

Цель:  формировать умение сравнивать предметы по величине.

Задачи:                                                                                                                       

- формировать первоначальные представления о валенках и их пользе;            - совершенствовать восприятие, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающая среда: плоскостные изображения валенок разных размеров,  картинки - семья.                                                                                                    

  Ход игры:  воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку «Семья» и

назвать членов семьи.                                                                                                Читает стихотворение:                                                              

В магазине, на витрине  много валенок стоит.                                                       Здесь есть маленькие, есть большие,                                                                       Валенки для всей семьи.                                                                                          

Маме валенки нашли, папе подобрали.                                                                  

И детишкам маленьким тоже отыскали.

 Предлагает детям подобрать валенки по размерам всем членам семьи.  Дети раскладывают валенки:  от самых больших, до самых маленьких. Дидактическая игра «Заштопай  валенки»  (для детей 4 лет)   

Цель:  Учить детей различать и называть геометрические фигуры определенного размера, цвета и вставлять в соответствующие отверстия.

Задачи:                                                                                                                       

- развивать мелкую моторику пальцев, закрепить знания основных цветов;     - развивать внимание, воображение, логическое мышление, расширять словарный запас.  

Развивающая среда:  разноцветные плоские формы валенок из фетра с

«дырочками» разной формы; геометрические фигуры «заплатки» к этим «дырочкам» : круги, квадраты, овалы, треугольники, а также листочки, цветочки, рыбки.

Ход игры:  В игре может участвовать от 1 до 5 детей. Раздаются валеночки. Воспитатель поочередно показывает геометрические фигуры - «заплатки», перемешанные на столе. Дети называют форму и цвет, отвечая на вопросы: «Что это? (Круг). Какого цвета Круг?» и т.д. Далее воспитатель предлагает рассмотреть валенки, и найти геометрические фигуры -  «заплатки» определенного цвета и вставить в соответствующие отверстия. Выигрывает  тот, кто правильно закроет все дырочки.

Дидактическая игра «Сложи валенок» (для детей 4 лет).

Цель:  учить составлять изображение валенка  из частей.

Задачи:                                                                                                                       

  • формировать представления о целостном образе предметов;                            - учить складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Ход игры:  В игре могут участвовать от 1 до 6 детей. Перед детьми лежат разрезные картинки валенок разных расцветок. Воспитатель просит сложить части так чтобы получился целый валенок. Выигрывает ребенок первым собравший разрезную картинку.

Дидактическая игра «Сказочная обувь» (для детей 5 лет) Цель: обобщение знаний и активизация словаря по теме «Обувь».

Задачи:

  • закреплять и систематизировать знания детей об обуви, ее значении;- дать представление детям о том, что у разных сказочных героев своя обувь; - развивать творческое эмоциональное восприятие окружающего мира.

Развивающая среда:  картинки к сказкам - «Лисичка - сестричка и серый волк», «Лиса - лапотница», «По щучьему велению», «Золушка», «Морозко», «Кот в сапогах», «Зима в Простоквашино»; волшебная коробка с карточками, на которых изображена обувь (валенки, лапти, сапоги, туфельки).

Ход игры: В группе в разных местах прикреплены иллюстрации к сказкам. Воспитатель вносит волшебную коробочку с картинками, на которых изображена обувь и просит назвать предметы обуви. Воспитатель читает загадки:

1.Уплетая калачи, ехал парень на печи.

   Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

  1. Ровно в полночь убежала, и споткнувшись потеряла

    На балу у короля туфельку из хрусталя. (Золушка)

  1. Этот сказочный герой с хвостиком, усатый,

    В шляпе у него перо, сам весь полосатый

    Ходит он на двух ногах, в ярко красных сапогах. (Кот в сапогах)

  1. Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса)
  2. Любит есть он бутерброд, не как все, наоборот. (Кот Матроскин)
  3. Чьи рисунки на окне, как узор на хрустале?

     Щиплет каждого за нос зимний дедушка …..(Мороз)

Дети отгадывают сказку.  Находят в группе соответствующую иллюстрацию и рассказывают, какую обувь носили герои сказки и почему.  

 Дидактическая игра «Украшаем валенки» блоками Дьенеша (для  детей

5 лет).

Цель:  развивать воображение, фантазию.                                                          

Задачи:                                                                                                                       

  • Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и

находить соответствующий блок                                                                            

  • Развивать умение составлять узор из блоков Дьенеша.

Развивающая среда: вырезанные картонные шаблоны валенок, наборы блоков, кодовые карточки.  

Ход игры:  Готовясь к Новому году,  дети вырезают из картона валенки для Дедушки Мороза.  Воспитатель предлагает украсить валенки необычными игрушками. Для этого можно воспользоваться блоками Дьенеша. Каждую игрушку  дети вначале расшифровывают с помощью кодовых карточек, а затем украшают валенки по своему желанию.                                                      

        Дидактическая игра  «Расписные валенки» (для детей 5 лет)

Цель: Развивать логическое мышление, умение детей группировать валенки по узорам – видам росписей соответствующим русским народным промыслам.

Задачи:        

- формировать представления детей о русских народных промыслах

(филимоновском, городецком, дымковском, гжель, хохломском) - умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству. - способствовать развитию художественного вкуса.

Развивающая среда: парные плоскостные изображения валенок ,украшенных узорами русских народных промыслов.

Ход игры: В игре могут участвовать 5-10детей. На магнитной доске выставляются по одному плоскостному валенку, украшенному узорами народных промыслов. Детям предлагается рассмотреть их и назвать узоры, каких промыслов они  узнали. После этого  участники выбирают, разложенные на столе валенки и составляют пары. Выигрывают те участники, которые правильно составили пары.

 Дидактическая игра  «Проверь себя» (для детей 5-6 лет)

Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах росписи народных промыслов.

Задачи:

  • Учить вычленять отдельные элементы узора,
  • Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции,- Вызвать интерес к росписи.

Развивающая среда: колокольчик, плоскостные изображения валенок с узорами  народных промыслов, карточки-таблицы с изображенными на них элементами росписи.

Ход игры: В игре могут участвовать 4-8 детей. Дети делятся на две команды. Одна команда получает карточки, на которых изображены элементы росписи народных промыслов. Другая команда  – плоскостные изображения валенок, украшенных узорами народных промыслов. Участники перемещаются по группе, пока звенит колокольчик. По окончании звучания участники должны составить пары: дети с карточками находят          детей, у которых соответствующий валенок.

Дидактическая игра «Продолжи  узор» (для детей 6 лет)

Цель: Умение детей  дорисовывать орнамент по образцу. Содействовать развитию мелкой моторики кисти ребёнка.

Задачи:

  • Упражнять  в умении узнавать и называть русскую народную роспись,различать по цвету.
  • Формировать умение подбирать нужную краску или карандаш дляраскрашивания фигуры.
  • Развивать логическое мышление мелкую моторику рук.

Развивающая среда: бумажные шаблоны валенок, с нарисованной на них частью узора, гуашь, карандаши.

Ход игры: На столах разложены бумажные шаблоны валенок. Воспитатель обращает внимание детей на то что, узоры на валенках не закончены и предлагает дорисовать орнамент той или иной росписи.

Дидактическая игра «Валяние валенка» (для детей 6 лет)

Цель: Выяснить, как дети усвоили знания о том, как производят валенки.

Задачи:

  • Формирование  у детей знаний о народной культуре, - Развивать интерес детей к народному быту.
  • Формировать у детей потребность получать новые знания об историинародного костюма.

Развивающая среда: картинки, на которых изображены этапы валяния валенок, письмо от снеговиков, заготовки валенок.                

Ход игры:

Воспитатель: ребята наши снеговики узнали, что мы с вами сегодня отправимся в мастерскую по изготовлению валенок и прислали нам письмо. В нем говорится, что они скоро отправятся в дальнюю дорогу к Деду Морозу, чтобы отнести ваши письма. А дорога длинная, погода холодная, вот они и просят нас сделать им валенки теплые да красивые. Поможем нашим снеговикам, но сначала вспомним, как валенки изготавливают. Дети выбирают картинки, на которых изображены этапы валяния валенок и располагают их на магнитной доске по порядку, сопровождая рассказом. Воспитатель раздает заготовки валенок, дети украшают по своему усмотрению.

Дидактическая игра «Фантазеры» (для детей 6 лет) Цель: развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

- развивать способность к моделированию.

Развивающая среда: бумажные шаблоны валенка, карандаши.

Ход игры: Воспитатель говорит, что ребята много узнали о валенках. Предлагает  пофантазировать. Ребятам выдаются шаблоны в виде валенка, которые они обводят на листе бумаги. Затем предлагается дорисовать так, чтобы из валенка получилось что-то другое, возможно смешное: животное, сказочный герой, предмет и т.д. Затем дети украшают рисунками группу.

         

                   

                 Подвижные игры разных народов

  1. Русская народная  игра                               «ЮЖНЫЙ И СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР» Цель: развивать внимание, физические качества детей.

Задачи: воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры: деду дают синий платок, он замораживает, а бабке красный платок она размораживает.

Если валенки носить – легче холод пережить! На игру дается определенное количество времени. После чего подсчитывают каких игроков больше замороженных или размороженных. Выигрывает тот, членов какой команды осталось больше.

 Атрибуты: платки разных цветов, валенки.

  1. Чувашская народная игра                                «СКОК-ПЕРЕСКОК».

Цель:   упражнять детей в  прыжках  на одной ноге с продвижением вперед.

Задачи:   воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры: на земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге, на которой надет валенок. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Атрибуты: мелки разного цвета, валенки.

                                       3. Татарская народная игра                                          «ПРОДАЕМ ВАЛЕНКИ»

Цель: развивать выносливость, силовые качества, быстроту.

Задачи:  воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры : играющие делятся на две группы. Дети образуют круг. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из детей и начинает разговор: — Эй, дружок продай валенки!

— Покупай.

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай.

      Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать валенки его хозяин, но не более трех рублей)  касается рукой, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Атрибуты: валенки.

                                      4. Мордовская народная игра                                «ПОПАДИ СНЕЖКОМ В ВАЛЕНОК» Цель: развивать глазомер.

Задачи:         воспитывать                 интерес                 к                 народным                 играм. Ход игры :  игроку необходимо суметь забросить снежок   в большой валенок. Выигрывает тот, кто будет более быстрым и точным. Атрибуты: валенки по количеству игроков, снежки или заменяющие их предметы.

                                       5. Эстонская народная игра                                                    «СТОРОЖ»

Цель:  учить ориентироваться в пространстве,  выполнять игровые правила . Задачи:       воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры: игроки ложатся на ковер и делают вид, что спят. «Сторож» бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду: быстро встают, надевают валенки, как у сторожа. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, снять валенки, а сторож следит за ними.

Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.

Атрибуты: палочка или любой заменяющий её предмет, валенки на всех играющих.

                                       6. Ненецкая народная игра                                                      «РЫБАЛКА»

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, развивать координацию движения.

Задачи: воспитывать интерес к народным играм.

 Ход игры: выбирается 6-8 рыбаков.  Играющие одеваются на зимнюю рыбалку (шапка, шуба, валенки) становятся парами лицом друг к другу. Пары, взявшись за руки, садятся на полу по-турецки, скрестив ноги. Качаясь одновременно из стороны в сторону, рыбаки направляются к сети. Кто первый поймает рыбку и назовет ее, тот станет победителем.

 Атрибуты: одежда, картонные шаблоны рыбок (сомы, караси, щуки, осетр и др.), сети. Сети можно заменить тесьмой.

                                        7. Народная игра                           «ПЕРЕДАЙ ПОСЫЛКУ»

Цель: развивать дружеские взаимоотношения в игре.

Задачи: воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры:  ранее в игре использовался специальный подарок, завернутый в ткань и украшенный лентами. В настоящее время для игры берется коробка – подарок, обернутая в несколько слоев красивой упаковочной бумагой. Внутрь посылки можно положить любой предмет.

 Дети, стоя в кругу, под музыку, песню передают посылку. На остановку музыки игрок, у которого оказалась в руках посылка, удаляет один слой бумаги. Музыка возобновляется, игра продолжается. Выигрывает тот, кто открывает посылку.

Атрибуты: коробка, упаковочная бумага, валенки.

                       8. Народная игра  «БЕГ НА ДВУХ НОГАХ»

 Цель: учить синхронному передвижению пары. Задачи: воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры:  все участники игры делятся на две-три команды, а в каждой команде — на пары. Затем ноги каждой пары игроков необходимо связать верёвкой следующим образом: левую ногу одного игрока привязать к правой ноге другого, на других ногах валенки. Проведите на расстоянии 15 метров линию отметки. По сигналу первая пара каждой команды бежит к этой линии, касается её, возвращается, передавая эстафету следующей пары и т. д. Выигрывает та команда, которая заканчивает игру первой.

Атрибуты: лента для связывания ног, валенки, мелок для отметки линии.

                         

                        9. Народная игра «НАЙДИ ВАЛЕНОК!

Цель: развивать внимание,

Задачи:  воспитывать интерес к народным играм.

Ход игры: играют четверо и более человек. Нужен валенок.  Игроки выбирают водящего, который прячет валенок, а остальные в это время зажмуриваются. Валенок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав валенок, игрок говорит: «Валенок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится валенок, «горячо» — в непосредственной близости от него, «огонь» тогда надо брать валенок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан валенок, то водящий предупреждает  его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет валенок, не говорит об этом, а незаметно одевает его.

В                 следующем                 туре                 он                 и                 будет                 прятать                 валенок.

Атрибуты: валенок.

                  10. Народная игра   «МЕТАНИЕ ВАЛЕНКА С НОГИ»

Цель: развивать у детей силу, сноровку.

Задачи: воспитывать интерес к народным играм. Ход игры: игрок должен надеть валенок на ногу, а затем резким движением забросить его как можно дальше. Место падения валенка отмечается кеглей.

Победит игрок, чей валенок улетит дальше других.

Атрибуты: кегли, валенки на всех участников, мелок.

                                   

                                         Словесные игры

                                        «Валеночек попляши»

Цель: обучение детей различным танцевальным движениям, воспитание дружеских отношений друг к другу.                                            

         Задачи:

  • Развивать интерес  к словесным играм; - Развивать умение играть в коллективные игры;
  • Развивать мышление, пространственное восприятие.

Ход игры. Дети стоят в кругу в центре, один ребенок, обутый в «валенки» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

Валенки, валенки, Тоненькие ножки. Валенки, валенки, Теплые сапожки.

Мы гармошку взяли

И все весело сплясали.

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй , сколько хочешь

Выбирай, кого хочешь»

Ребенок выбирает любого ребенка, отдает ему один «валенок»  и они танцуют. После танца первый ребенок отдает второй «валенок»  второму игроку. Игра повторяется.

                                          «Угадай, чей сапожок»

Цель: Развитие слухового восприятия.

Задачи:

  • Умение различать голоса сверстников;
  • Воспитывать желание участвовать в играх;
  • Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

Ход игры. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами :

«Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг,

А как , скажем: (говорит первый ребенок)

« Скок-скок-скок, угадай чей сапожок.»

Водящий должен узнать, кто из детей бросил валенок в круг.

Ребенок, чей валенок оказался в кругу становится водящим.

Дети идут в другую сторону.

                                           

                                                «Поймай-ка»

Цель: познакомить детей с новой игрой, вызвать у детей интерес, желание поиграть  в игру.

Задачи:

  • Развивать у детей внимание, ловкость;
  • Учить произносить четко  текс, проговаривая все слова.

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре зайка, за кругом « охотник».

«Скачет зайка маленький – обутый в валенки, Быстро скачет зайка, ты его пойма-ка».

Зайка прыгает на двух ногах, между детьми, запутывает следы. С окончанием слов «охотник» догоняет «зайца» точно по следу.

                                  «Какая, какой, какие, какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Задачи:

- Учить детей правильно подбирать определение к данным словам; - Развивать мышление, внимание.

Ход игры:  Воспитатель бросает  мяч и и называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.    

Обувь – осенняя, весенняя, зимняя, летняя, удобная.

Сапоги- резиновые, осенние, низкие, непромокаемые.

Валенки –теплые, валенные, крашенные, удобные.

Сандалии –летние, открытые, легкие, удобные.

Тапочки –домашние, удобные, теплые, мягкие.

                                              «Кому  дать»

Цель: развивать у детей легкость в танцевальных движениях.

Задачи:

- Развивать интерес к словесным играм; - Учить четко проговаривать текст.

Ход игры. Дети встают в круг, берутся за руки. Педагог встает в хоровод вместе с детьми. В середине круга находится ребенок с « валенками». По команде педагога дети начинают двигаться в хороводе по кругу, проговаривая текст:

«Встали дети в кружок, увидали « валенок».

Кому дать, кому дать, кому  «валеночек» передать».

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

Водящий указывает на одного из детей, передает ему «валенки», он их одевает и выполняет танцевальные движения. Игра повторяется.

                                     «Малиновый  кусток»

Цель: развивать внимание, активно участвовать в игровых действиях.

Задачи:

-Развивать умение играть в коллективные игры; - Развивать память, четкую речь.

Ход игры. Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий ходит с « валенком» за кругом.  Дети поют:

« Положу я  сапожок, под малиновый кусток.

Кому « валенок» находить, того бить и колотить».

Водящий кладет «валенок» за спину одного из детей, оба обегают круг по разным сторонам занимают свободное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация международного проекта социальной направленности "Обмен поздравительными открытками"

Презентация опыта организации и проведения проекта социальной направленности с детьми старшего дошкольного возраста на международном уровне в рамках изучения английского языка.Возможно при загрузке пр...

Региональный мини проект социальной направленности приуроченный к празднику 4 ноября «День единства и согласия».

Цель – привлечь  интерес дошкольников  к  национальной культуре своей страны и культуре других стран, посредством хореографического искусства.  Сформировать  активное восприят...

«Социальное направление в работе с семьей»

«Социальное направление в работе с семьей»...

Педагогический проект социальной направленности по теме «Мой город»

Методическая разработка социальной направленности по теме: "Мой город"...

Проект социальной направленности «Семья»

Опыт работы учителя-дефектолога МАДОУ детского сада комбинированного вида № 1 «Ласточка» по теме:«Реализация проекта «Семья» в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возра...

Проект "Масленичные забавы". Игровой, социальной направленности, с детьми 4-5 лет

Проект "Масленичные забавы", краткосрочный, игровой, социально направленный...

Взаимодействие детского сада с учреждениями социальной направленности Новоуральского городского округа на примере реализации социально-значимого проекта «Доброе сердце»

Для реализации данной задачи командой дошкольного учреждение был разработан социально-значимый проект «Доброе сердце», представляющий собой организацию и проведение театрализованных предст...