ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Подготовка к школе»
рабочая программа (подготовительная группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_2021.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Морозкинская основная общеобразовательная школа»
Принята на заседании методического совета от «__» _________ 20___ г. Протокол № _________ | Утверждаю Директор МБОУ «Морозкинская ООШ» ____________ И.И. Васильева «__» ____________ 20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к школе»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально- гуманитарная
Уровень программы: дополнительное общее образование
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель (разработчик):
Миршавка Инна Ниязовна
Педагог дополнительного образования.
п. Морозкино
Содержание
1. | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка. Актуальность программы | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы | 3 |
1.3. | Содержание программы | 4 |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы | 11 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | 12 |
2.1. | Календарный учебный график | 12 |
2.2. | Календарный план воспитательной работы | 12 |
2.3. | Учебный план | 13 |
2.4 | Условия реализации программы | 13 |
2.5. | Формы аттестации | 14 |
2.6. | Методические материалы | 14 |
2.7. | Литература | 15 |
2.8. | Рабочая программа воспитания | 16 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
- Пояснительная записка
Законодательное и методическое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Подготовка к школе» составлена в соответствии с требованием ФГДОС ДО, с учётом:
- Положение ДОУ «О рабочей программе дополнительного образования»;
- Федеральный закон от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных развивающих программ, разработанные в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений ( с изменениями);
- Устав ДОУ;
- Учебный план .
Актуальность программы
Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс. Когда информация становится ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются требования к системе образования, а значит и к педагогу, что влечёт за собой обновление методов и приёмов работы, реорганизацию учебно-воспитательного процесса с учётом внедрения новых технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий в школе. Их применение разнообразит формы деятельности ученика на уроке, предоставляет ребёнку возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентностный подход в обучении. Поэтому своевременная работа по подготовке детей к школе с использованием ИКТ является актуальной и важной.
Отличительные особенности программы/новизна
Использование ИКТ позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты занятия улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным.
Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на занятии, стимулируется активность и инициативность детей, которые не только принимают информацию, преподнесённую педагогом, но и сами участвуют в ее создании.
Возможно оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной совместной деятельности, где дошкольник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебно-игровой ситуации.
- Цель и задачи программы
Цель: Формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнять ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Задачи программы:
Воспитательные задачи
1. Воспитать чувство личной ответственности.
2. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
3. Воспитать и развить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
4. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
Развивающие задачи
1. Развивать предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы.
2. Развивать слуховое, зрительное восприятие внимание и память
3. Развивать общую, мелкую моторики, формировать зрительно-моторные координации.
4. Развивать умения думать, исследовать, доводить дело до конца.
5. Развивать речемыслительную деятельность, навыки обобщения, анализа, сравнения.
6. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, воспитание самоконтроля за речью.
Обучающие задачи.
1. Развивать речь в единстве с мышлением.
2. Формировать начальные навыки чтения и письма.
3. Формировать математические понятия и представления.
1.3 Содержание программы
Курс состоит из следующих обучающих блоков:
Блок «Обучение грамоте». Содержание блока позволяет организовать работу по трём направлениям:
Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: буква, слог, слово, предложение.
Обучение чтению. Чтение слогов, слов, предложений.
Обучение письму. Рисование узоров и элементов букв. Печатное написание букв, Профилактика оптической и акустической дисграфии.
Блок «Математические ступеньки» - направлен на создание благоприятных условий для интеллектуального развития детей, для овладения ими простейшими умственными операциями, для формирования у дошкольников элементарных математических представлений и понятий.
Программа включает в себя следующие разделы:
I. Подготовка к обучению грамоте.
- Знакомство с буквами.
- Развитие речи.
II. Развитие математических представлений.
- Знакомство с числовым рядом (числа от 0 до 10).
-Знакомство с цифрами.
-Знакомство с понятиями «больше, меньше, поровну».
-Знакомство со знаками «+», «-», «<», «>», «=».
III. Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие зрительного произвольного, избирательного, концентрированного внимания.
-Развитие кратковременной и долговременной зрительной памяти.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие мышления.
IV. Развитие мелкой моторики руки и графических навыков.
Все занятия делятся на 2 этапа:
I этап - Подготовительные игры.
Их цель:
1) развитие слухового и зрительного внимания;
2) развитие различных видов памяти;
3) научить управлять движениями кисти рук (мелкая моторика);
4) развитие навыков работы с сенсорной поверхностью ИД;
5) тренировать в восприятии устной речи;
II этап - Игры и задания, используемые при знакомстве с буквами, игры используемые для развития элементарных математических представлений.
Материал, предлагаемый в данной программе, расположен с постепенным усложнением, с повторениями.
Месяц | Раздел/Тема | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего |
сентябрь | Ввводное: В мире звуков и букв | 0,5 | 0,5 | 1 | Опрос, педагогическое наблюдение, игры |
Выявление математических представлений детей. | 0,5 | 0,5 | 1 | Опрос, педагогическое наблюдение, игры | |
Речь устная и письменная. Текст. Гласный звук а. Буквы А, а. | 0,5 | 0,5 | 1 | Опрос, педагогическое наблюдение, игры | |
Выявление математических представлений детей. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласный звук о. Буквы О, о. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Выявление математических представлений детей. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласный звук у. Буквы У, у. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Числа 6 и цифра 6 | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
октябрь | Гласный звук ы. Буква ы. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Числа 6 и цифра 6 | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласный звук и. Буква И,и. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласный звук э. Буквы Э, э. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласные буквы. Буквы Я, я. Звуки йа. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
ноябрь | Гласные буквы. Буквы Ю, ю. Звуки йу. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласные буквы. Буквы Е, е. Звук йэ. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 7 и цифра 7. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Гласные буквы. Буквы Ё, ё. Звук йо. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 7 и цифра 7. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки л, л,, Буквы Л, л. Слог. Деление слов на слоги | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 7 и цифра 7. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
декабрь | Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки м, м,, Буквы М, м. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки н, н,, Буквы Н, н. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки р, р,, Буквы Р, р. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки в, в,, Буквы В, в. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 8. Цифра 8 | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
январь | Согласные твёрдые и согласные мягкие глухие. Звуки ф, ф,, Буквы Ф, ф. Дифференциация звуков в-ф, в, - ф,. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Число 8. Цифра 8 | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки з, з,, Буквы З, з. Предложение. Составление предложений | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 8. Цифра 8 | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие глухие. Звуки с, с,, Буквы С, с. Дифференциация звуков з-с, з, - с,. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твердые глухие. Звук ш. Буквы ш, Ш. Разучивание скороговорок. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
февраль | Согласные твёрдые звонкие. Звук ж. Буквы Ж, ж. Дифференциация звуков ж-ш. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Число 9 и цифра 9. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки б, б,. Буквы Б, б. Разучивание скороговорок. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 9 и цифра 9. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Составление рассказа «Как хорошо уметь читать» | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Арифметические задачи | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие глухие. Звуки п, п,, Буквы П, п. Дифференциация звуков б-п, б, - п,. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 9 и цифра 9. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
март | Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки д, д,. Буквы Д, д. Пословицы. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Представления о площади. Сравнение площади. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие глухие. Звуки т, т,, Буквы Т, т. Дифференциация звуков д-т, д, - т,. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Представления о площади. Сравнение площади. Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие звонкие. Звуки г, г,. Буквы Г, г. Загадки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 0 и цифра 0. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые и согласные мягкие глухие. Звуки к, к,, Буквы К, к. Дифференциация звуков г-к, г, - к,. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Число 0 и цифра 0. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
апрель | Согласные твёрдые и согласные мягкие глухие. Звуки х, х,, Буквы Х, х. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Число 10.Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные твёрдые глухие. Звук ц. Буквы Ц, ц. Скороговорки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед. Их распознавание | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные мягкие глухие. Звук щ,. Буквы Щ, щ. Скороговорки. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Знакомство с пространственными фигурами- пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Согласные мягкие глухие. Звук ч,. Буквы Ч, ч. Загадки о весне. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Работа с таблицами. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
май | Согласный мягкий звук й. Буквы Й, й. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля |
Упражнения по выбору детей. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Буква, обозначающая твёрдость согласных звуков ъ.Буква, обозначающая мягкость согласных звуков ь. | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Повторение пройденного | 0,5 | 0,5 | 1 | Открытое занятие для родителей, контроль качества выполнения заданий | |
Повторение пройденного: «В мире звуков и букв» | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Повторение пройденного: «К царице Математике» | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение, положительная оценка. Игровые формы контроля | |
Всего | 70 |
1.4 Планируемые результаты
По направлению «Обучение грамоте» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
-Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
- Диалог и монолог.
- Рассуждение.
- Составление рассказа по картине.
- Пересказ короткого текста.
По направлению «Математические ступеньки» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах 20;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 20;
-пользоваться математическими знаками: +, --, =, >,<;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 20;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
-рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
-располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине. Высоте. Толщине. Используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Мониторинг результатов освоения программы
Методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержания программы.
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
Формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение,
Фиксация результатов: готовые работы обучающихся.
Предъявление результатов: открытые мероприятия, фото и видео отчеты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество часов | Режим занятий |
1 год | 01.10.2021 | 31.05.2022 | 35 | 70 | 2 раза в неделю до 30 мин |
Учебный год делится:
Сроки | Продолжительность (кол-во учебных недель) | ||
начало | окончание | ||
I четверть | 01.09.2021 | 31.10.2021 | 9 учебных недель |
II четверть | 08.11.2021 | 29.12.2021 | 7 учебных недель |
III четверть | 12.01.2022 | 24.03.2022 | 10учебных недель |
IV четверть | 04.04.2022 | 31.05.2022 | 8 учебных недель |
Итого: | 35 учебные недели |
2.3. Продолжительность каникул в течение учебного года
сроки | Продолжительность в днях | ||
начало | окончание | ||
осенние | 01.11.2021 | 07.11.2021 | 7 |
зимние | 30.12.2021 | 11.01.2022 | 13 |
весенние | 25.03.2022 | 03.04.2022 | 10 |
Итого: | 30 |
Летние каникулы: 01.06.2022 г. – 31.08.2022 г.
Сроки промежуточной аттестации с 10.05.2022 – по 24.05.2022 учебного года
2.2 Календарный план воспитательной работы
Месяц | Тема досуга | |
сентябрь | Развлечение «День знаний» | |
Проект « Это русская сторонка» | ||
Выставка творческих работ «Осенние фантазии» | ||
октябрь | Развлечение «Сторона Уральская» | |
Досуг «Народные промыслы России» | ||
Развлечение «Все профессии важны» | ||
ноябрь | Развлечение «День народного единства» | |
Праздник «День казачества» | ||
Концерт «Для милых мам» | ||
Развлечение «Как животные к зиме готовятся» | ||
декабрь | Развлечение «Здравствуй, зимушка-зима! | |
Досуг «Ярмарка народных промыслов» | ||
Развлечение «Новогодний калейдоскоп» | ||
январь | Развлечение «Колядки» | |
Развлечение «День спасибо!» | ||
февраль | «Школа молодого бойца» | |
«Богатыри земли русской | ||
март | Концерт «Женский день» | |
Развлечение «Широкая Масленица» | ||
Досуг «День театра» | ||
Развлечение «Весна шагает по планете» | ||
апрель | Развлечение «День смеха» | |
Развлечение «Космические дали» | ||
Праздник « Как на пасху куличи»» | ||
Праздник «День Земли» | ||
май | Спортивный праздник с родителями «Быть здоровыми хотим» | |
Марафон «Победа!» | ||
«Праздник Русской березки» | ||
Выпускной бал «До свидания, детский сад!» |
2.3 Учебный план
общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Подготовка к школе» на 2021-2022 учебный год
Продолжительность 2021–2022 учебного года: начало - 01.09.2021г., окончание - 31.05.2022г. Содержание программы представляет собой систему проведения специально организованных занятий. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной.
№ | Название разделов / направления НОД | Кол-во занятий в неделю/год | Формы и способы работы | Формы промежуточной и итоговой аттестации |
1. | Математические ступеньки | 1(30 мин) /35 | Групповая, теоретическая и практическая | Презентации, проекты, творческие работы, итоговые занятия, коллективный анализ работ. |
2. | Подготовка к обучению грамоте | 1(30 мин) /35 |
Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Подготовка к школе» на 2021-2022 учебный год
Режим | Вторник, четверг с 15.30 до 16.00 выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. |
Предназначена для | детей 6-7 лет |
Период освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года | с 01.09.2021 по 31.05.2022 |
Количество занятий, отведенных на освоение дополнительной образовательной программы | 70 часов |
2.4 Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально технического оснащения процесса. Реализация программы проводится в помещении образовательной организации с применением:
-Технических средств обучения и материалов (телевизор, ноутбук)
-Наглядные пособия и оборудования: мольберт, магнитная доска, дидактические игры, наглядный материал (буквы, цифры, звуки, и т.д.), раздаточный материал (наборы букв, цифр, геометрических фигур, счетный материал, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера), рабочие тетради.
-Столы, стулья.
Предметно-развивающая среда
Для реализации данной программы в ДОУ создана предметно - развивающая среда:
- программно-методические комплексы серии «Наглядное дошкольное образование»
- развивающие игры «Кроксики», «Лото Азбука», «Учимся говорить красиво», «Математическое лото», «Математический планшет»
-Наглядно-методический материал
-Письменные принадлежности
2.5 Формы аттестации
Виды и формы контроля промежуточных результатов
Виды контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля (оценочные материалы)* |
Входной | Вводное занятие | Выявление наличия знаний и представлений детей по математике и обучению грамоте | Беседа, опрос. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала на каждом занятии. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, тест, самостоятельная творческая работа. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Презентация творческих работ, занятия-конкурсы, участие в мероприятиях различного уровня. |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Презентации, проекты, творческие работы, итоговые занятия, коллективный анализ работ. |
2.6 Методические материалы
Рабочие тетради:
- Жукова Н.С. Уроки чистописания и грамотности: обучающие прописи
- Петерсон Л.Г. Раз-ступенька, два- ступенька. Математика для детей 1, 2часть.
- Костелева Н.Ю. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей.
Наглядный и раздаточный материал:
- Серия «Папка дошкольника» «Послушный карандашик», ВК «Дакота»
- Бурдина С.В. Серия «Умный малыш»
-наборы букв, цифр, геометрических фигур
-Наборы «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Математический планшет», счетный материал.
2.7 Литература
1. Лада-Гродзиская А., Пиотровская Д. Математика: Моя первая книга / Пер. с польск.;— М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «Детство-Пресс», 2012.
3. Волина В. Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996.
4. Жукова Н.С. Букварь. - Москва: Издательский дом «Эксмо», 2019.
5. Школьник Ю.К. Учимся читать. –М.: Изд-во Эксмо, 2004.
6. Куликовский Д. Готовимся к школе. Развитие речи. М.: Стрекоза, 2015.
7. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.
8. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2004.
9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.А., Учимся читать, Учимся считать, Готовим руку к письму, Развиваем логику. Росмэн, 2019
10. Петерсон Л.Г. Раз-ступенька, два- ступенька. Методические рекомендации. - М.: БИНОМ, 2019.
2.8 Рабочая программа воспитания
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
Целевые ориентиры ФГОС ДО | Портрет выпускника | Предпосылки учебной деятельности | Приобретенный опыт |
Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства | Думающий и анализирующий Ребенок учится проявлять инициативу в применении своих мыслительных навыков, проявляя при этом творчество и критическое мышление. Способен решать сложные проблемы адекватно возрасту и принимать обдуманные решения. Ребенок способен внимательно обдумывать свой опыт познания, оценить свои сильные и слабые стороны с помощью взрослых, которые поддерживают его успешность в определенных видах деятельности Объективный и непредвзятый Ребенок понимает и ценит национальную культуру и гордится традициями своей семьи и своего народа. Открыт для мнений, ценностей и традиций других людей (из других социальных групп, национальных сообществ). Привычен к поиску разнообразных точек зрения и с готовностью использует этот опыт для личного развития | Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни. У ребенка сформированы основы саморегуляции:
принятию общих целей и условий жизнедеятельности;
обязанности в коллективной деятельности;
деятельности и готовность корректировать свою деятельность;
деятельности | Ребенок стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни Ребенок: любит свою семью, принимает ее ценности;
к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям;
Ребенок способен к непредвзятости: ценит собственную культуру и историю, также уважительно относится к ценностям и традициям других народов и культур |
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ «Морозкинская ООШ»:
ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие
способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
В МБОУ «Морозкинская ООШ» проводят творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется рабочими программами педагогов.
Также помогают подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и образовательном учреждении.
ПРАЗДНИКИ
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать родителей на праздники в ясельных группах потому, что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.
Дошкольные группы МБОУ «Морозкинская ООШ» организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы МБОУ «Морозкинская ООШ», дошкольные группы.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы МБОУ «Морозкинская ООШ», дошкольные группы.
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев (в т.ч. виртуальных), выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:
- формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
- раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
- социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Я – гражданин России»
Направлен на поэтапное освоение детьми и подростками культурно – исторического наследия малой родины, воспитание патриотических чувств и высоких культурно – нравственных качеств. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у под ростков любви к своей Родине. Основная цель данного модуля: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края). Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Формирование гражданской и правовой направленности развития личности. Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя занятия и повседневную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности.
Модуль «Зелёный двор»
Направлен на формирование системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
В экологическом воспитании детей нашего детского сада широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты, моделирование и труд.
Труд- применяется в детском саду в повседневном уходе за растениями на земельном участке и в уголке природы, иногда на занятиях. предполагает выращивание дошкольниками рассады цветов (овощей, зелени) на подоконниках в группе, высаживание ее весной на школьном дворе, уход за растениями летом и осенью.
Выставки поделок из природного материала. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно- образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Существует множество разнообразных методов и приёмов обучения, которые помогают сформировать экологические представления детей, и от умения правильно их сочетать и применять, зависит качество экологического образования дошкольников.
Модуль «Южный Урал – шаг за шагом»
Направлен на работу с дошкольниками по краеведению, знакомство с природой Южного Урала, историей, жизнью, бытом народов Южного Урала, спецификой игрового и речевого фольклора, своеобразием изобразительного искусства.
Этнокультурная программа позволяет реализовать этнокультурное образование дошкольников. Это комплексный, педагогически содержательный, организованный процесс, во время которого ребенок осваивает традиционную культуру народа.
Модуль «Досуговая деятельность»
Направлен на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно- эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:
-позитивной напряжённости: создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности;
-самостоятельности: создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;
-комплексности: учёт всех компонентов здорового образа жизни;
-целостности: развитие самосознания детей.
Модуль «Художественно-эстетический»
Направлен на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Изобразительная, музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора включают в себя: совместное с педагогом изобразительное творчество, вернисажи детского творчества, занятия, слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, занятия в музыкальном зале, обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, театрализованные игры и др.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального; использования потенциала системы дополнительного образования детей.
Модуль «Работа с родителями»
Направлен на установление с родителями сотруднических отношений.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников, прежде всего, основана на знании правовых основ регулирования этого процесса, который разворачивается в едином образовательном пространстве.
В каждой рабочей программе педагогов существует свой план работы с семьями детей.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении и поддержание контакта с семьей. Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей.
Еженедельно каждый родитель может получать возможность для беседы с педагогом об индивидуальном развитии своего ребенка. Для этого составляется график бесед с родителями.
проблемных детей, с необходимостью помочь родителям и педагогам найти нужное решение в сложившейся ситуации.
Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, родительские собрания, педагогические дискуссионные мероприятия. Они планируются и готовятся педагогическим коллективом ОУ. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но всегда в процессе формируется стремление к установлению доброжелательной и доверительной атмосферы. Создание хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества.
Работа с родителями строится по нескольким направлениям:
- Укрепление здоровья детей;
- Создание единого образовательного пространства;
- Защита прав ребенка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;
- Формирование личности ребенка и индивидуальная воспитательная работа;
- Организация семейного досуга.
Для эффективного взаимодействия образовательного учреждения с родителями учитываются их запросы.
Взаимодействие родителей и ОУ – это целенаправленная деятельность формирования и совершенствования всестороннего развития ребенка и его окружающей среды, в результате которой по выходу из детского сада мы получаем сформировавшуюся личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (физическое развитие) «Школа мяча»
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа (физическое развитие)«Школа мяча» Пояснительная записка На современном этапе развития общества выявлена тенденция к у...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Подготовка к школе"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Подготовка к школе" входит в комплекс программ школы раннего развития (ШРР) «Солнышко» ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Скоро в школу"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоро в школу» имеет социально-педагогическую направленность и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошкольная академия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошкольная академия» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности...