Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
рабочая программа (старшая группа)
Программа рассчитана на 1год обучения. Материал программы рассчитан на учащихся в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_shkole.docx | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | ||||
412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru | ||||
|
Принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Заведующий МАДОУ д.с.
МАДОУ д.с.»Юбилейный»г.Балашова «Юбилейный» г.Балашова
Протокол № 1 от 31.08.2024г. ________ Н.И.Селиванова
Приказ № 189 от 6 октября 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по подготовке детей к школе
«Тропинка к школе»
Направление: подготовка к школе
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Савельева О.Н.,
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Пачина О.В.
г. Балашов, 2024
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Тропинка к школе» для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» разработана в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 75, п.1, п.2;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Устав МАДОУ д/с «Юбилейный» г.Балашова Саратовской области.
- Социальный запрос родителей.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Актуальность программы. Программа «Тропинка к школе» направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Новизна общеобразовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Программа реализуется с учетом основных принципов работы при подготовке детей к обучению:
• единство развития, обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
• уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• систематичность и последовательность занятий;
• наглядность.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся.
Особенности возрастного этапа 5-7 лет проявляются:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением;
- особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений;
- ребенок к семилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст воспитанников: 5 - 7 лет
Форма занятий: групповая
Режим занятий: Программа рассчитана на 1год обучения. Материал программы рассчитан на учащихся в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1 час.
Цель Программы: создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, которое позволит им в дальнейшем успешно овладевать программой первого образовательного уровня в учебном заведении.
Задачи:
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием без дублирования школьной программы и ОП ДО МАДОУ д/с «Юбилейный» при подготовке детей к обучению;
- развитие психических процессов и качеств личности, познавательной сферы детей;
- развитие звуко-буквенного анализа; фонематического восприятия;
- подготовка руки ребенка к письму;
- развитие речи, коммуникативных навыков;
- обучение слоговому чтению;
- становление первоначальных математических представлений;
-воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе, действовать по определенным правилам.
Планируемыми результатами реализации программы «Тропинка к школе» являются:
– знает буквы русского алфавита;
– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
– проводит звуковой анализ слов;
– читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- знание состава чисел в пределах 10, арифметических знаков и цифр, звуков и букв;
- умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; ориентироваться на листе бумаги, составлять и пересказывать рассказ с опорой на иллюстрацию, читать по слогам;
- совершенствование и приобретение приёмов самообслуживания, организации рабочего пространства, работы с учебными принадлежностями;
- положительная динамика в развитии познавательных процессов (мышление, внимание, память);
- воспитание толерантности, доброжелательности наравне с чувством собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Программа «Тропинка к школе» предлагает состоит из следующих разделов:
- «В мире звуков и букв»
- «В мире чисел и цифр»
Программа «Тропинка к школе» в своей основе ориентирована на следующие учебные пособия:
1. Жукова Н.С.: Букварь. Учебное пособие. - Эксмо, 2017.
2. Т.В.Шклярова Математические прописи.-М.: Грамотей,2016.
3. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Я учу звуки и буквы». Рабочая тетрадь по обучению грамоте детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2021.
4. Серия «Математика» Решаем задачи.- Киров.
5.Серия «Математика» Состав числа. – Киров.
Учебно-тематический план по разделам
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество занятий | Количество часов |
В мире звуков и букв | |||
Диагностика | 2 | 1 | |
Буквы, обозначающие гласные звуки | 9 | 4.5 | |
Буквы, обозначающие согласные звуки | 21 | 10,5 | |
Итого: | 32 занятия | 16 часов | |
В мире чисел и цифр | |||
1. | Диагностика | 2 | 1 |
2. | Ориентировка в пространстве | 2 | 1 |
3. | Число и цифра. Письмо цифр. | 13 | 6.5 |
4. | Состав числа | 9 | 4.5 |
5. | Решение задач | 6 | 3 |
Итого: | 32 занятия | 16 часов |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал:
- Таблицы.
- Схемы.
- Плакаты.
- Раздаточный материал.
- Дидактические карточки.
- Специальная литература.
Информационное обеспечение:
1.Проектная доска
Кадровое обеспечение
Реализуется программа педагогами дополнительного образования с высшим образованием по специальности «Методика и педагогика начального обучения».
Формы аттестации
- Диагностика;
- Тестирование;
- Контрольные упражнения;
- Опрос;
- Самостоятельная работа.
Оценочные материалы
Диагностика «Готовность ребенка к школе»
Методические материалы
Методы обучения:
1. Словесные методы (рассказ, беседа).
2. Наглядные методы.
3. Практические методы (деятельность учителя и учащихся).
4. Объяснительно-иллюстративный метод.
5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).
Форма занятий:
- Традиционные занятия;
- Индивидуальная работа.
Приемы и методы:
- Наглядный;
- Практический
- Объяснительно-иллюстративный.
Список литературы
1. Жукова Н.С.: Букварь. Учебное пособие. - Эксмо, 2017.
2. Т.В.Шклярова Математические прописи.-М.: Грамотей,2016.
3. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Я учу звуки и буквы». Рабочая тетрадь по обучению грамоте детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2021.
4. Серия «Математика» Решаем задачи.- Киров.
5. Серия «Математика» Состав числа. – Киров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Программа кружка по подготовке детей к школе:"Тропинка к школе"
Программа ориентированна на углубленное изучение математики , обучение грамоте....
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год...