Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого (педагога, родителя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bratus_poznavatelnaya_aktivnost.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»
Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Братусь Галина Евгеньевна
В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений.
Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.
С. Руссова считает, что познавательная активность, как и творчество является главнейшими качествами личности.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по мнению некоторых авторов, при устойчивом проявлении стремления к познанию.
Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а также в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка, это подчёркивают Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Отметим, что познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, эффективное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у него активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умении успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а также при условии, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности.
Использование личностно – ориентированного подхода с целью развития у детей дошкольного возраста познавательной активности качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.
Познавательную активность дошкольников нельзя оценивать только по уровню усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обосновывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления и т.п. Познавательная активность ребёнка проявляется, в первую очередь, в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.
Главный источник познавательной активности ребёнка – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.
Отметим, что источником детской познавательной активности является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого (педагога, родителя).
Список источников
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007, с.137-139.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
- Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 с. 3-6.
- Литвиненко И. Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 22-24.
- Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...
Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...
«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»
Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...
Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
консультация для педагогов...
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»
Круглый стол для родителей...