Гимнастика алфавита телодвижений
статья (старшая, подготовительная группа)
Гимнастика алфавита телодвижений представляет собой эффективный метод развития речи и овладения алфавитом у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Потапова Инна Львовна
Алфавит телодвижений: Гимнастика букв и развитие речи у старших дошкольников
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем. У болезненного, физически плохо развитого ребёнка, хуже память, его внимание быстрее ослабевает.
В последние годы увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки детей затрудняют социальное и личностное развитие, способствуют у них формированию чувства неуверенности в себе, повышению тревожности, внутреннего дискомфорта. Известно, что использование в работе с дошкольниками парообразующих нетрадиционных приёмов и методов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает результативность работы в целом.
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
В развитии речи и овладение алфавитом играет важную роль активная двигательная деятельность. Гимнастика алфавит телодвижений стала эффективным методом обучения детей старшего дошкольного возраста.
Эта инновационная методика основана на сочетании двигательной активности и изучении буквенно-звукового алфавита. Простые, но красочные жесты сопровождаются звуковыми имитациями, что позволяет детям ассоциировать каждую букву с определенным движением и звуком. Такой комплекс гимнастики и алфавита помогает развитию моторики и фонематического слуха, а также активизирует образное мышление у детей.
Проведение занятий гимнастикой алфавита телодвижений имеет несколько целей. Прежде всего, это формирование навыков правильного произношения звуков и знакомство с буквами алфавита. Дети усваивают звуковую картину языка и развивают артикуляционный аппарат. Кроме того, такой метод помогает укрепить мышцы лица и языка, что положительно сказывается на понимании и четкости речи.
Занятия гимнастикой алфавита телодвижений проходят в игровой и доступной форме. Дети воспринимают информацию через движения собственного тела и активное участие в процессе обучения. Это значительно повышает интерес и мотивацию к изучению алфавита, особенно у детей, которые испытывают трудности в обучении речи.
Освоение движений хорошо влияет на развитие речи детей с помощью увеличения двигательной активности воспитанников, возможно, осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, способствовать обучению дошкольников грамоте.
Практический опыт показал, что у детей, занимающихся по методике обучения грамоте средствами движений, существенно улучшились показатели двигательной сферы, фонематического слуха и грамотности.
«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух и зрительно воспринимают название букв и, используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Один из протоколов занятий гимнастикой алфавита телодвижений может выглядеть следующим образом: каждое занятие начинается с разминки и упражнений на растяжку мышц тела, после чего дети выполняют комплекс гимнастических движений, соответствующих определенным буквам. При этом происходит звуковая имитация и повторение корректного произношения.
Такой подход к изучению алфавита и развитию речи детей старшего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на их речевую активность. Дети, занимающиеся гимнастикой алфавита телодвижений, проявляют больший интерес к урокам русского языка, они легко усваивают звуковое строение слов и активно принимают участие в переводе буквенно-звукового образа на речь.
Таким образом, гимнастика алфавита телодвижений представляет собой эффективный метод развития речи и овладения алфавитом у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря активному двигательному включению, этот подход позволяет не только развивать речевые навыки, но и формировать правильное произношение звуков и закреплять знания об алфавите. Важно отметить, что занятия гимнастикой алфавита телодвижений не только полезны, но и веселы для детей, что усиливает их интерес и мотивацию к обучению.
Список используемой литературы:
- В. Ф. Базарный. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
- С. И. Веневцев. Использование двигательных действий при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск, 1996.
- Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Телодвижения
Алфавит телодвижений...
Азбука телодвижений
Азубка телодижений...
Картотека дидактических игр "Алфавит телодвижений"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку - игры (картотека д/и) для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. На иллюстрациях (фото) наглядно представлены двигательные фигуры описываемых игр...
Алфавит телодвижений
Материал в помощь инструкторам по физической культуре и воспитетелям старших, подготовительных групп детского сада...
язык телодвижений
презенатция для педагогов и родителей по определению невербалных импульсов от людей...
Пальчиковая гимнастика. Стихи по буквам алфавита.
Пальчиковая гимнастика для детей всех групп ДОУ....
Язык телодвижений.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно игра занимает основное время в жизни ребенка, удовлетворяет его основные потребности. В игре ребенок получает новые знания, спосо...