Консультации для педагогов
консультация
Консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Калганова МаринаГермановна,
воспитательМАДОУ
города Нижневартовска
ДС №32 «Брусничка»
Использование техники бисероплетения в реализации регионального компонента при работе с дошкольниками
Рисунок 1. «Выполнение орнамента по образцу»
Мы живём вХанты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого – ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта, накладывают глубокий отпечатоккак географическая среда, так и социально-экономический строй. У народностей ханты и манси испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовнаякультура. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народовроль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.
«Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития», – писал выдающийся педагог К. Д. Ушинский.
Известно, что прошлое изучается для того, чтобы оценить не только его, но и настоящее.Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы хантов. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось в единстве не только с трудом, но и с праздниками – как одной из важных форм народной культуры.
Характерной особенностью культуры народов хантов является то, что нанесению орнаментов уделяетсяне меньше времени, чемизготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и ею можно пользоваться лишь тогда, когдаона орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре хантов чрезвычайно устойчив и «умирает» вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов – к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал частицей этого большого мира. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение.
В области декоративного искусствахантов особенно велика роль женщины. Следуя традициямхудожественного наследия, мастерица в тоже время вносит в оформления изделий рядособенностейв зависимости от рода.
Хантыйское прикладное искусство нашего региона, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык.
Изучив программу «Детство», мы выделили раздел «Познавательное развитие», в который дополнительно включили эколого-этнографическую работу с детьми.
Наше дошкольное учреждение проводит большую работу по ознакомлению детей с окружающей природой, жизнью и бытом коренных народностей.Важным этапом было знакомстводетей с прикладным искусством северян через рассматривание альбомов и журналов, таких как «Северные просторы» и «Декоративно – прикладное искусство хантов Нижней Оби» А.М. Сязи. Проводились экскурсии в краеведческой музей,тематические занятия. Для знакомства с бытом хантов проводились народные национальные игры «Харей», «Олени и охотники», «Ручейки побежали» и др.
Рисунок 2,3 «Создаем узоры своими руками»
На основании этого мною была разработана программа дополнительного образования «Чудеса из бисера», которая помогает освоить старинное искусство – низание бисером, навыки декорирования одежды, интерьера из бисера. Являясь прикладной, она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Таковыми являются: плетение на проволоке, плетение на леске,нити, вышивка.
Очень разнообразен орнамент вышивок и аппликаций, украшающих женскую одежду ханты и манси. В основе его лежат мотивы,связанные с животными и растительным миром. Рассматривали с детьми украшения на одежде. Вышивка бисером. Изучив своеобразие орнаментов каждой народности, мы решили использовать схемы этих орнаментов в обучении детей. Показали предметы быта, одежду, познакомились с их названиями. Показали изделия, вышитые бисером и предложили попробовать самим шитье бисером.
Эти идеи очень понравились детям, такмы и начали трудиться. Каждому орнаменту мы с детьми давали название. Вот некоторые из них: «заячьи ушки», «ветки березы»,«щучий хвост»
В ходе работы используются различные способы и приёмы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказы, беседы, объяснения, рассматривание репродукций и самостоятельная практическая работа.
Занятия разработаны с учётом возрастных, психо-физических особенностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Детские работы выставлялись на различных конкурсах: «Весенний вернисаж», «Новогодний серпантин», «Моя Югра», «Замок талантов», «Мои таланты», «Солнечный свет», детские работы имеют дипломы различной степени.
Также я публиковалась в интернет-изданиях,таких как«Развитум», «Педагог», «Солнечный свет», о работе с детьми по бисероплетению.
Выходила с детскими работами на городские национальные праздники: «Вороний день», «Медвежий праздник».
Рисунок 4. «Мини-музей «Югорский край»
В группе создан мини-музей «Югорский край», в котором собраны экспонаты предметов быта, духовной культуры коренного населения нашего края. При посещении музея дети знакомятся с бытом, традициями и одеждой коренного населения. Также в музее есть атрибуты к подвижным играм.
Практика показала, что для всестороннего развития детей особое значение имеет игра, художественное слово, музыкальное сопровождение, таблицы орнаментов. Ребята очень любят практическую деятельность.
В результате дети:
- научились различным приемам работы с бисером;
- знают основные геометрические понятия и базовые формы бисероплетения;
- научились следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- умеют создавать изделияиз бисера, пользуясь инструкционными картами и схемами.
Работа ведется также с родителями.
Разработана консультация для родителей на тему:«Бисероплетение – радость творчества для детей и взрослых» (Приложение №1).
Мастер-класс для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук и работа в технике бисероплетения»(Приложение №2).
Разработана и вручена памятка «Ознакомление с традициями и культурой народов ханты-манси» (Приложение №3).
Задания на дом: доработка поделок.
Работы детей.
Для детей дошкольного возраста очень важно не только идти в «ногу» со временем, но и помнить о своих корнях. Чтобы они знали, чем жили их предки, что умели делать собственными руками. Как бережно они относились к природе. Работая с детьми по программе бисероплетения, можно воспитать личность, способную понимать и уважать труд других народов, любить природу и бережно относиться к нейна основе познания ее ценностей.
В перспективе дальнейшей работыя ставлю следующие задачи: продолжать знакомить детей с культуройи бытом коренных народов северапосредством созданной предметно-познавательной средымузея и комплексом занятий дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
- Решетникова Р.Г. Декоративно – прикладное искусство обско-угорских народов. М., 1997.
- Богатаева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М. 1986.
- Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой, М. 1983.
- Молданова Т.А. Разные орнаменты // Югра, 1992.
- Молданова Т.А. Хантыйские изделия из бисера // Югра, 1993.
- Молданова Т.А. Способы низания бисера // Югра, 1994.
- Несмыслова Е.А., Лозямова З.Н. Акань – хантыйская кукла //Северные просторы, 1989.
- Сокулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982
Приложение 1.
«Бисероплетение – радость творчества для детей и взрослых» консультация для родителей.
Бисероплетение – это прекрасное увлечение, доступное каждому. Ведь для исполнения изящных украшений из бисера не нужны сложные приспособления и мастерские. Чтобы сделать прелестную вещицу, потребуется только бисер, иглы и знания нескольких приемов работы плетения бисером. Сам бисер недорог и доступен.
Бисероплетение в отличие от других приемов работы с бисером – вышивания, вязания, - используется двумя способами, независимо от сложности узора: либо в одной из буен две нити пересекаются, либо они проходят параллельно друг другу.
Если в бусине нити пересекаются, то отверстие для нити будет располагаться горизонтально, если же нити будут проходить параллельно, то отверстие будет располагаться вертикально.
Слово «бисер» произошло от арабского «бусра» – маленькая капелька стекла. Бисером называют маленькую стеклянную бусинку со сквозным отверстием, покрытым слоем перламутра.
Чтобы вышивать бисером нужна канва и нитки.
Канва – это специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нити.
Вышивают нитями в два сложения. Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.
Начиная работать с бисером, вы на каждом шагу будите сталкиваться с препятствиями, и возможно, первое из них – слишком толстое ушко иголки и слишком тонкое отверстие в зерне.
После того, как вы подобрали и навощили нитку, нашли бисерную иголку и красивый бисер, нужно вдеть нитку в иголку, что не всегда происходит быстро;
- уже вдетая в иглу нить – имеет неприятное обыкновение запутываться;
- красивые, привлекательные бисеринки обнаруживают свой капризный характер, выскальзывают и теряются, но это не самое неприятное: отверстия в них зачастую слишком малы или неровны;
- а еще: это все-таки труд и от него устают глаза и руки.
Вот к чему нужно приготовить себя заранее, укрепив дух твердым намерением преодолеть сложности и сотворить прекрасное своими руками.
Бисером можно вышивать, плести, низать. Можно просто нанизывать бисеринки – бусинки на одну нитку, варьируя их цвет, размер, форму. Первую бисеринку нужно закрепить – чтобы не спадала.
Такая работа под силу детсадовцу.
Приложение №2
«Развитие у детей мелкой моторики рук и работа в технике бисероплетения»мастер – класс для родителей
Под музыку дети входят в кабинет, воспитатель предлагает отправиться в волшебную страну бисера, а для этого нужно закрыть глаза и посчитать до 5.
- Вот мы и оказались с вами в стране бисера. И встречает нас хозяйка Анфиса. У нее беда: муж потерял на охоте свой амулет. Как же ей быть? Давайте поможем хозяюшке. (Достает свой волшебный сундучок.) Перед началом работы давайте проведем игру с пальчиками.
Белка
Сидит белка на тележке (разгибает кулачок) продает орешки.
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому (пальчики по очереди)
Предложить детям рассмотреть национальные поделки. Спросить из чего они сделаны? Для чего предназначены? Как называется узор? Вспомнить как нужно работать с иглой. Под музыку дети рассаживаются за столы. На протяжении всего занятия тихо звучит хантыйская музыка. Воспитатель показывает, напоминает, как собирать бисер, по разметке пришивать к поделке.
Физкультминутка «Ветерок»
Ветер дует нам в лицо закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, деревцо все выше, выше.
Продолжаем работу с бисером.
В это время возвращается с охоты муж Анфисы. Он вернулся без добычи, печальный. Анфиса успокаивает его, и говорит, что у нас гости. Это ребята из детского сада. Они занимаются в кружке бисероплетения. Они с удовольствием согласились нам помочь, посмотри какие разные амулеты они приготовили для нас. Рассматривают, хвалят, в знак благодарности предлагают послушать сказку-легенду. Охотник рассказывает легенду, дети продолжают работу с бисером. В конце дети дарят амулеты охотнику, тот их благодарит и приглашает еще прийти к ним в гости
Приложение №3
«Ознакомление с традициями и культурой народов ханты-манси»
Мы живем вХанты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта накладывает глубокий отпечаток как географическая среда, так и социально-экономический строй. У народностей ханты и манси испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики и воспитании подрастающего поколения особенно велика.
«Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития», – писал выдающийся педагог К. Д. Ушинский.
Известно, что прошлое изучается для того, чтобы оценить не только его, но и настоящее.
Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы хантов. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками – как одной из важных форм народной культуры.
Характерной особенностью культуры хантов является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре хантов чрезвычайно устойчив и «умирает» вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древностинаших северных народов – к культу воды, огня, различным явлениям природы, – человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.
Народное предметное творчество неотделимо от фольклора – это один целостный мир народной поэзии. Мифопоэтические образы, имевшие в древности магическое, ритуальное значение, со временем трансформировались, но сохранили свой эстетический смысл, художественное воплощение главных жизненных начал. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение.
Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств северных народов – это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков.
Особым видом прикладного искусства хантов является изготовление сумок. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных сумок. Они используются и в качестве чемоданов, и как хозяйственные сумки, и как дамские сумочки.
Много внимания уделяется в народном творчестве детской игрушке. Так, кукол любовно украшают бисером, шьют им одеждукак меховую, так и из ткани.
В области декоративного искусства хантов особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело используя его свойства. В каждом конкретном случае она выбирает то, что наиболее соответствует данному материалу и назначению орнамента. Стремится создать ясные и четкие его формы.
Хантыйское прикладное искусство этого региона, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучит его, этот язык станет понятным, откроется красота и выразительность произведений хантыйского искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...