"Создание развивающей воспитательно – образовательной среды ДОУ на основе социального партнёрства учреждений образования и культуры" публикация
статья на тему
"Создание развивающей воспитательно – образовательной среды ДОУ на основе социального партнёрства учреждений образования и культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание развивающей воспитательно – образовательной среды ДОУ на основе социального партнёрства учреждений образования и культуры
О.В. Дудкина.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Под социальной средой понимают как правило все социальные условия и особенности социального окружения, сферу общения, всю материальную и духовную культуру общества.
Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности, сам процесс этой деятельности и совокупность условий для её реализации.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Дошкольное образовательное учреждение перешло на новый уровень взаимодействия с социумом, вышло за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стало "открытой системой".
Социальное партнерство дошкольного учреждения имеет разные формы и уровни:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо:
- четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
- решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Библиографический список
1.Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
2.Арнаутова Е.П. «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». - М., 2004.
3.Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000.
4.Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.
5. Емельянова М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.
6.Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.
7.Козлова С.А. «Я - человек. Программа социального развития ребенка». - М.: Школьная Пресса, 2005.
8. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. «Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства». - СПб.: "Детство - Пресс", 2001.
9.«Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой - М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Обновление подходов к содержанию и организации взаимодействия ДОУ и семьи на основе социального партнёрства»
Выступление на методическом объединении воспитателей ...
Теоретические основы социального партнёрства семьи и ДОО.
Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе....
Итоговая работа по экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор» по теме «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях образовательного учреждения»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан» п.г.т. Кукмор»Кукморского муниципального района Республ...
Создание информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении
развитие соверменного общества неразрывно связано с техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация....
Рекомендации для педагогов "Создание образовательной среды группы на основе интересов детей"
Совсем недавно на утреннем сборе наши воспитанники заинтересовались темой динозавров. У детей возникло много вопросов: «Где жили динозавры?», «Какие существовали разновидности диноза...
Создание образовательной среды группы на основе интересов детей (Мир динозавров)
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме организации развивающей предметно-пространственной среде, в стандарте даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие зак...