Применение новых образовательных технологии по лепке в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
материал

Сообцокова Мая Заурбиевна

Семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastelinografiya.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Применение новых образовательных технологии по лепке в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

1. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

 

Термин «пластилинография» образован от двух основ: пластилин – пластический материал определенного состава и графо – пишу, изображаю. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография – один из видов изобразительной деятельности.

Пластилинография по технике исполнения имеет свою классификационную характеристику. Так, отталкиваясь от материала-основы, пластилинография подразделяется как созданная

• на бумаге,

• на картоне,

• на пластике,

• на обычном или органическом стекле,

• на керамической плитке и под.

По способу создания изображения пластилинография бывает

• прямая. Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки. Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.

• витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.

• мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.

• контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.

• многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Пластилинография – новое направление в работе с пластическим составом – открывает иные возможности знакомого материала, поскольку ребенок узнает, что пластилином можно еще и рисовать. При помощи воспитателя ребёнок активно осваивает новую технику, развивает не только свои творческие способности и пластику своих рук и пальцев.

Работа с пластилином, процесс лепки помогает ребенку выразить себя, свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему; формировать эстетический вкус, развивать координацию восприятия и отражения реальности. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, способность отчетливо ощущать пластичность, форму и вес материала. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает, раскатывает и лепит различные формы, что делает руку более гибкой и послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания об окружающем мире, отрабатывают новые умения, навыки. Малыши постепенно и незаметно для самих себя овладевают искусством планирования и учатся всегда доводить работу до конца.

Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте, используя различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно раньше. Так, дети в 1,5 – 2-х летнего возраста с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству пластической скульптуры, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа и его рисунка, конструкции, которые неизменно отличаются оригинальностью.

Старшего дошкольника характеризует стремление к активной деятельности, интерес к миру и любопытство, его отличает способность к речевому комментированию любого процесса и результата собственной деятельности, достаточно развитое воображение. С любознательностью связана его инициативность, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения. Однако его обличается также и неустойчивость внимания, подвижность интересов, не всегда он усидчив и терпелив и не всегда способен преодолевать трудности кропотливой работы. Все эти качества учитывает воспитатель при организации работы на занятиях пластилинографии, неизменно проходит на помощь, подсказывая мотивацию в работе над завершением продукта.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности и развитости детей старшего дошкольного возраста выступают следующие предпосылки: понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, владение способами выполнения работ творческого характера, наличие фантазии и развитого воображения; появление настойчивости, старательности, добросовестности; умение преодолевать возникающие трудности и доводить начатую работу до конца; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

Вторым важным условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.

Третьим условием развития творческих способностей является обучение конкретному творческому действию, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Конечной целью этого обучения должны быть новые знания, более гибкие, вариативные умения, универсальные (т.е. применимые в разных условиях) навыки. В противном случае ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к данному виду творчества, а на занятиях появляется спад его творческой активности.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания состоит в предложении действенных мотивов поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной руководителем и организатором работы.

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны творчества – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».

Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. Решающая роль отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, но в первую очередь – семье. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность, понимаемую двояко: как гармонию отношений между родителями, и как гармонию отношений между родителями и детьми; 2) творческая/нетворческая личность как образец подражания или субъект идентификации ребенка; 3) общность/отсутствие интеллектуальных интересов членов семьи; 4) наличие определенных ожиданий родителей по отношению к ребенку (например, ожидание достижений).

 

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

 

Для обеспечения оптимальной и продуктивной творческой работы в технике пластилинографии важно правильно подобрать оборудование и материал, организовать рабочую зону, умело создать рабочее настроение и поддержать творческий подъем детей.

Материал. Основным материалом служит пластилин. Это мягкий материал, способный обладать любой формой, однако оставляет жировые пятна и меняет свое качество при долгом лежании. Это следует учитывать воспитателю в работе с пластилином. У ребенка должен быть только свежий материал. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону, поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком».

Материал-основа (картон, пластик, керамическая плитка и др.). Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Можно пользоваться также прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал: перышки, семечки, бисер и др. Возможен дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки)

Инструментарий. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, неотделимый от ребенка, но, кроме этого, существуют специальные инструменты для работы – лопаточка-стек, которые часто прилагаются к набору пластилина. Стеки бывают деревянные, пластмассовые и самой разнообразной формы. Иногда вместо стека можно использовать нож из кукольного набора, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться и своим удобным предметом.

Для работы необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30х25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно сделать самостоятельно из куска линолеума или отслужившей сухостираемой доски. Работать на клеенке неудобно, т.к. она тянется за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она нужна, когда на рисунке нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Организация рабочего места и процесса. Для успешной творческой работы необходимо правильно организовать рабочее пространство. Для этого необходимы:

· Рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты.

· Хорошее освещение, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.

· Предметы должны быть расположены на рабочем столе в порядке как перед началом работы, так и после нее: пластилин должен лежать в закрытой коробке; картон должен в специальной папке; стеки должны храниться в футляре или специальном пенале; подкладная доска должна лежать в специальной папке.

Правила техники безопасности при работе с пластилином. При работе с материалами и инструментами необходимо соблюдать определенные правила безопасности. О них рассказывает детям воспитатель перед началом работы, и он же строго следит за их выполнением. К таковым относятся следующие правила:

· При работе следить за своей осанкой, чтобы меньше уставать и не нагружать позвоночник.

· Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

· Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

· Перед работой следует разогреть пластилин, разминая его руками.

· Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.

· Хранить пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

· Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.

· После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

· По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол. Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

· Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

Воспитатель можно использовать музыку в процессе работы детей, т.к. соответствующая музыка настраивает на творчество и способствует творчеству. Музыка не должна звучать громко или слишком тихо, она должна быть лишь фоном работы в оптимальном режиме громкости.

 

Пропедевтические занятия в младших группах. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, и потому подготовительная работа ведется, как правило, в младших группах.

Дети работают вместе с воспитателем. Они сначала учатся скатывать шарики и колбаски разных цветов. Затем учатся прижимать их пальчиком, чтобы получить другие объемы. И на последнем этапе воспитатель учить детей крепить пластилин к основе, прижимая комочек пальчиком к картону-основе или к какому-то рисунку. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте

Важное значение в пропедевтической работе начинает приобретать цвет пластилина – как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

 

Этапы создания «картины» в технике пластилинографии в старшей группе. Дети старшей группы уже готовы к использованию разнообразных приёмов и потому выполняют более сложную работу: декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Палитра цвета обогащается: дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка (осваивают приём «вливание одного цвета в другой»).

1-й этап. Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников.

Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно.

На первом этапе главное – не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

2-й этап – воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло):

Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза.

Работа получается декоративной и издалека выглядит, как написанная маслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных современных технологий в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Фантазия и воображение — это важнейшая сторона жизни ребенка. Занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, по моему мнению, помогают ребенку с помощью разноцветной палитры красок рассказать...

Проект. Применение оригами как технологии конструирования в процессе развития у детей дошкольного возраста математических представлений.

Проект. Применение оригами как технологии конструирования в процессе развития у детей дошкольного возраста математических представлений. Практико-ориентированный, средней продолжительности, фронтальны...

Применение современных здоровьеберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Применение новых образовательных технологий по лепке в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Пластилинография)»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение педагогами нетрадиционн...

Лепка как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Лепка как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста...