Применение современных здоровьеберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
презентация по коррекционной педагогике
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 75.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Опыт работы по теме:
«Применение современных здоровьеберегающих технологий в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Составил:
учитель-логопед
Крюкова Татьяна Николаевна
п. Малиновский ,2021 г.
Оглавление
Аналитические результаты опыта работы 7
Перечень литературных источников 10
Введение
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости.
(народная мудрость)
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни. Проблемы здоровья ребенка, его адаптация и социализация в окружающей экологической и социальной среде, диагностика и коррекция здоровья детей и многие другие вопросы становятся предметами обсуждения многих научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии внимания, памяти, восприятия, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем приемы и методы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий. Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определяется целями и задачами программы. В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В коррекционной работе используют как традиционные, так и нетрадиционные методы. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Комплекс логопедической помощи, оказываемой учителем-логопедом, на основе ее сочетания со здоровьесберегающими технологиями, не требующими особых усилий, позволяет оптимизировать процесс коррекции речи детей, одновременно способствуя оздоровлению всего организма ребенка.
Актуальность
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа должна приносить ощутимые результаты. Поэтому не случайно оздоровление ребенка - дошкольника является приоритетной задачей в программе модернизация Российского образования. В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышление. Решению этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Цель: выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- внедрение технологий к условиям работы с детьми на логопедических занятиях в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- развитие артикуляционной моторики;
- совершенствование общей, мелкой моторики;
- повышение резервов дыхательной системы.
Новизна опыта заключается в отборе наиболее оптимальных средств здоровьесберегающих технологий для коррекции речевых нарушений детей; разработке цикла занятий с детьми и плана взаимодействия с родителями по теме опыта; составлении картотек применяемых приемов; разработке рекомендаций для родителей по проведению в домашних условиях игр и упражнений, входящих в арсенал здоровьесберегающих технологий и способствующих коррекции речевых нарушений.
Предполагаемый результат:
- профилактика болезней, укрепление здоровья,
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование правильного речевого дыхания и артикуляционного праксиса;
- снятие эмоционального напряжения и тревожности;
- коррекция поведения и преодоление психологических трудностей;
- формирование высших психических функций;
- создание условий для успешной социализации в обществе.
Основная часть
Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и опыт других образовательных организаций. Свою работу решила построить по следующим направлениям: работа с детьми, педагогами и родителями.
Организация работы по первому направлению «Работа с детьми» выстроена с учетом организационных и психолого-педагогических условий и принципов:
• Не навреди!
• Систематичности и последовательности
• Доступности и индивидуальности
• Системного чередования нагрузок и отдыха
• Постепенного наращивания оздоровительных действий
В своей практике я применению следующие современные здоровьсберегающие технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста: артикуляционную гимнастику, дыхательную, игры и упражнения для развития мелкой моторики, «Азбука телодвижений» для развития общей моторики. Использование этих технологий позволяет предотвращать утомляемость у детей, поддерживать познавательную активность, повышать эффективность логопедической работы.
Дыхательная гимнастика
Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, которые я использую в своей работе: «Буря в стакане», «Морская качка», «Лыжная гонка», «Прожорливые фрукты», «Рыбка золотая», «Балет», «Футбол», «Горячий чай».
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Я применяю основной комплекс артикуляционных упражнений, а также специальные упражнения для постановки необходимых звуков, использую «Сказки о Весёлом язычке», также разработанные мной игры, прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой работы с дошкольниками:
«Артикуляционная ходилка»
Цель игры: укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи, развивать внимание и зрительную память.
«Артикуляционные часы»
Цель игры: развитие артикуляционного аппарата, речевых навыков, подвижности мышц языка и его укрепление для дальнейшей постановки звуков, автоматизация поставленных звуков. Для каждого звука подобрана артикуляционная гимнастика и картинки для автоматизации этого звука.
Самомассаж.
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Самомассаж – это массирование разных групп мышц своими руками, без помощи другого человека. Логопедический самомассаж, так же как и массаж, - активный метод механического воздействия, способный изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц и сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.
Целью логопедического самомассажа является в прежде всего стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса данных мышц. В логопедической практике самомассаж выполняется на мышцах лица, шеи, губ, языка, кистей и пальцев рук. При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- можно использовать без специального медицинского образования.
Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна.
Очень нравится детям выполнять самомассаж в виде сказки или в стихотворной форме под спокойную музыку.
Развитие мелкой моторики.
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. У них страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут положительно влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний для этого я сделала:
«Тактильно кинестетическую доску»
Цель: развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.
Игра «Песочное путешествие»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.
«Раздели на два».
Ребенку предлагается правильно назвать и разложить картинки по обоим сторонам песочного поля в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции и слепить из песка буквы на которые поделил картинки.
Игра «Мир чудесных слов» направленная на развитие фантазии, памяти, связной речи и мелкой моторики для расставления мелких картинок для рассказа.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Дети с большим удовольствием
Песочная терапия
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания;
- развитие фонематических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- обучение грамоте;
- развитие связной речи;
- формирование слоговой структуры речи;
- развитие мелкой моторики.
Развитие общей моторики.
Одним из невербальных симптомов речевых нарушений, является недостаточная двигательная активность. У многих детей дошкольного возраста с нарушениями речи, была выявлена недостаточная недостаточно развитая общая моторика. Это проявляется в плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, их неточности и нечеткости. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска новых инновационных подходов к организации двигательной деятельности детей с ОВЗ.
Благодаря использованию методики «Алфавит телодвижений» у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается положительная динамика в запоминании буквенного образа, а также развитии координации движений, ориентировки в пространстве. У детей увеличилась двигательная активность, улучшилось физическое развитие. Одна из методик, которая особенно полюбилась нашим детям - это "Алфавит телодвижений". "Алфавит телодвижений" это комплекс двигательных действий, был назван С. И. Веневцевым.
Цель методики - с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, а также способствовать обучению грамоте. "Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух и зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.
В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями. благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и в последствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Игровое упражнение «Тело – буква» - оригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Среди наших детей есть гиперактивные, их трудно заставить слушать, у них повышенная утомляемость. Я заметила, благодаря использованию методики «Алфавит телодвижений» дети лучше стали читать и писать. У детей лучше стала дикция, развился речевой слух.
Преимущества данных технологий:
- Улучшение качества речевых навыков воспитанников.
- Развитие мелкой моторики рук детей.
- Развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.
- Развитие эмоциональной сферы ребят.
- Повышение активности и самостоятельности воспитанников.
Второе направление «Взаимодействие с родителями», направлено на вовлечение взрослых в процесс активного участия в совместной деятельности с детьми. Это является одним из важных условий эффективной работы по формированию здоровья у детей.
Поэтому родители являются активными участниками образовательного процесса.
Использовала следующие формы работы с родителями:
- организация встреч (групповых, индивидуальных) с целью информирования о совместной работе;
- проведение мастер-класса, семинаров-практикумов, целью которых является ознакомление их с здоровьесберегающими технологиями;
- создание информационного просвещения (памятки, буклеты);
- совместная деятельность.
Для родителей разработаны тематические консультации: «Веселые игры со звуками», «Вместе весело дышать», «Гимнастика для язычка».
Проведено родительское собрание в виде мастер-класса по теме: ««Речевое дыхание — основа правильной речи», «Формирование фонематического восприятия через игру». Интегрированного занятия с инструктором по физической культуре «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка». С целью повышения единых требований в коррекционном пространстве ДОУ
для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы и тренинги. Например: «Развитие фонематических процессов и правильного произношения звуков – составные части подготовки ребёнка к школе», «Различные речевые нарушения у дошкольников», «Речевая подготовка детей к школе», «Роль пальчиковых игр в коррекции звукопроизношения». Оформление информационных стендов для родителей позволяют иметь достаточно полное представление о содержании коррекционной работы в ДОУ, родители начинают проявлять заинтересованность в успехах детей, достаточно внимательно относиться к выполнению домашних индивидуальных рекомендаций, что в значительной мере способствует темпу и качеству коррекционной работы. Основная задача родителей – закрепление навыков, полученных детьми в детском саду.
Родители оказывают учителю-логопеду большую помощь в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми.
Третье направление Для достижения высоких результатов в логопедической работе я стараюсь вести активную деятельность по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс детского сада.
Педагогам я предлагаю практические знания, которые они могут использовать на своих занятиях для сохранения здоровья ребенка, а так же закрепления навыков в звукопроизношении, полученных на моих занятиях.
Для педагогов были разработаны следующие мероприятия:
- консультации «Су-Джок терапия», «Песочная терапия», «Артикуляционная гимнастика»;
- презентация технологии «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детьми дошкольного возраста» в ДОУ;
- мастер – класс «Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста »,
- буклеты и памятки;
- обобщение и распространение педагогического опыта своей работы
Аналитические результаты опыта работы
Для определения результатов применения здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста я использовала диагностику, по следующим разделам: Звукопроизношение. Словарный запас. Грамматический строй. Связная речь. При сравнении показателей развития речевых навыков в начале и в конце учебного года на протяжении 3 лет, в течение которых отслеживались результаты, я, анализируя данные обследования, сделала вывод, что показатели всех перечисленных выше разделов растут в динамике.
Заключение
В результате активного применения здоровьесберегающих технологий больший процент детей группы четко и правильно произносит звуки речи. Здоровьесберегающие технологии на фоне комплексной логопедической помощи оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют интегрированному воздействию и оздоровлению всего организма ребенка, а также достижению устойчивого, стабильного результата в преодолении речевых трудностей в более короткие сроки.
Использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с младшими школьниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Проводимая мной работа подтвердила правильность в выборе здоровьесберегающих технологий и использование их в процессе коррекции звукопроизношения и подготовки детей к школе.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности:
- продолжение работы по развитию здоровьеберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий;
-совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
-поиск путей взаимодействия в профессиональных сообществах педагогов, работающих по данной проблеме с целью обмена опытом.
Перечень литературных источников:
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
- С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
- Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
- Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.:ВАКО, 2005. - 176 с. - (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения: проектирование, тренинги / сост.Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.: ил.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2014.-/Библиотека логопеда/.
- Интернет ресурсы:
Приложение 1
Перспективный план работы по «Применению современных здоровьеберегающих технологий в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Старшая группа
месяц | тема | задачи | Содержание работы | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Артикуляционная гимнастика | улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов. |
| Беседа на тему : «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи» |
октябрь | Дыхательная гимнастика | улучшает нормализацию обменных процессов в организме; укрепляет и тренирует дыхательную мускулатуру, мышцы брюшного пресса, спины, ног и рук; улучшает работу легких; способствует укреплению организма | «Сдуй снежинку», «Остуди чай», «Волшебный коврик», «Угадай, кто спрятался», «Осенний листопад» «Пропевание звуков», «Трубочки», «Пластмассовые бутылочки» | Родительское собрание в виде мастер-класса по теме: ««Речевое дыхание — основа правильной речи» |
ноябрь | Кинезеологические упражнения | стимулирует деятельность мозга; зрительных и слуховых анализаторов; снижает утомляемость ребенка в целом; укрепляет физическое здоровье | Сказки с применением кинезеологических упражнений | Рекомендация привлечение родителей к |
декабрь | Самомассаж | улучшает функции рецепторов проводящих путей; усиливает рефлекторные связи | Игровой массаж со стихами | Практическое задание «Массаж и самомассаж кистей рук» |
январь | Пальчиковая гимнастика | развивает функцию речевых зон коры головного мозга; активизация интеллектуальной деятельности детей; развитие координации движений | - пальчиковые игры с мелкими предметами; - пальчиковые игры со скороговорками; - пальчиковые игры со стихами; - пальчиковая гимнастика; - пальчиковые ходилки. | Практическое занятие «С пальчиками играем – речь развиваем!» |
февраль | Песочная терапия | Развивать мелкую моторику рук: | Родительское собрание мастер-класс на тему «Песочная терапия | |
март | Зарядка для глаз | предупреждение утомления, укрепление глазных мышц -снятие напряжения. общее оздоровление зрительного аппарата. | схемы зрительно – двигательных траекторий «Разноцветные цветочки», «Поймай бабочку» | Привлечение к изготовлению тренажеров для глаз Консультация «Сохранение зрения ребенка» |
апрель | Аурикотерапия | расширение создаёт акупунктурный рецепт для лечения, профилактики и оздоровления | Массаж в стихотворной форме | Консультация на тему : «Для чего нужна аурикотерапия» |
май | Азбука телодвижений | с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте. | Карточки с буквами и фигуры с помощью телодвижений | Беседа «Рекомендации по развитию двигательной активности в домашних условиях» |
Приложение 2
Перспективный план работы по «Применению современных здоровьеберегающих технологий в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Подготовительная к школе группа
месяц | тема | задачи | Содержание работы | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Артикуляционная гимнастика | упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки | Работа с играми «Артикуляционные часы», «Артикуляционная ходилка» | Буклет «Артикуляционная гимнастика» |
октябрь | Дыхательная гимнастика | развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха | Игры с самодельными тренажерами | Мастер-класс «Развитие речевого дыхания» |
ноябрь | Су-Джок терапия | повышению физической и умственной работоспособности детей, стимулировать речевые зоны коры головного мозга, развивать мелкую моторику пальцев рук | Упражнение «Дорожка» «Шарик» «Клубок» «Кнопочки» «Прятки» | Консультация «Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс для детей дошкольного возраста» |
декабрь | Самомассаж | стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц | Самомассаж мышц головы и шеи; самомассаж мышц лица; самомассаж языка. | Видеоролик «Осенняя сказка» |
январь | Развитие мелкой моторики пальцев рук | улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции; развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность | выкладывание из различного материала букв | Буклет «Пальчики-развиваем- речь улучшаем» |
февраль | Песочная терапия | Развивать мелкую моторику рук: | автоматизация звуков, деление слов на слоги | Консультация «К логопеду в песочницу» |
март | Аурикотерапия | Развитие кинестезия, необходимая для нормализации произносительной стороны речи | Тонизирующий массаж | Памятка «Аурикулярный массаж» |
апрель май | Азбука телодвижений | с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте. | Составление слов с помощью движения тела | Книга «Азбука телодвижений для детей дошкольного возраста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...
Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Сложная структура речевой патологии определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...
Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....
Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
Мастер-класс «Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью, и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине и является лучшей системой оздоровления, существующей в настоящ...