перспективный план работы к парциальной программе "Детство в родном г. Оренбурге"
методическая разработка (подготовительная группа)

Зарипова Альфия Мидхатовна

перспективный план разработан для подготовительной  группы детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы к парциальной программе «Детство в родном городе Оренбурге» (6-7 лет)

Тема

Содержание образовательной деятельности

Способы реализации занятий

1

Мы живем в Оренбурге. День знаний.

Педагог беседует с детьми о том, где и как они отдыхали летом. Предлагает вспомнить название страны, название родного города и его жителей. Рассказывает, что город очень большой, и чтобы было удобнее в нем жить, учиться и работать, его разделили на несколько районов. Показывает на карте район, в котором находится детский сад. Знакомит детей с названием района (микрорайона предлагает ответить на вопрос «С чем связано название района?». Напоминает, что после веселых летних каникул наступает время учебы и работы, наступает 1 сентября – День Знаний. Задает вопросы для рассуждения: «Почему важно получать знания?», «Зачем нужны знания человеку?», «Может ли человек обойтись без знаний?», «Где получают первоначальные знания?». Педагог расширяет знания детей о местах, где и как получают знания, рассказывает, что профессиональные знания получают в колледже или в университете. Знакомит детей со зданиями университетов города, понятием «студент».

Рассказ детей о летнем отдыхе «Где мы отдыхали».

Беседа об Оренбурге. Работа с картой Оренбурга. Рассматривание фото зданий оренбургских ВУЗов. Дидактические игры

2

Улицы родного города. День города.

Педагог знакомит детей с главными улицами города (ул. Советская – одна из самых красивых и любимых оренбуржцами улиц, объясняет понятие «перекресток». Рассказывает, что находится на этой улице: старинные дома, много кафе и магазинов, библиотека им. Н.Крупской, педагогический вуз, медицинский вуз. Расширяет представления о празднике «День города», рассказывает, что основными площадками для концертов выбираются любимые горожанами места: Набережная, площадь им. В.И.Ленина. Здесь проходят концерты, костюмированные выступления, танцевальные марафоны, устанавливается главная елка города. По традиции праздник завершается красивым салютом. Воспитывает интерес к традициям празднования, вызывая чувство восхищения красотой родного города и талантливыми жителями.

Беседа «Главная улица Оренбурга»

Просмотр панорамного вида «главной улицы» или фото-прогулка по главной улице, рассматривание и обсуждение достопримечательностей. Дидактические игры «Назови правильно». «Заколдованный город». Рассматривание фотографий празднования Дня города.

3

Транспорт родного города

Педагог знакомит детей с транспортом, который использовался в городе в прошлом. Рассказывает, что автобусы и троллейбусы проходили по главной улице города. Задает вопросы для обсуждения: «Чем отличается транспорт прошлого и настоящего?»

Беседа «От кареты – до

ракеты».Показ презентации «Ретро-техника» Дидактические игры «На чем едем, летим, плывем» Дидактическая игра «Найди отличие», «Узнай на слух вид транспорта», «Я знаю три названия транспорта» (водного, воздушного, наземного).

4

Фонтаны Оренбурга

Педагог продолжает знакомить детей с фонтанами родного города (например, «Фонтан Дружбы»», «Фонтан Поцелуев», Поющий фонтан на

ул.Чкалова…»), вспоминает вместе с детьми уже знакомые фонтаны. Спрашивает, почему так назвали фонтан. Обсуждает с детьми основные характерные детали каждого фонтана. Напоминает правила поведения возле фонтанов

Презентация «Фонтаны Оренбурга» и обсуждение.

Дидактические игры «Откуда этот фрагмент», «Отремонтируй фонтан».

5

Музыкальная жизнь города.

Педагог знакомит детей с творчеством известных оренбургских композиторов, музыкантов. Воспитывает чувство уважения к землякам, известным во всей стране.

Беседа «Известные музыканты, композиторы Оренбурга». Рассматривание фотографий. Дидактическое упражнение «Узнай все инструменты на слух?» (Педагог включает маленький отрывок из прослушанных песен, а дети отвечают)

6

Архитектурные особенности Оренбурга.

Знакомит детей с храмами и соборами города, моделями церквей, со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Рассказывает о назначении храмов, некоторые интересные факты истории. Воспитывает дружелюбие, уважение к религиям разных народов. Знакомит с декоративно-архитектурными элементами. Развивает умение выделять сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формирует умение сравнивать архитектуру прошлого и настоящего.

Просмотр презентации «Храмы Оренбурга». Дидактические игры «Найди отличие», «Сложи картинку». Рисование «Храмы нашего города».

7

Особенности и достопримечательности.

Педагог знакомит детей с Оренбургом, как с административным центром (главным городом) Оренбургской области, с городами Оренбургской области. Рассказывает, какие есть достопримечательности в этих городах.

Презентация и рассказ педагога «Путешествие по городам Оренбургской области» Дидактические игры «Сложи картинку», «Узнай по фрагменту». Составление схемы-коллажа Оренбургской области. (В центре Оренбурга. По кругу - города. Около городов -основные достопримечательности).

8

Народы Оренбуржья

Педагог формирует начальные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих в Оренбургской области, их образу жизни, культурным традициям и обычаям. Знакомит с Этнографическим комплексом «Национальная деревня народов Оренбургской области».

Просмотр панорамного вида Национальной деревни с сопровождением рассказа педагога о народах Оренбуржья. Дидактическая игра «Что лишнее?» Педагог предлагает детям по четыре картинки, одна из которых не относится к русским (татарам и т.п.) дети должны сказать, что лишнее и ответить, почему они так решили.

9

Наша Родина – Россия.

Педагог на карте России показывает детям расположение города Оренбурга, границы Оренбургской области. Затем знакомит детей с картой Оренбургской области, показывает города, реки. Рассказывает, что у каждого города есть свой герб, его значение. Воспитывает уважительное отношение к государственным символам.

Рассматривание карты России, карты Оренбургской области. Дидактическое упражнение «Найди на карте наш город». Просмотр презентации «Что может герб нам рассказать»- гербы городов Оренбургской области.

Рисование «Зарисуй понравившийся герб» Или работа с раскраской – карта Оренбургской области

10

Растительный мир Оренбургской области.

Педагог знакомит детей с уникальным заповедником  «Бузулукский бор»,

В доступной для детей форме рассказывает о работе сотрудников заповедника. Рассматривает вместе с детьми фото территории центра заповедника. Предлагает проблемную ситуацию «для чего человеку нужно беречь растения на планете»

Просмотр презентации «Зеленые достопримечательности Оренбурга». Отгадывание загадок о растениях.

Игра «Собери букет из лекарственных растений»

11

Животный мир Оренбургской

области.

Педагог продолжает расширять знания детей о животных Оренбургского края, рассказывает об Оренбургском государственном природном заповеднике «Центр Реинстродукции лошади Пржевальского» с исчезающими видами растений и животных. Обсуждает с детьми фразу М.Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Воспитывает бережное отношение к природе.

Рассматривание фотографий природы родного края. Просмотр видео «Эти удивительные животные». Дидактические игры «Чей силуэт», «Я знаю пять названий…» (Рыб, птиц, домашних животных и т.п.), «Четвертый лишний», «Правильный выбор» (Красная книга Оренбургской области) Слушание звуков природы (голосов птиц, шелест листьев и т.п.) и шума большого города.

12

Здания нашего города

Педагог продолжает формировать у детей знания о различном назначении зданий, рассматривает с детьми здания торговых центров Оренбурга, задает вопрос для обсуждения «Что означает слово «центр»? Формирует умение выделять отличительные особенности зданий, замечать сходства и различия зданий одинакового назначения. Знакомит детей с организациями, которые располагаются в ТЦ: разные магазины, салоны связи, турагенства, банкоматы, кафе, игровые залы, кинозалы, парикмахерские, химчистки и др. Обсуждает с детьми проблемную ситуацию «Если ты потерялся».

Дает первоначальные сведения о службах, помогающих общаться на расстоянии - службах связи, обсуждает с детьми, что такое Интернет, о службах, помогающих людям путешествовать, о службах, помогающих совершать операции с деньгами.

Рассматривание фотографий зданий торговых центров и беседа о них.

Дидактические игры «Сравни здания», «Разложи предметы по домам».

13

Профессии.

Педагог закрепляет и систематизирует знания детей о труде оренбуржцев в торговле, строительстве, искусстве, на транспорте, в медицине, образовании. Закрепляет представления о труде родителей, побуждает гордиться трудовыми успехами и заслугами родителей. Предлагает ответить на вопрос «Как можно помогать окружающим?».

Дидактические игры «Узнай профессию -доскажи словечко», «Кому, что нужно для работы», «Почему так назвали?»  Рассказы детей о «Как трудятся мои родители?». Рисование: «Кем я стану, когда вырасту».

14

Оренбург в изобразительном искусстве.

Педагог рассказывает, что в Оренбурге тоже есть свои художники и знакомит детей с картинами оренбургских художников. Педагог рассматривает вместе с детьми картины выдающихся оренбургских художников (скульптор Н. Г. Петина, Ю. П. Григорьев, А. И. Овчинников, Ю. А. Рысухин, Р. Я. Асаев, Ш. Г. Мухамедзянов, А. В. Масловский..). Подчеркивает, что есть много мест, где оренбуржцы хранят произведения искусства и их можно посмотреть: музей Изобразительных искусств, в Краеведческом музее.

Просмотр презентации «Оренбургские художники». Рассматривание фотографий «Огни Оренбурга». Дидактическая игра «Побери слова». Рисование «Город вечером».

15

Площади родного города.

Педагог знакомит детей с площадями города (Привокзальная, Ленина,). Предлагает подумать, почему они так называются. Рассказывает, что расположено на них, что расположено рядом.

Просмотр панорамного вида площадей. Беседа.

Дидактическая игра «Собери пазл». Игровое упражнение «Посмотри, запомни, назови».

16

Новый год.

Привлекает внимание к праздничному украшению. Педагог закрепляет у детей представления о новогодних праздниках, знания домашнего адреса, названий площадей, городских достопримечательностей. Знакомит детей с историей появления праздника. Формирует эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке, стремление подарить близким подарок, сделанный своими руками. Побуждает рассказывать о подготовке к Новому году в семье, в городе.

Рассказы детей «Как я украшал ёлку», «Как город готовиться к Новому году» Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных.

Рисование «Новогодний город».

17

Традиции городской жизни. История возникновения родного города.

Педагог рассказывает детям о родном крае, его истории и культуре, знакомит детей с актуальными значимыми событиями города, области. Рассказывает о самых интересных для детей особенностях мероприятия.

Например, городские традиции празднования День города, «Лыжня России», и др.

Просмотр фото (видеоматериала), презентации о традиционных событиях города, области. Рисование «Символ фестиваля, который мне больше всего понравился»

Работа с картой Саратовской области (расставим на карте символы фестивалей, праздников).

Обсуждение «Символов какого фестиваля, праздника больше все-го на карте?»

18

Творческие профессии.

Педагог знакомит детей с выдающимися земляками-писателями. Знакомит с улицами, площадями, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших город. М. Ростропович, родился и учился в Оренбурге, в честь его назван музыкальный университет. Педагог формирует знания детей о том, как оренбуржцы хранят память о людях, прославивших город. Воспитывает гордость за известных соотечественников.

Беседа, показ портретов, рассматривание памятников. Стихотворений об Оренбурге.

19

Культурная жизнь города. Кинотеатры.

Педагог знакомит детей с историей изобретения кино, разными его жанрами (документальное, научно-популярное, художественное, публицистическое), профессиями людей, которые трудятся над их созданием. Вспоминает вместе с детьми кинотеатры Оренбурга. Рассказывает, для чего и как люди изобрели кино. Формирует у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, развивает интерес к созданию мультфильмов.

Задает вопросы для рассуждения: «Что такое кинофестиваль?», «Как создать свой мультфильм?». Рассказывает, как создают мультфильмы, что для этого надо. Напоминает правила поведения при посещении кинотеатра.

Беседа «Какое бывает кино». Дидактическая игра «Собери пазл».

Создание мультфильма (с помощью технических средств или без них): составление сценария, обсуждение последовательности работы, распределение обязанностей (в том числе, рисование афиши, изготовление билетов) и т.п.Способы создания мультфильмов без технических средств описаны в методической литературе: А.Гусакова «Мультфильмы в детском саду» (М., 2010) А.Милборн «Я рисую мультфильм» (М., 2001)

20

Народные символы оренбургского края.

Педагог продолжает знакомить детей с символами Оренбурга: памятником «Вечный огонь», Парком Победы, напоминает об особенностях.

Просмотр панорамного вида памятника «Вечный огонь», Парка Победы. Дидактические игры «Узнай по фрагменту», «Угадай по описанию»

21

Ученые Оренбурга

Педагог формирует у детей элементарные представления о науке и технике, знакомит детей со знаменитыми земляками – учеными и изобретателями, их изобретениями, вызывает у детей желание получать новую информацию. Закрепляет знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город. Знакомит с улицами, площадями, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших город

Беседа «Что мы знаем о науке и технике?». Просмотр презентации «Ученые прославившие Оренбург».

Дидактическая игра «Найди по фрагменту». Рассматривание засушенного насекомого, (колоска, коры деревьев, кожицы репчатого лука и т.п) с помощью лупы, микроскопа. Экспериментирование «Исчезающий мелок», «Дождь из тучки».

22

Места отдыха горожан. Парки и скверы.

Педагог рассказывает детям, что в каждом районе Оренбурга есть большое количество мест (парков, скверов, бульваров, аллей, проспектов), где можно гулять. Знакомит детей с самой длинной пешеходной зоной в Оренбурге – ул. Советская. Рассматривает вместе с детьми, где начинается, проходит и заканчивается, что на ней расположено, чем там занимаются люди. Напоминает детям о правилах поведения в общественных местах. Развивает чувство уважения к труду создателей современных красивых мест в городе, бережливость к красивым местам. Продолжает формировать представления о необходимости заботиться о благоустройстве родного города.

Просмотр панорамного вида «Оренбургская пешеходная улица». Рассказ педагога.

Игра «Назови правильно».

Составление рассказов «Наш город» Рисование «Пешеходная зона зимой».

23

День защитника Отечества

Педагог расширяет знания детей о Российской армии, знакомит с трудом пограничника, воспитывает уважение к российским воинам, формирует патриотические чувства. Предлагает рассмотреть некоторые памятники героям, прославившим город и страну, знакомит с их смыслом. Называет улицы, которые названы в честь защитников Отечества.

Беседа «Российская армия. Что такое подвиг?»

Рассматривание границ России на карте. Рассматривание фотографий памятников, улиц.

Дидактические игры «Шагает, плавает, летает»

24

Красная книга Оренбургской области

Педагог продолжает знакомить детей с краснокнижными растениями и животными нашей области. Задает вопрос: «Почему нужно охранять и беречь природу. Что для этого нужно, чтобы сохранить природу».

Рассматривание фотографий и иллюстраций растений и животных занесенных в красную книгу. Оформление коллажа «Красная книга Оренбурга»

25

Природные ископаемые Оренбургской области

Педагог расширяет интерес детей о добыче полезных ископаемых в нашей области. Показать важность и значимость добычи полезных ископаемых для страны, области.

Рассматривание фотографий, презентаций по теме.

Нанести на карту Оренбургской области добычу природных ископаемых.

26

Культурная жизнь города. Театры.

Педагог расширяет представления детей об оренбургских театрах: драмтеатр, Музкомедии. Показывает фотографии зданий, фото внутреннего интерьера, актеров, рассказывает о репертуаре для детей. Рассматривает вместе с детьми театральные программки, афиши, билеты, обсуждает с детьми, чем один театр отличается от другого, что означает премьера спектакля, задает проблемные вопросы: «Что делать актеру, если у него сломался микрофон?», «Где лучше разместить афишу к спектаклю?», «Для чего нужны кулисы в театре»?, «Что будет, если в театре не будет гардероба?», «Почему в театральном буфете нет супа и каши?», «Есть ли одежда для сцены?», «Что будет, если во время спектакля пользоваться сотовым телефоном?» и т.п

Рассматривание фотографий из спектаклей, актеров и беседа о театрах. Игровое задание: «Придумать название для театра». Сценка средствами пантомимы. Дидактические игры «Найди тень», «Запомни и расставь», «Узнай здание театра» Логическая таблица «Рассади зрителей». Рисование «Афиша: Моя любимая сказка»

27

Культурная жизнь города. Цирк.

Оренбургским цирком. Закрепляет представления о цирке, его назначении. В доступной для детей форме рассказывает о цирковых жанрах: эквилибристика, акробатика, жонглирование. Формирует устойчивый интерес к цирковому искусству, потребность обращаться к цирку как источнику особой радости. Продолжает учить детей разыгрывать простые представления.

Рассматривание фотографий здания цирка, номеров представления.

Разыгрывание простого представления «На арене цирка – эквилибристы», «На арене цирка – жонглеры».

28

Спортивная жизнь города

Педагог продолжает развивать  положительное отношение и интерес к занятиям спортом, объясняет разницу между любительским и профессиональным спортом, напоминает о главных соревнованиях, проходящие во всем мире между спортсменами – Олимпийских играх. Знакомит детей с известными земляками- спортсменами, их спортивными достижениями. Рассказывает о спорт школах г. Оренбурга (школа фехтования, школа конного спорта, школа бокса, секции плавания…)

Беседа и рассматривание фото (видео-)- материала об оренбургских спортсменах на соревнованиях. Дидактические игры Игра «Продолжи предложение»: Спортсмен, который занимается лыжами, называется…, «Найди пару», «Кому, что нужно?».

Беседа «Кто в нашей семье занимается спортом».

29

Гагаринские места в г. Оренбурге

Педагог уточняет представления детей о роли людей в изучении космического пространства, освоении космоса, расширяет представления о космических полетах. Задает проблемные вопросы «Удобно ли человеку в космосе?», «На что похоже состояние невесомости?», «Для чего нужен скафандр космонавту?», «Какую опасность таит в себе пуговица в космосе?», «Какие застежки на одежде космонавтов вместо пуговиц?», «Как спят космонавты в космосе?». Продолжает знакомить детей с гагаринскими местами Оренбурга: (Например, памятник «Ю.А. Гагарину», музей- дом семьи Гагариных, Летное училище в г. Оренбурге). Воспитывает уважение к профессии космонавта, гордость за свою страну. Знакомит детей с интересными современными достопримечательностями Оренбурга в которых проводятся интересные программы для детей, например, Оренбургский планетарий, где можно посмотреть в телескоп, развлекательным парком «Космос».

Работа с раскрасками Проведение эстафеты. Беседа и рассматривание фотографий мест, посвященных памяти Ю.А.Гагарина. Дидактические игры «Узнай по фрагменту», «Отремонтируй памятник».

Просмотр презентации «Космос для детей в Оренбурге». Конструирование по схеме (чертежу) «Космодром».

30

Памятники родного города.

Педагог продолжает знакомить детей с памятниками Оренбурга, например, Пушкину и далю, Ленину, Ю.А. Гагарину, В.П Чкалову, Петру 1, памятник учителям…. Воспитывает любовь и уважение к прошлому и настоящему города, гордость за историческое прошлое соотечественников.

Беседа и рассматривание фотографий памятников.

Видео-экскурсия «Памятники Оренбурга» Дидактическая игра «Узнай памятник».

31

Самые красивые места региона.

Педагог знакомит детей с достопримечательностями оренбургской области, например, родник «Голубой глаз», памятник арбузу, Букабайские яры, Донгузская степь тюльпанов, Бузулукский бор, зкопарк «Качкарский мар» , озеро «Развал» г. Соль- Илецка, музей – заповедник С.Т. Аксакова…. Воспитывает любовь, чувство восхищения красотой родного края, чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Рассказ педагога и рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей региона.

Эстафета «Собери арбузы».

Работа с картой Оренбургской области: «Расставь достопримечательности» (вместе с педагогом дети расставляют символические изображения на карте).

32

Промышленность Оренбурга

Педагог формирует представления о промышленности области, знакомит с содержанием труда, выпускаемой продукцией. Например, мебельные фабрики, Кирпичные и цементные заводы, Орский завод тракторных изделий Сармат, завод Инвертор, Оренбургский комбикормовый завод и пр. Демонстрирует фотографии предметов, сделанных в Оренбурге. Продолжает воспитывать уважение к людям труда. Педагог обращает внимание детей на труд взрослых по благоустройству родного города: обрезают деревья, разбивают газоны, сажают кусты и деревья, асфальтируют дорожки, машины и дворники следят

за тем, чтобы в городе было чисто. Напоминает детям, что они тоже оренбуржцы, и от них тоже зависит, будет ли Оренбург чистым и красивым.

Рассматривание изображений Оренбургских предприятий, изделий,

которые на них делают. Дидактические игры «Закончи предложение», «Соедини заводы и предметы», «Узнай профессию». Составление рассказа о вещи, сделанной руками человека.

Лепка «Что умеют делать в городе».

33

День Победы.

Педагог закрепляет знания детей о празднике День Победы, как защищали Родину в годы ВОВ, как живущие помнят о героях ВОВ. Рассказывает, что страну защищали не только армия, но и партизаны. Воспитывает в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. Продолжает знакомить с памятниками героям ВОВ в родном городе, объясняет названия памятников

Рассказ педагога о праздновании Дня Победы, рассматривание фотографий памятных мест города. Слушание песен ВОВ. Изготовление макета

34

Культурная жизнь города. Музеи.

Педагог продолжает знакомить со зданиями оренбургских музеев (Музей города Оренбурга, оренбургский губернаторский историко- краеведческий музей, мемориальный музей Т. Шевченко, Дом памяти…и пр. Рассказывает о всероссийской акции «Ночь музеев»

Беседа и рассматривание фотографий музеев и экспонатов.

Игра «Назови правильно». «Узнай по фрагменту», «Узнай по силуэту»

35

Река Урал

Педагог рассказывает детям о базах отдыха на Урале, их назначением. Прививает любовь к природе родного края, реке, активному отдыху на Урале. Напоминает правила безопасного поведения на воде. Рассматривает вместе с детьми фото животных, птиц и рыб, которые обитают на территории реки. Знакомит с понятием рыбалка, профессией рыбак.

Беседа и рассматривание фотографий «На Оренбургских берегах» фотографий мостов. Составление схемы реки.

Рисование «Нарисуй любой мост».

36

Мой Оренбург

Подведение итогов по ранее изученным темам

Игра «Путешествие по г. Оренбургу». Рассматривание карты, альбомов и фотоальбомов о родном городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае

Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом...

Перспективный план работы по формированию представлений о родном крае в подготовительной группе.

Материал для работы по формированию представлений  о родном крае в подготовительной группе....

Семейный клуб "Якутия, мой край родной". Перспективный план работы на три года.

Организация воспитательного процесса не может проходить без взаимодействия с родителями. Одна из форм работы- семейные клубы. Мною был обозначен мотив сотрудничества: ребонок- педагог - родитель....

Перспективный план работы с детьми "Знакомство с родным городом"

Перспективный план работы с детьми "Знакомство с родным городомк"...