НОД : Фруктовые загадки
план-конспект занятия (старшая группа)

Швецова Светлана Михайловна

Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, установливать причинно-следственную зависимости, развитие умения делать выводы.

Задачи:

1. Познакомить детей с одним из свойств воздуха, «воздух легче воды», посредством исследовательской деятельности.

2. Развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.

3. Воспитывать желание заниматься экспериментированием, любовь и бережное отношение к окружающему миру, умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Оборудование:

Ладошка из цветной бумаги вырезанная

Картинки с фруктами

Письмо-карта, сок

Кружки разного цвета

Перфокарты на каждую команду

Очищенный мандарин и неочищенный

картинки надувные круги, лодки

стакан со свежей газированной водой

виноград, лимон нарезать

теплый чай и чашки с ложками

Ход

- Сегодня нас ждёт 5 заданий, как 5 пальцев на руке.

- И после каждого выполненного задания мы будем загибать пальчики на ладошке (из цветной бумаги ладошка).

1. Загадки:

Ну а это угадать очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом. (Мандарин)

Ужин этот лучший самый, рада я и Миша рад,

Ведь сегодня наша мама нам купила. (виноград)

Огурцы они как будто, только связками растут,

И на завтрак эти фрукты обезьянам подают… (бананы)

Он почти как апельсин, с толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один - кислый очень, очень. (Лимон)

Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые, и маленькие детки (яблоко)

В садочке есть плод, он сладок, как мёд,

Румян, как калач, но не круглый, как мяч,

Он под самой ножкой вытянут немножко (груша)

- Среди картинок попалось письмо – карта: профессор Знайка приглашает нас в свою лабораторию для проведения опытов, и по пути нужно найти необходимые фрукты, для этого нам поможет карта.

2. Поиски фруктов по карте.

- Фрукты мы с вами собрали и по карте добрались до фруктовой лаборатории.

- А теперь мы в нашей лаборатории их обследуем.

3. Обследование.

- У нас на столе лежат фрукты, назовите их.

- Да они все разные, но все-таки по некоторым признакам можно найти похожие фрукты. Чтобы начать проводить опыты мы должны сначала исследовать  фрукты. Разделимся на 4 группы, у вас есть опознавательный значок цвет кружка. Найдите одинаковые по форме фрукты, и расположите их в своих перфокартах.

- Как ты думаешь, почему именно эти фрукты?

- Как вы думаете, какие фрукты похожи по форме, какие по размеру, цвету?

1. Посмотрите, отличаются ли они по форме? (круглые, овальные)

2. По размеру (большие и маленькие);

3. По цвету (оранжевые, зеленые);

4. По вкусу.

Вывод: фрукты можно сгруппировать по … форме, размеру, цвету, вкусу.

4. Физминутка «Вот так яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой).

5. Опыты.

- Подойдите каждый к своему столу.

- Поэкспериментируем с мандарином.

- Как вы думаете, умеют ли мандарины плавать?

Опыт № 1. Тонет, не тонет.

- Перед нами два мандарина. Один из них положим в миску с водой. Что происходит с мандарином?

- Как вы думаете, почему он плавает?

- Очищенный второй мандарин и тоже положим его в воду. Что происходит со вторым мандарином?

- Как вы думаете, почему он утонул?

- Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? (потому что у него кожура и она не дает ему утонуть).

- Как проверить, действительно ли кожура не дает мандарину не утонуть. (Положить шкурку в воду и посмотрите что с ней произойдет).

Опыт № 2. Тонет ли мандариновая кожура.

- Давайте опустим в воду кожуру.

- Что произошло с кожурой? (она плавает). Почему она плавает? Потому что в кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха.

- Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Почему второй мандарин утонул? Потому что без кожуры мандарин тонет, так как тяжелее воды, которую вытесняет.

- Значит можно утверждать, что воздух легче воды.

- Как вы думаете, где еще человек применяет то, что воздух легче воды (картинки надувные круги, лодки)

Опыт №3 «Подводная лодка»

- Возьмем стакан со свежей газированной водой (или лимонадом) и бросим в нее виноградинку. Что произошло?. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Внимательно смотрите, что будет дальше….

- Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

- Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

- По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Опыт № 4 «Волшебный лимон»

- В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой.

- Оцениваем, как изменился цвет.

- Как вы думаете, почему в одном стакане посветлел чай, а в другом нет?

- Что содержит лимон? (лимонную кислоту)

6. Итог

- Какие задания у нас сегодня были?

- Что больше всего вам понравилось на занятии? Почему? Что интересного вы узнали для себя? Какой опыт вы бы хотели попробовать провести дома? Почему?

- Мы с вами наши опыты зарисуем в наши дневники наблюдения.

- Профессор Знайка приготовил вам еще один сюрприз, так как вы очень хорошо потрудились, он дарит вам сок из наших фруктов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Кулинарный поединок" (изготовление фруктовых канапе и лимонада)

Конспект занятия по разделу «Социальный мир» для детей старшего дошкольного возраста тема «Кулинарный поединок» Воспитатель Опейкина Е.П. МДОУ № 34Цель: Формировать представления о способах ...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

Рецепты овощных и фруктовых блюд,приготовленных родителями к празднику"Здравствуй ,осень овощная и фруктовая!"

Рецепты овощных и фруктовых блюд,приготовленных родителями к празднику"Здравствуй ,осень овощная и фруктовая!"...

Познавательно-исследовательская деятельность: «Путешествие по фруктовому саду». «Изготовление фруктовых канапе».

Закреплять знания детей о фруктах. Расширять и активизировать словарь детей по теме занятия. Развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе....

Фруктовое развлечение на улице "Фруктовый сад"

Цель: Празднование урожая фруктов.Задачи:Образовательные: знакомить детей с разнообразием фруктов; учить их различать; учить определять их особенности и свойства; Воспитательные: воспитывать...

Фруктовые загадки

quot;Фруктовые загадки"- загадки о фруктах  помогают развивать знания об окружающем мире, природе, о характерных особенностях фруктов и их вкусовых качествах. Загадки помогают мыслить логич...