НОД : Фруктовые загадки
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, установливать причинно-следственную зависимости, развитие умения делать выводы.
Задачи:
1. Познакомить детей с одним из свойств воздуха, «воздух легче воды», посредством исследовательской деятельности.
2. Развивать мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.
3. Воспитывать желание заниматься экспериментированием, любовь и бережное отношение к окружающему миру, умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Оборудование:
Ладошка из цветной бумаги вырезанная
Картинки с фруктами
Письмо-карта, сок
Кружки разного цвета
Перфокарты на каждую команду
Очищенный мандарин и неочищенный
картинки надувные круги, лодки
стакан со свежей газированной водой
виноград, лимон нарезать
теплый чай и чашки с ложками
Ход
- Сегодня нас ждёт 5 заданий, как 5 пальцев на руке.
- И после каждого выполненного задания мы будем загибать пальчики на ладошке (из цветной бумаги ладошка).
1. Загадки:
Ну а это угадать очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)
Ужин этот лучший самый, рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама нам купила. (виноград)
Огурцы они как будто, только связками растут,
И на завтрак эти фрукты обезьянам подают… (бананы)
Он почти как апельсин, с толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один - кислый очень, очень. (Лимон)
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые, и маленькие детки (яблоко)
В садочке есть плод, он сладок, как мёд,
Румян, как калач, но не круглый, как мяч,
Он под самой ножкой вытянут немножко (груша)
- Среди картинок попалось письмо – карта: профессор Знайка приглашает нас в свою лабораторию для проведения опытов, и по пути нужно найти необходимые фрукты, для этого нам поможет карта.
2. Поиски фруктов по карте.
- Фрукты мы с вами собрали и по карте добрались до фруктовой лаборатории.
- А теперь мы в нашей лаборатории их обследуем.
3. Обследование.
- У нас на столе лежат фрукты, назовите их.
- Да они все разные, но все-таки по некоторым признакам можно найти похожие фрукты. Чтобы начать проводить опыты мы должны сначала исследовать фрукты. Разделимся на 4 группы, у вас есть опознавательный значок цвет кружка. Найдите одинаковые по форме фрукты, и расположите их в своих перфокартах.
- Как ты думаешь, почему именно эти фрукты?
- Как вы думаете, какие фрукты похожи по форме, какие по размеру, цвету?
1. Посмотрите, отличаются ли они по форме? (круглые, овальные)
2. По размеру (большие и маленькие);
3. По цвету (оранжевые, зеленые);
4. По вкусу.
Вывод: фрукты можно сгруппировать по … форме, размеру, цвету, вкусу.
4. Физминутка «Вот так яблоко»
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву (хлопок в ладоши над головой).
5. Опыты.
- Подойдите каждый к своему столу.
- Поэкспериментируем с мандарином.
- Как вы думаете, умеют ли мандарины плавать?
Опыт № 1. Тонет, не тонет.
- Перед нами два мандарина. Один из них положим в миску с водой. Что происходит с мандарином?
- Как вы думаете, почему он плавает?
- Очищенный второй мандарин и тоже положим его в воду. Что происходит со вторым мандарином?
- Как вы думаете, почему он утонул?
- Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? (потому что у него кожура и она не дает ему утонуть).
- Как проверить, действительно ли кожура не дает мандарину не утонуть. (Положить шкурку в воду и посмотрите что с ней произойдет).
Опыт № 2. Тонет ли мандариновая кожура.
- Давайте опустим в воду кожуру.
- Что произошло с кожурой? (она плавает). Почему она плавает? Потому что в кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха.
- Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Почему второй мандарин утонул? Потому что без кожуры мандарин тонет, так как тяжелее воды, которую вытесняет.
- Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
- Как вы думаете, где еще человек применяет то, что воздух легче воды (картинки надувные круги, лодки)
Опыт №3 «Подводная лодка»
- Возьмем стакан со свежей газированной водой (или лимонадом) и бросим в нее виноградинку. Что произошло?. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Внимательно смотрите, что будет дальше….
- Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
- Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
- По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
Опыт № 4 «Волшебный лимон»
- В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой.
- Оцениваем, как изменился цвет.
- Как вы думаете, почему в одном стакане посветлел чай, а в другом нет?
- Что содержит лимон? (лимонную кислоту)
6. Итог
- Какие задания у нас сегодня были?
- Что больше всего вам понравилось на занятии? Почему? Что интересного вы узнали для себя? Какой опыт вы бы хотели попробовать провести дома? Почему?
- Мы с вами наши опыты зарисуем в наши дневники наблюдения.
- Профессор Знайка приготовил вам еще один сюрприз, так как вы очень хорошо потрудились, он дарит вам сок из наших фруктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Кулинарный поединок" (изготовление фруктовых канапе и лимонада)
Конспект занятия по разделу «Социальный мир» для детей старшего дошкольного возраста тема «Кулинарный поединок» Воспитатель Опейкина Е.П. МДОУ № 34Цель: Формировать представления о способах ...
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"
В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....
Конспект трудовой деятельности «Красота, здоровье, праздник» (приготовление фруктового салата «Экзотика»)
Трудовое обучение...
Рецепты овощных и фруктовых блюд,приготовленных родителями к празднику"Здравствуй ,осень овощная и фруктовая!"
Рецепты овощных и фруктовых блюд,приготовленных родителями к празднику"Здравствуй ,осень овощная и фруктовая!"...
Познавательно-исследовательская деятельность: «Путешествие по фруктовому саду». «Изготовление фруктовых канапе».
Закреплять знания детей о фруктах. Расширять и активизировать словарь детей по теме занятия. Развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе....
Фруктовое развлечение на улице "Фруктовый сад"
Цель: Празднование урожая фруктов.Задачи:Образовательные: знакомить детей с разнообразием фруктов; учить их различать; учить определять их особенности и свойства; Воспитательные: воспитывать...
Фруктовые загадки
quot;Фруктовые загадки"- загадки о фруктах помогают развивать знания об окружающем мире, природе, о характерных особенностях фруктов и их вкусовых качествах. Загадки помогают мыслить логич...