метод моделирования
консультация

информация по методу моделирования в экологическом воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_modelirovaniyu.docx32.11 КБ
Файл презентация 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

«Метод моделирования

в экологическом воспитании дошкольников».

Выполнили :

Гаас М.А.,

Поземина Ю.В.

Алтайское,2022

       

1.Актуальность.

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Мы рассмотрим  уникальный инструмент  и наиболее перспективный -  метод моделирования, который имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Моделирующая деятельность может оказать большую роль в процессе познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы. Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А), доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно, так как реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом. В то время как многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создаёт видимость их лёгкого познания в процессе наблюдений, пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.

Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей  называется моделирующая деятельность (совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей)).

Например: глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, акцентирует внимание на главном. Она служит обобщённым отражением явления.

 Принципы построения работы с моделью:

 Принцип научности. Основу данного принципа составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Идея единства живого и неживого в природе представляется через раскрытие понятия "живой организм". К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям. В идее единства природы и человека – последний рассматривается как живое разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий. В данной идее отражается система взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и, в свою очередь, природы – на человека. Отражена также идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Метод моделирования в данном случае позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах, таких как луг, водоѐм, лес. Опираясь на модели, дети овладевают и элементарными (предметными) понятиями: "растение", "животное", "человек", "живой организм", "неживая природа", "среда", "природа", и др.

Принцип доступности. Данный принцип прослеживается в системе познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно функциональные связи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.  На основе принципа доступности модель подбирается воспитателем с учетом возраста детей. В младшем возрасте моделью может служить игрушка, сюжетная картинка, предмет, замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать и использовать в познавательной деятельности различные схемы, графические модели, решать кроссворды. Модель в данном случае позволяет ребѐнку легче усваивать материал, так как с моделью ребѐнок может действовать свободнее, чем при исследовании живого организма. Живой объект нельзя разделить на части. Модель позволяет это сделать, она даѐт возможность вычленить наиболее существенные стороны объекта и отвлечься от не существенных в конкретном случае.

 Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом метод моделирования помогает поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда. Полученные и усвоенные посредством модели знания о живом организме, его потребностях в определѐнных условиях среды делают труд в природе осознанным, стимулируют у детей активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. А экологические знания, приобретенные детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Модель помогает усваивать всѐ более сложные способы познания и обеспечивает более свободный переход от наглядно действенных способов к абстрактно-логическим. У ребѐнка активно развивается познавательный интерес, он самостоятельно осваивает и использует различные методы, способы познания, учится моделировать самостоятельно. Метод моделирования способствует воспитанию у ребѐнка эстетического отношения к природе, находящего своѐ выражение в проявлении чувства радости, удовлетворения, восторга, в эстетических оценках, развивается чувство ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.

 Принцип индивидуального подхода к детям. Данный принцип реализуется при работе детей с индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые явления живой и неживой природы.

2. Виды моделей

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы. Также предметной моделью является аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. (Модель земли, муляжи, маникен, кукла, детские игрушки)

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т.д. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, прилет снегирей и т.п. В календаре появляются небольшие детские рисунки-символы: желтые шапочки мать-и-мачехи, веточка с желтыми листочками, журавлиный треугольник, красногрудый снегирь и т.д.

Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Примером такой модели могут быть календарь погоды, заполненная страница календаря – это графическая модель , в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическими обозначением отдельных явлений. Например, каждый день недели имеет свое обозначение цветом, значки погодных явлений- это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы- солнца, дождя… В качестве такой модели при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется схема, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания. Наглядная модель может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

3. Одним из примеров предметно-схематической (графических) модели является метод моделирования «Ментальные-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления Тони Бьюзен. Термин (от англ. сл. Mind Map) -переводится как «интелект карты», «карты ума», «ментальные карты», «карты памяти» - это информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинноследственные, ассоциативные) между понятиями, частями и составляющими рассматривающей области. Метод ментальных карт оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей дошкольного возраста.

Цель составления Ментальных карт— на одном листе собрать всю необходимую информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения. Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Свойства ментальных карт:

Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом). Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

 Привлекательность Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт. 

Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.) Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цветаинтеллект-карта легко запоминается.

Своевременность карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Возможность пересмотра Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

  

Используются ментальные карты в нескольких направлениях:

1.Для сбора материала о природном явлении или объекте.

2. Создания в ходе обсуждения заданной темы.

3.Изучения нового материала

 4. Закрепления материала.

5.Обобщения материала.

6.Планирования деятельности.

Алгоритм составления ментальных карт довольно прост. Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся ментальной карты придерживалась следующих простых правил:

 1.Расположить бумагу горизонтально, в этом случае удобнее писать и читать.

2.Все надписи и изображения делать цветными карандашами, маркерами. Каждая ветвь имела свой цвет.

3.Использовать не менее 5 -6 цветов.

4.В центре листа обозначить общую тему актуальная на данный момент или тема недели (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и.т.п)

5.От центрального рисунка отвести ветви, а с ними ветви второго и следующих порядков (линии-мысли).

6.Рисовать ментальную карту по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.

7.Вдоль каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.

8.Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали, либо вырезают картинки из журналов, раскрасок, распечатаных картинок.

9.К каждому существительному подбираются слова-признаки, слова-ассоциации по теме.

9.Составляется карта.

10.Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно вносят дополнения в карту. В конце недели подводится итог работы (составляется рассказ о том, что нового узнали по данной теме), с опорой на карту.

Например:  ментальная карта по теме «Животные» имела два фрагмента: «дикие животные» и «домашние животные»: расширяют данную ментальную карту, с учетом расширяющегося познавательного опыта. На карте появляются новые ветки: «животные севера» и «животные жарких стран». В подготовительной к школе группе появляется еще одна новая ветка «древние животные».

Пример ментальной карты «Зима» (Зимние явления, забавы, минусы зимы, праздники, живая природа и т.д)

4. Вывод.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Метод моделирования способствует развитию познавательного интереса к изучению экологии. Развивает речь, общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирует элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание. Развивает воображение и творческую активность. Формирует первичные представления об объектах окружающего мира.

Используемая литература: 

  • Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
  •  https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/27/primenenie-metoda-intellekt-kart-v-doshkolnom
  • https://znanio.ru/media/doklad_na_temu_intellekt___karta_kak_sredstvo_povysheniya_poznavatelnoj_aktivnosti_doshkolnikov-2087866
  • https://aneks.center/index.php/services/workshops/city/1127-vozmozhnosti-intellekt-kart-kart-pamyati-kart-uma-kart-myshleniya-ming-map-dlya-razvitiya-i-otsenki-uud


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» Подготовили : Гаас М.А. Поземина Ю.В

Слайд 2

Актуальность Моделирующая деятельность оказывает большую роль в процессе познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы

Слайд 3

Модель - это предметное, графическое изображение чего-либо Процесс создания моделей – это называется моделирующая деятельность (совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей))

Слайд 4

Принципы построения работы с моделью: научности доступности воспитывающего и развивающего характера знаний индивидуального подхода к детям

Слайд 5

Виды моделей Предметные Предметно-схематические Графические

Слайд 6

Требования по созданию моделей модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; раскрыть существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Предметные

Слайд 7

Предметно-схематические

Слайд 9

Графические

Слайд 11

«Ментальной карты» это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним

Слайд 12

это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Варианты перевода словосочетания mind maps: интеллект-карты , мыслительные карты, карты ума. Mind maps -

Слайд 13

— на одном листе собрать всю необходимую информацию о предмете, объекте или явлении Цель составления Ментальных карт

Слайд 15

Области применения Для сбора материала о природном явлении или объекте Создания в ходе обсуждения заданной темы Изучения нового материала Закрепления материала Планирования деятельности Обобщения материала

Слайд 16

Общий алгоритм составления интеллект-карты : 1.Располажить бумагу горизонтально 2. Все надписи делают цветными 3.В центре листа обозначается общая тема 4.От центрального рисунка отводятся ветви 5.Изображения и надписи располагаются по часовой стрелке 6. Фиксируется важное 7.Составленная карта 8. Внесение дополнений

Слайд 17

Пример Mind maps ВЕСНА

Слайд 22

Способствует развитию познавательного интереса к изучению экологии Развивает речь, общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками Формирует элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание Развивает воображение и творческую активность Метод моделирования

Слайд 23

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Консультация для воспитателей "Метод моделирования. С чего начать?"

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей....

Метод моделирования в системе ТРИЗ.

В настоящее время появилось большое количество образовательных программ, технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентиров...