Консультация для воспитателей "Метод моделирования. С чего начать?"
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_konsultaciya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т. д, забывая о дальнейшем развитии событий . А ведь основное для рассказчика – Это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы «А что, дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?».
Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? И вот , сегодня мы хотим поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.
В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось , что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, в подготовительной к школе группы дети должны уметь:
- пользоваться диалогической и монологической речью;
- вести координированный диалог с воспитателем;
- содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
- пробовать составлять простые небылицы, загадки.
Из чего же строится речевое развитие ребёнка?
Это беседы с взрослым, чтение литературных произведений, игры – драматизации, заучивание стихов и их чтение.
Когда педагог беседует с ребёнком или читает
Литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.
Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов – заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители , соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой мы считали необходимым обязательное использование настольно- печатных игр , которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Это такие игры как: «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Аналогии», «Временам года» . (показ)
В старшей и подготовительной к школе группе началась работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы , разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой – то сюжет, или героя сказки на предмет - заместитель.
Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму – квадрат, и т.д.
II
1.Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е мы предлагаем ребёнку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.
Мы предлагаем вам просмотр отрывка занятия по пересказу К.Д.Ушинского «Четыре желания».
( показ съёмка занятия по р. речи – пересказ К.Ушинского «Четыре желания» )
2. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь . При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что- то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.
(съёмка занятия «Интервью у осеннего леса»)
3. Следующим этапом работы по использованию схем это- самостоятельный выбор ребенком тех моделей , которые необходимы для пересказа литературного произведения. На занятиях мы используем комплекты моделей, придуманных вместе с детьми. Это комплекты моделей «животные и птицы» , «природные явления», «растения», «предметов ближайшего окружения».
Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
(показ комплектов) и показ обсуждения – зарисовки.
Рассказ «Первая рыбка»
4.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст , а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
(показ детских схем к рассказу «Два товарища»).
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Но надо отметить , что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными, типа : Жил был мальчик , он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия мы вводим задачи по активизации и обогащению словаря.
Например, такие речевые игры, как «Кто что делает?», «Целое – часть», «Объясни?», «Скажи по - другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т.д.
III. И только к концу дошкольного возраста , дети начинают сами составлять модельные схемы.
Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части:
завязка, кульминация и развязка.
Отсутствие подобной, даже упрощенной структуры ведет к хаотичности событий, и здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы «план сочинения», который поможет детям отдельные события организовать в единый сюжет.
Эту работу мы строим следующим образом:
Объясняем , что прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме.
После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы начали создавать свою «Книгу сказок». Детям нравиться то, что зарисовав, а мы записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей, мы читаем сказки собственного сочинения.
Показ «Книги сказок».
IV. Ещё нам хотелось бы рассказать вам, о применении модельных схем, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые , но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
(показ – съемка заучивания стихотворения)
Уважаемые коллеги, мы представили вам только определенные виды деятельности детей по развитию речи и хотели бы поделиться опытом, на каких ещё занятиях можно использовать модельные схемы и схематическое изображение предметов.
Обратите внимание на подборку перспективного планирования к следующим видам детской деятельности:
- По разделу развития речи вам все понятно, потому что мы его только что вам попытались подробно рассказали и к планированию прилагаются примерные модельные схемы к данным занятиям.
- Но мы считаем, и думаем что вы с нами согласитесь , что применять модельные схемы можно и на других занятиях- например, по экологическому воспитанию. По этому разделу частично мы используем программу Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», где автор предлагает нам готовые схематичные модели по разделам «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Насекомые», «Фрукты, овощи» и т.д., но не всегда готовые модельные схемы нас устраивают по содержанию, поэтому мы , вместе с детьми дополняем и уточняем. Например, в готовом демонстрационном материале, автор предлагает нам вот такую модель к занятию «Беседа о насекомых», но так как в подготовительной к школе группе , знания о насекомых у них более обширны, то нам пришлось изменить и дополнить эту схему новыми элементами.
(показ расширенной схемы к «Насекомые»)
К разделу растения мы придумали свою модельную схему. (демонстрация – показ модельной схемы)
( рассказ, о том, что схема является универсальной, поскольку можно строить рассказ и о уличных растениях и о комнатных)
И еще хотим представить вам модельные схемы к сезонным изменениям – схемы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». (сказать о переделанных схемах).
3. И еще о одном виде деятельности , где применимы модельные схемы , нам хотелось бы вам рассказать:
это блок занятий «Ребёнок и окружающий мир».
В этом разделе мы пользовались уже известными готовыми моделями ( показать модели по теме ) , но так же создавали и свои , которые были нам на необходимы к конкретным занятиям, например схема «Моя семья», «Профессии», мы изготовили непосредственно перед занятием, благо для этого нужно черный маркер, лист бумаги и желание педагога.
(рассказ о схеме «Моя семья»)
Весь материал по теме «Моделирование» у нас систематизирован по блокам , например- «Природа и природные явления», « Дикие и домашние животные», «Моя семья», «Сказочные герои», «Предметы домашнего окружения». При необходимости мы делаем подборку из данных моделей для занятия, а дети используют эти модельные схемы в свободной, речевой, игровой деятельности.
Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.
Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....
Картотека консультаций для родителей: Моделирование. Знакомство со сказкой. Фольклор.
Подборка консультаций для родителей....
Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"
В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей....
Консультация для воспитателей. "Моделирование и проектирование образовательного процесса в режиме дня в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Данная статья освещает вопрос организации и форм образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС ДО....
Консультация для воспитателей «Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях ФГОС ДОУ».
Консультация для воспитателей «Моделирование предметно - развивающей среды в ДОУ в условиях ФГОС ДОУ»....
Консультация для педагогов "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Развитие связной речи, овладение родным языком - сложнейшая задача дошкольного образования. Эффективный способ решения проблемы - моделирование, благодаря которому дети учатся обоб...