Моя педагогическая находка
методическая разработка (старшая группа)
Моя педагогическая находка.
Нейроигры и упражнения - как средство развития детей дошкольного возраста.
Добрый день!
Хочу представить вашему вниманию свою педагогическую находку в работе с детьми дошкольного возраста .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_moya_nahodka.docx | 31.03 КБ |
moya_pedagogicheskaya_nahodka.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Моя педагогическая находка.
Нейроигры и упражнения - как средство развития детей дошкольного возраста.
Добрый день!
Хочу представить вашему вниманию свою педагогическую находку в работе с детьми дошкольного возраста .
Слайд 2
«Дети рождаются гениями. Они развиваются быстрее, чем думают их родители».
Макото Шичида.
Работая в дошкольной организации, столкнулась с ежегодным увеличением количества детей с различными нарушениями в развитии. У многих детей отсутствует или недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это прослеживается: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, вести конструктивный диалог, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Все труднее стало удерживать внимание детей, попытки заинтересовать чаще становятся безуспешными. Вследствие чего повышается тревожность, появляться страхи, агрессивность, обидчивость. Дети не могут себя контролировать.
Актуальность использования этой технологии в том, что :
Восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоционально реагирование - эти процессы являются основными, определяющими успешность развития ребенка. Если эти процессы сформированы недостаточно, то дальнейшее обучение ребенку дается нелегко. С помощью нейропсихологических игр и упражнений можно выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.
Слайд 3
Цель моей работы : развитие сбалансированности работы правого и левого полушарий мозга, улучшение их взаимодействия, скорости восприятия информации, темпа деятельности, памяти и речи благодаря использованию элементов нейропсихологических упражнений и игр.
Задачи: обучить элементам нейроигр, улучшить межполушарное взаимодействие, скорость восприятия информации, память, речь.
Ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте, является игра. В своей работе, обязательно использую здоровьесберегающие технологии: дыхательные гимнастики, физминутки, пальчиковые гимнастики, игротерапия и многое другое. Что бы помочь ребенку скорректировать некоторые психологические процессы, я внедряю в практику работы нейроигры, упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.
Нейроигры не уместно рассматривать и использовать как отдельные или самостоятельные единицы, как полноценные занятия в ДОУ. Они всего лишь составляющая часть технологий, помогая оптимизировать работу, и функционируют на новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона.
Нейроигры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений
Слайд 4
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста.
Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.
В моей группе есть дети с ОНР, с которыми я практикую и внедряю нейроигры на практике. Как практикующий педагог стараюсь поэтапно внедрять нейроигры в свои повседневные занятия.
Слайд 5
Нейроигры рекомендованы детям:
если ребенок гиперактивный, «не слышит взрослых», на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
синдром дефицита внимания;
постоянно путает «лево» и «право», жалуется на память;
плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; присутствуют навязчивые движения (почесывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызет ногти и т.д);
быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счет;
плохо развита мелкая моторика;
другие отклонения подобного характера.
Слайд 6
Нейропсихологические упражнения противопоказаны для детей при:
Эпилепсии;
Генетических симптомах ;
Психических расстройствах .
Среди большинства игр , которые я использую вам уже знакомы с детства;
(Салочки, жмурки, вышибалы, морские фигуры, колечко, классики различных конфигураций, резиночки , продень обруч).
Эти игры развивают блоки мозга, которые способствуют формированию межполушарных взаимодействий, а также автоматизируют коммуникативные и двигательных навыки. Повышают адаптивные возможности
Слайд 7
Преимущества использования нейроигр и упражнений:
- Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию.
Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Используется игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность. При использовании этих игр формируется стойкая мотивация и произвольные познавательные интересы партнерского взаимодействия между ребенком и ребенком и педагогом и ребенком .
Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:
- Педагог должен свободно владеть упражнениями
- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе
- Периодичность — ежедневно, без пропусков
- Время занятий – утро, день
- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах
- Продолжительность занятий от 10- 15 минут
- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут
- От детей требуется точное выполнение упражнений
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности.
Я в своей педагогической практике использую интеграцию образовательных областей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет развиты интеллектуальные способности, речь, внимание, мышление, социализация. Важным своим помощником считаю нейроигру, одну из сдоровьесберегающих технологий, при использовании которой прослеживается положительная динамика в речевых компетенциях дошкольников и интеллекта через движение.
Занятия нейропсихологическими методиками полезны не только детям, но и взрослым людям.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом .
Слайд 8
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые я использую на занятиях с детьми старшего возраста.
Игры, упражнения на развития межполушарного взаимодействия
Растяжки
Дыхательные упражнения
Двигательные упражнения
Глазодвигательные движения
Телесные перекрёстные упражнения
Пальчиковые упражнения, направленные на разогрев кистей рук и пальцев
Упражнения и игры с ритмами
Игра в ладошки
Упражнения и игры с мячом
Стратегические игры, в которых есть несколько способов прийти первым, к победе: (крестики нолики, улей, шахматы, шашки, морской бой, квесты, настольный хоккей, настольные игры ходилки-бродилки ).
Логические игры
При обучении счета
При обучении чтения,
игра «Хлопни-топни»
Занятия - лепка, оригами
Слайд 9,10 (фото)
Слайд 11
Игры, упражнения на развития пространственной сферы.
Движения под музыку на понимание схемы тела и пространство вокруг
«Холодно – горячо»
Разрезные картинки, пазлы
«Расскажи, что где находится»
«Муха»
Рассели зверюшек по дому. (посели зайчика справо от лисы….
Графические и двигательные диктанты
Делай как я. (упражнение «Телесный диктант» Ребенок выполняет команды взрослого: - сделай два шага влево и повернись направо…)
Пройди с закрытыми глазами
Детективы, клад
«Повернись, покружись, в букву превратись!»
Слайд 12,13(фото)
Слайд 14
Игры, упражнения на развития произвольности и самоконтроля
«Парад» – маршировать на счет «раз-два-три-четыре».
Нейроскакалка
Варианты заданий на скакалке:
Называние дней недели, месяцев года по порядку.
Порядковый и обратный счет.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей,
предметов обуви и пр.).
Дидактическое упражнение «Назови первый звук».
Чтение чистоговорок.
Чтение коротких стихотворений
«Съедобное – несъедобное»
«Полоса препятствий»
«Межполушарное рисование»
В быту завязывания шнурков и платочков, мытьё посуды, протирание пыли двумя руками.
Много игр изготавливаем своими руками из подручных материалов, привлекаем к сотрудничеству родителей, мотивируя их возможностью использовать игры в домашних условиях (дешево , просто, эффективно)
Вывод: Использование нейроигр в практике с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
У детей заметно улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации. Улучшается мелкая моторика рук, дети слышат педагога, и не что не маловажно активизируется речевая активность.
Слайд 15
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дети рождаются гениями .Они развиваются быстрее , чем думают их родители» Макото Шичида Актуальность Восприятие , внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоционально реагирование - эти процессы являются основными, определяющими успешность развития ребенка. Если эти процессы сформированы недостаточно, то дальнейшее обучение ребенку дается нелегко. С помощью нейропсихологических игр и упражнений можно выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным .
Цель моей работы : развитие сбалансированности работы правого и левого полушарий мозга, улучшение их взаимодействия, скорости восприятия информации, темпа деятельности, памяти и речи благодаря использованию элементов нейропсихологических упражнений и игр. Задачи: обучить элементам нейроигр , улучшить межполушарное взаимодействие, скорость восприятия информации, память, речь.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста. Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.
Нейроигры рекомендованы детям: если ребенок гиперактивный , «не слышит взрослых», на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный; заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения; синдром дефицита внимания; постоянно путает «лево» и «право», жалуется на память; плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; присутствуют навязчивые движения (почесывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызет ногти и т.д ); быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счет; плохо развита мелкая моторика; другие отклонения подобного характера.
Нейропсихологические упражнения противопоказаны для детей при: Эпилепсии; Генетических симптомах ; Психических расстройствах .
Преимущества использования нейроигр и упражнений : Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение) Формируется правильное взаимодействие рук и ног. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.
Игры, упражнения на развития межполушарного взаимодействия Растяжки Дыхательные упражнения Двигательные упражнения Глазодвигательные движения Телесные перекрёстные упражнения Пальчиковые упражнения, направленные на разогрев кистей рук и пальцев Упражнения и игры с ритмами Игра в ладошки Упражнения и игры с мячом Стратегические игры, в которых есть несколько способов прийти первым, к победе: ( крестики нолики, улей, шахматы, шашки, морской бой, квесты , настольный хоккей, настольные игры ходилки-бродилки ). Логические игры При обучении счета При обучении чтения, игра «Хлопни-топни» Занятия - лепка, оригами
Игры в ладошки и с мячом
Двуручная координация
Игры, упражнения на развития пространственной сферы. Движения под музыку на понимание схемы тела и пространство вокруг «Холодно – горячо» Разрезные картинки, пазлы «Расскажи, что где находится» «Муха» Рассели зверюшек по дому. (посели зайчика справо от лисы…. Графические и двигательные диктанты Делай как я. (упражнение «Телесный диктант» Ребенок выполняет команды взрослого: - сделай два шага влево и повернись направо…) Пройди с закрытыми глазами Детективы, клад «Повернись, покружись, в букву превратись!»
Самомассаж и графомоторные игры
Нейродорожка и пальчиковые синхронные игры
Игры, упражнения на развития произвольности и самоконтроля «Парад» – маршировать на счет « раз-два-три-четыре ». Нейроскакалка Варианты заданий на скакалке: Называние дней недели, месяцев года по порядку. Порядковый и обратный счет. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Дидактическое упражнение «Назови пять… (фруктов, овощей, предметов обуви и пр.). Дидактическое упражнение «Назови первый звук». Чтение чистоговорок . Чтение коротких стихотворений «Съедобное – несъедобное» «Полоса препятствий» «Межполушарное рисование» В быту завязывания шнурков и платочков, мытьё посуды, протирание пыли двумя руками.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...