Методические рекомендации для педагогов СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДТВО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ГРУППЕ
методическая разработка (подготовительная группа)

Юрчишина Ольга Ивановна

Данные методические рекомендации посвящены развитию социо-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

В основу рекомендаций положена методика Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатова. Основная идея которой — организация самостоя­тельной деятельности детей, в кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.

В методических рекомендациях показаны возможности социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_2_1.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягани

«Д/ сад 6 «Рябинка»

Методические рекомендации для педагогов  

СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДТВО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ГРУППЕ

Автор: О.И. Юрчишина

г.Нягань 2023г.

Аннотация

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Л.С. Выготский.

«Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов).

Данные методические рекомендации посвящены развитию социо-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

В основу рекомендаций положена методика Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатова. Основная идея которой — организация самостоятельной деятельности детей, в кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.

В методических рекомендациях показаны возможности социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере  взаимопонимания.

Раскрываются цели, задачи, алгоритм действий, формы и условия.

Автором методических рекомендаций является  Ольга Ивановна Юрчишина, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Нягань Д/С № 6 “Рябинка”

(высшая квалификационная категория).

Содержание

Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от  гаджетов . Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения ,взаимодействия со взрослыми и сверстниками ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.Термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного отношения к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Задачи социо-коммуникативного развития дошкольников: 

  • Научить детей эффективно общаться.
  • Воспитывать в детях желание узнавать новое.
  • Способствовать развитию активной  позиции, самостоятельности, творчества
  • Сделать образовательный процесс более качественным.

Составляющие социоигровой технологии:

  • Работа в микрогруппах
  • Смена лидерства
  • Движения
  • Смена темпа и ритма
  • Интеграция видов деятельности

Этапы формирования навыков сотрудничества I этап (3-4 года)

Цель этапа:обучение способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели

Вид деятельности:продуктивный вид деятельности: аппликация, конструирование, лепка.

Форма организации:совместно-индивидуальная деятельность в паре

Этапы формирования навыков сотрудничества (II этап 4-5 лет)

Цель этапа: обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля

Вид деятельности:продуктивный вид деятельности: аппликация, конструирование, лепка, а также ручной труд

Форма организации:совместно-последовательная деятельность в микрогруппах по 2 - 3 человека.

Этапы формирования навыков сотрудничества III этап (5-6 лет)

Цель этапа:Обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки

Вид деятельности:любой вид детской деятельности

Форма организации:совместно-взаимодействующая деятельность в микрогруппах из 3 – 4 человек.

Этапы формирования навыков сотрудничества IV этап (6-7 лет)

Цель этапа:самостоятельное использование детьми способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности.

Вид деятельности:Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы

Форма организации:совместно-взаимодействующая деятельность вмикрогруппах из 4-6человек.

Стратегия обучения детей моделям сотрудничества

1. Анализ проблемных ситуаций сотрудничества

2. Знакомство со схематичным изображением модели сотрудничества

3. Закрепление представлений детей о модели сотрудничества

4. Практикование детей в применении модели сотрудничества

Стратегия обучения детей моделям сотрудничества на примере художественных произведений (Сказка «Репка»)

  • Выросла репка большая-большая. Дед тянет- потянет репку, а вытянуть не может…
  • Модель сотрудничества (схема кто за кем).
  • Закрепление представлений детей о модели сотрудничества.
  • Практическое применение.

Пословицы и поговорки о сотрудничестве

*В кулаке все пальцы равны

* Один в поле не воин

* Одна голова хорошо, а две лучше

* В одиночку – слабы, вместе – сильны.

* Один за всех и все за одного

Игры

« Волшебная палочка»

«Найди своё место в ряду»

«Испорченный телефон»

«Менялки»

«Путаница»

«Зеркало»

«Летает – не летает»

«Составь слово»

«Руки-ноги»

«Изобрази профессию»

«Люблю – не люблю»

Основатели социоигровой технологии - Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:

- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;

- умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее;

- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;

- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

 - поддержите, помогите подняться и победить;

- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче;

- не возносите себя над другими, возносите ближнего;

- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

                           Принципы организации социоигровой технологии

  • Педагог—равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно—то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах.

Советы для воспитателей по организации социо-коммуникативного общения с детьми:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

4 процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

            2) использование игры в целях коммуникативного  развития детского коллектива и отдельных детей.

 

Список рекомендуемой литературы

 1. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст]: - М., 1956. - С.432 - 433.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Изд. 2-е, М., 1957.

3. Марков, Т.А. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.

5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

6. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

7. Усова, А.В. О воспитании: значение его идей в наши дни [Текст]: К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. — Челябинск, 2000 г.

8. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст]: Психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996.

9. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст]: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1988.

10. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]: — М.: Онега, 1994.

11. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком [Текст]: — М.: Педагогика, 1990.

12. Давыдов, В.В. Виды обучения в общении [Текст]: — Москва, Педагогика, 1972.

13. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст]: — Волгоград: Перемена, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

Методические рекомендации для педагогов "Инновационные технологии в детском саду"

Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению с инновационными технологиями в детском саду...

Методические рекомендации для педагогов «Педагогическая технология - музейная педагогика»

Данные методические рекомендации были мною разработаны к семинару «Современные педагогические технологии» прошедшему в ДОУ....

Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...