Методические рекомендации для педагогов СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДТВО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ГРУППЕ
методическая разработка (подготовительная группа)
Данные методические рекомендации посвящены развитию социо-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
В основу рекомендаций положена методика Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатова. Основная идея которой — организация самостоятельной деятельности детей, в кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.
В методических рекомендациях показаны возможности социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_2_1.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягани
«Д/ сад 6 «Рябинка»
Методические рекомендации для педагогов
СОЦИОИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДТВО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭФФЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ГРУППЕ
Автор: О.И. Юрчишина
г.Нягань 2023г.
Аннотация
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Л.С. Выготский.
«Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственном опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Букатов).
Данные методические рекомендации посвящены развитию социо-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и предназначены для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
В основу рекомендаций положена методика Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатова. Основная идея которой — организация самостоятельной деятельности детей, в кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит.
В методических рекомендациях показаны возможности социоигровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере взаимопонимания.
Раскрываются цели, задачи, алгоритм действий, формы и условия.
Автором методических рекомендаций является Ольга Ивановна Юрчишина, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Нягань Д/С № 6 “Рябинка”
(высшая квалификационная категория).
Содержание
Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от гаджетов . Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения ,взаимодействия со взрослыми и сверстниками ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.Термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного отношения к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Задачи социо-коммуникативного развития дошкольников:
- Научить детей эффективно общаться.
- Воспитывать в детях желание узнавать новое.
- Способствовать развитию активной позиции, самостоятельности, творчества
- Сделать образовательный процесс более качественным.
Составляющие социоигровой технологии:
- Работа в микрогруппах
- Смена лидерства
- Движения
- Смена темпа и ритма
- Интеграция видов деятельности
Этапы формирования навыков сотрудничества I этап (3-4 года)
Цель этапа:обучение способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели
Вид деятельности:продуктивный вид деятельности: аппликация, конструирование, лепка.
Форма организации:совместно-индивидуальная деятельность в паре
Этапы формирования навыков сотрудничества (II этап 4-5 лет)
Цель этапа: обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля
Вид деятельности:продуктивный вид деятельности: аппликация, конструирование, лепка, а также ручной труд
Форма организации:совместно-последовательная деятельность в микрогруппах по 2 - 3 человека.
Этапы формирования навыков сотрудничества III этап (5-6 лет)
Цель этапа:Обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки
Вид деятельности:любой вид детской деятельности
Форма организации:совместно-взаимодействующая деятельность в микрогруппах из 3 – 4 человек.
Этапы формирования навыков сотрудничества IV этап (6-7 лет)
Цель этапа:самостоятельное использование детьми способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности.
Вид деятельности:Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы
Форма организации:совместно-взаимодействующая деятельность вмикрогруппах из 4-6человек.
Стратегия обучения детей моделям сотрудничества
1. Анализ проблемных ситуаций сотрудничества
2. Знакомство со схематичным изображением модели сотрудничества
3. Закрепление представлений детей о модели сотрудничества
4. Практикование детей в применении модели сотрудничества
Стратегия обучения детей моделям сотрудничества на примере художественных произведений (Сказка «Репка»)
- Выросла репка большая-большая. Дед тянет- потянет репку, а вытянуть не может…
- Модель сотрудничества (схема кто за кем).
- Закрепление представлений детей о модели сотрудничества.
- Практическое применение.
Пословицы и поговорки о сотрудничестве
*В кулаке все пальцы равны
* Один в поле не воин
* Одна голова хорошо, а две лучше
* В одиночку – слабы, вместе – сильны.
* Один за всех и все за одного
Игры
« Волшебная палочка»
«Найди своё место в ряду»
«Испорченный телефон»
«Менялки»
«Путаница»
«Зеркало»
«Летает – не летает»
«Составь слово»
«Руки-ноги»
«Изобрази профессию»
«Люблю – не люблю»
Основатели социоигровой технологии - Е.Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребенка, не оскорбляйте его;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать ее;
- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержите, помогите подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не желаем свою ярче;
- не возносите себя над другими, возносите ближнего;
- дети фантазеры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Принципы организации социоигровой технологии
- Педагог—равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно—то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах.
Советы для воспитателей по организации социо-коммуникативного общения с детьми:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
4 процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях коммуникативного развития детского коллектива и отдельных детей.
Список рекомендуемой литературы
1. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст]: - М., 1956. - С.432 - 433.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Изд. 2-е, М., 1957.
3. Марков, Т.А. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
6. Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
7. Усова, А.В. О воспитании: значение его идей в наши дни [Текст]: К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. — Челябинск, 2000 г.
8. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст]: Психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996.
9. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст]: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1988.
10. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]: — М.: Онега, 1994.
11. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком [Текст]: — М.: Педагогика, 1990.
12. Давыдов, В.В. Виды обучения в общении [Текст]: — Москва, Педагогика, 1972.
13. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст]: — Волгоград: Перемена, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...
Методические рекомендации для педагогов "Инновационные технологии в детском саду"
Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению с инновационными технологиями в детском саду...
Методические рекомендации для педагогов «Педагогическая технология - музейная педагогика»
Данные методические рекомендации были мною разработаны к семинару «Современные педагогические технологии» прошедшему в ДОУ....
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию
современные технологии...