Консультация для воспитателей " Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание современных образовательных условий"
консультация
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагога по поддержке индивидуальности и инициативности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание современных образовательных условий»
Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора, обладающий лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. В Конституции РФ, в Законе «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. И, конечно, об этом говорит ФГОС ДО.
ФГОС ДО нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
В дошкольной педагогике развитие индивидуальности и инициативности у детей рассматривалось многими психологами и педагогами-исследователями (Л. С. Выгодский, М. И. Лисина, Н. Е. Веракса, Л. А. Порембская, Ф. В. Изотова, Н. А. Ветлугина, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков и др.). Специалисты отмечают, что показателями индивидуальности и инициативности в дошкольном возрасте выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, умение осуществить элементарное планирование, умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, проявление инициативы и творчества в решении задач.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагога по поддержке индивидуальности и инициативности детей.
Прежде всего определим, что такое индивидуальность и инициативность.
Педагогический энциклопедический словарь трактует индивидуальность, как «неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов и желаний, интересов, привычек, настроений, склонностей, способностей и других особенностей человека, которое образует уникальную целостную структуру». Индивидуальность – это качество, которое отличает человека от других людей.
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, его интеллекта. Это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитию коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитию умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Неинициативные дети затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, у них преобладает исполнительность. Такие дети не способны предложить новые способы выполнения поручений, не задают вопросов.
Три основных направления по поддержке детской индивидуальности и инициативности
- Компетентность педагогов (плановое повышение квалификации педагогов, семинары, консультации, методические объединения, мастер-классы, самообразование)
- Создание развивающей предметно-пространственной среды (соответствующая возрасту, мобильная гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом),
- Сотрудничество с семьей (консультации, индивидуальные беседы по запросам родителей, организация совместных мероприятий (праздники, развлечения), участие в выставках, конкурсах, мастер-классы).
Необходимым условием развития индивидуальности и инициативности детей является воспитание их в ситуации развивающего, не авторитарного общения (в группе преобладает демократический стиль общения воспитателя с детьми).
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития индивидуальности, позитивной свободы и инициативности ребенка.
Важное место отводится позиции педагога в становлении и утверждении индивидуальности ребенка. Она может носить оценочный и эмпатийный (сочувствующий) характер. Оценивая опыт ребенка, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь эффекта субъект-субъектных взаимоотношений.
В процессе выражения отношения к жизненному опыту дошкольников, общения в разных видах деятельности педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т. д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Воздействие на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка. Александр Владимирович Запорожец называл эмоции «ядром индивидуальности».
Во-первых, у каждого ребенка эмоциональные проявления имеют свою динамику развития, способы экспрессивного выражения, степень интенсивности эмоциональных реакций, свои наиболее «желанные переживания», к которым он стремится, - так называемые «предпочитаемые переживания».
Во-вторых, ребенок по-своему выражает свое видение окружающего, отношение к нему. Одно и то же явление или событие может вызвать у детей весьма разные эмоциональные реакции.
В-третьих, у каждого складывается свой, неповторимый мир эмоциональных образов, служащий основой формирования социально мотивированной деятельности, общей направленности и динамики поведения. В связи с этим можно сказать, что эмоциональные проявления детей, как экспрессивные (внешние), так и импрессивные (внутренние), в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразные оттенки переживаний, сопровождающие процесс познания, осуществления разных видов деятельности, педагоги создают благоприятные возможности для выражения ребенком своей индивидуальности.
Становление и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности могут успешно реализовываться при создании следующих условий:
• своевременная диагностика развития, что предполагает содержательное описание психологических особенностей, получение информации об индивидуальном своеобразии личности ребенка, его жизненном опыте;
• педагогическая поддержка увлеченности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего Я;
• обеспечение возможности свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательно-исследовательской и художественно-творческой;
• развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;
• организация общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявить себя, поддерживает инициативность, волевые усилия, ориентацию на успех. К приоритетным относятся диалоговые формы общения, доверительный характер взаимодействия, партнерские отношения, позволяющие обогащать жизненный опыт детей. В беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах.
• взаимосвязь внешних условий развития (создание благоприятной атмосферы, среды для общения, способствующих актуализации, рефлексии жизненного опыта, развертыванию субъектности в деятельности, общении, сознании детей) и внутренне обусловленного саморазвития, связанного с реализацией потребностей, интересов, желаний, самобытного Я ребенка.
Эффективные формы поддержки детской инициативы.
- Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
- Проектная деятельность.
- Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.
- Наблюдение и элементарный бытовой труд .
- Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада может осуществляться с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективной (косвенной) помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности,
необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает
перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Активность детей должна находить свое отражение в разных видах деятельности. А для этого в группе должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Одно из исполнительских умений педагога – это создание условий для свободного выбора детьми деятельности. Его составляющие необходимы для грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей;
- не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь;
- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями педагог должен строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, активно участвуют во всех конкурсах, делают работы совместно с детьми, принимают участие в проектах, где основой является инициативность детей.
Эффективности формирования индивидуальности и инициативности у детей будут способствовать следующие педагогические условия: целенаправленное формирование инициативности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка, сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности и инициативности у детей. Так как главную роль в формировании индивидуальности и инициативности ребенка занимает семья.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития индивидуальности и инициативности детей.
Объединение всех перечисленных выше условий вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"
Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....
Сообщение из опыта работы "Технологии поддержки индивидуальности и инициативности детей в творческой игре"
Из сообщения вы узнаете, какие функции имеет игровая технология, как поддерживается иннициативность детей....
Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...
Консультация «Поддержка индивидуальности и инициативности дошкольников»
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развит...
Консультация для воспитателей «Поддержка семьи в современных социокультурных реалиях»
Консультация для воспитателей«Поддержка семьи в современных социокультурных реалиях»Данная консультация содержит примерный план работы с детьми и родителями.Подготовила: воспитатель Бурдук...
Педагогические способности, необходимые для поддержки индивидуальности и инициативности детей.
Круглый стол.Ноябрь 2021 г....
Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в доу Е. Г. юдиной и Е. В. бодровой
Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в ДОУ Е. Г. Юдиной и Е. В. Бодровой Здравствуйте коллеги! Меня зовут Антонова Ильина Юрьевна, Я рабо...