Консультация для воспитателей «Поддержка семьи в современных социокультурных реалиях»
учебно-методический материал
Консультация для воспитателей
«Поддержка семьи в современных социокультурных реалиях»
Данная консультация содержит примерный план работы с детьми и родителями.
Подготовила: воспитатель Бурдуковская Наталья Андреевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Поддержка семьи в современных социокультурных реалиях» | 146.56 КБ |
Презентация к консультации | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Поддержка семьи в современных социокультурных реалиях»
Подготовила: Бурдуковская Наталья Андреевна
Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (А. С. Макаренко)
Социокультурная реальность (лат. socialis — общественный и realis — действительный) — это способы и формы жизни людей, складывающиеся в результате творческой деятельности человека и выражающие смысл исторического процесса.
Ее содержательную сердцевину определяют конкретные общественные отношения и связи, а также различные формы общественного сознания, идеология, исторические традиции, народные пристрастия и национальный менталитет.
Содержание социально-культурной реальности во многом зависит от качественного состояния исторического времени, от степени проявления таких человеческих компонентов в жизни и деятельности людей, как наличие у них политических свобод, уровень социальной справедливости, совесть, честь, достоинство, любовь к ближнему и т.п.
В настоящее время происходит резкое увеличение темпов динамики социокультурного развития каждого социума и общества в целом. Это проявляется, с одной стороны, в глобализации всех процессов, создании множества принципиально новых видов продукции и технологий, в информатизации, облегчающей кросскультурные контакты. С другой стороны, происходят и другие, негативные процессы, связанные с социокультурной деятельностью человечества.
Современные социокультурные реалии вызывают беспокойство педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги обеспокоены изменениями в системе традиционных культурных ценностей, низким уровнем развития общения современных детей, изменениями в отношениях между родителями и детьми, доминированием компьютерных игр и использованием гаджетов. Все это приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослым, снижению уровня нравственного развития дошкольников. В современных реалиях передовые информационные технологии все чаще заменяют человеческое общение, теряется ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На этом фоне у детей проявляется повышенный эгоцентризм, неумение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Эмоционально-нравственная сфера личности современного ребенка претерпевает существенные изменения. Современные дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно соблюдают общие для всех правила.
Постепенно снижается уровень нравственного развития дошкольников. Дети не всегда понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Отмечается рост агрессивного поведения современных детей на фоне избыточного просмотра «взрослых фильмов» и увлечения агрессивными компьютерными играми.
Теряется качество знаний детей об окружающем мире. В основном эти знания являются умозрительными и редко подкреплены личным практическим опытом.
В ходе взаимодействия с семьями воспитанников нужно стараться учитывать изменения в современной социокультурной среде, выстраивая свою работу по данному направлению в соответствии с ФГОС ДО где на этапе завершения дошкольного образования мы выпускаем ребенка, который:
- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Основными проблемами современной социокультурной реальности, с которыми мы сталкиваемся в нашей работе, это:
Рекомендую работу по данным проблемам выстраивать по двум направлениям: это работа с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников.
Примерный план работы по основным направлениям:
Основные проблемы современной социокультурной среды | Работа с детьми | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Изменения в отношениях между родителями и детьми. | Коммуникативная деятельность:
Игровая деятельность:
Познавательно-исследовательская деятельность:
|
|
| ||
Современные информационные технологии, заменившие человеческое общение | Игровая деятельность:
Коммуникативная деятельность:
|
|
| ||
Снижение уровня развития системы традиционных культурных ценностей | Коммуникативная деятельность:
Познавательно-исследовательская деятельность:
Музыкально-театрализованная деятельность:
|
|
| ||
Доминирование компьютерных игр, использование гаджетов | Игровая деятельность:
Коммуникативная деятельность:
Познавательная деятельность:
|
|
| ||
Низкий уровень развития общения детей со сверстниками | Игровая деятельность:
Коммуникативная деятельность:
Трудовая деятельность:
Музыкально-театрализованная деятельность:
|
|
| ||
Низкий уровень нравственного развития современного дошкольника | Коммуникативная деятельность:
Игровая деятельность:
Познавательно-исследовательская деятельность:
|
|
| ||
Повышенный эгоцентризм, недостаточный уровень развития толерантности | Игровая деятельность:
Коммуникативная деятельность:
Проектная деятельность:
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети – это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным. Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе. А.С. Макаренко
Социокультурная реальность (лат. socialis — общественный и realis — действительный) — это способы и формы жизни людей, складывающиеся в результате творческой деятельности человека и выражающие смысл исторического процесса. Ее содержательную сердцевину определяют конкретные общественные отношения и связи, а также различные формы общественного сознания, идеология, исторические традиции, народные пристрастия и национальный менталитет. Содержание зависит от качественного состояния исторического времени, или, от степени проявления таких чисто человеческих компонентов в жизни и деятельности людей, как наличие у них политических свобод, уровень социальной справедливости, совесть, честь, достоинство, любовь к ближнему и т.п.
Р езкое увеличение темпов динамики социокультурного развития каждого социума и общества в целом. глобализации всех процессов, создании множества принципиально новых видов продукции и технологий, в информатизации, облегчающей кросскультурные контакты. Педагоги обеспокоены следующими изменениями: в системе традиционных культурных ценностей, низким уровнем развития общения современных детей, -изменениями в отношениях между родителями и детьми, доминированием компьютерных игр и использованием гаджетов.
в соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования мы выпускаем ребенка, который: овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Основные проблемы современной социокультурной среды Изменения в отношениях между родителями и детьми. Современные информационные технологии, заменившие человеческое общение Снижение уровня развития системы традиционных культурных ценностей Доминирование компьютерных игр, использование гаджетов Низкий уровень нравственного развития современного дошкольника Повышенный эгоцентризм, недостаточный уровень развития толерантности Низкий уровень развития общения детей со сверстниками
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Изменения в отношениях между родителями и детьми Коммуникативная деятельность: Этические беседы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме», «Моя семья», «Обязанности членов семьи» и т.д. Игровая деятельность: Игровые ситуации: «Помогаем маме», «Моя семья» и т.д. Познавательно-исследовательская деятельность: Знакомство с трудом взрослых в рамках ранней профориентации «Встреча с интересными людьми » Консультации «Совместные прогулки с ребенком» и др Круглый стол «Родители и современные дети» Дискуссии «Как общаться с ребенком» и др. Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик» Тренинги: «Тропинка родительской любви», «Если что, я с тобой!» и т.д. Проект «Традиции нашей семьи» Спартакиада «Папа, мама, я – спортивная семья» Трудовой десант постройки из снега на участках «Зимние фантазии» Экскурсии в музей, тур выходного дня Детско-родительские творческие выставки: «Дары осени», «Зимняя сказка» и т.д. Фото вернисажи: «Как я помогаю маме», «Наши семейные традиции», « Д инастии » и т.д.
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Современные информационные технологии, заменившие человеческое общение Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: «Торговый центр», «Школа», «Путешествие», «В театре» и т.д. Игровые ситуации: «Расскажи, как прошел твой день » и др. Коммуникативная деятельность: Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад ?» и др. Проблемные ситуации «Если ты потерялся », «Один на улице» Рекомендации и памятки: «Экскурсии всей семьей», «Поход в музей, театр»; Семинары-практикумы: «Хочу понять своего ребенка », «Доверительное общение с ребенком» Педагогическая гостиная «Общение в семье», «Информационные окна» по темам недели с целью вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ Организация мини-библиотек Организация дней (недель) открытых дверей. Детско-родительские стенгазеты «Как я провел лето» и т. д. Игротеки с родителями «Игры моего детства»
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Снижение уровня развития системы традиционных культурных ценностей Коммуникативная деятельность: Беседы по ознакомлению детей с культурой русского и бурятского народа. Литературные вечера: «Русские народные и авторские сказки», «Детские писатели и поэты» Познавательно-исследовательская деятельность: Видеотеки: «Знакомство с достопримечательностями России», «История родного края: традиции и обычаи» Онлайн экскурсии: «Путешествие по Республике Бурятия», «Заповедные места», Путешествие по реке времени «Как жили люди на Руси» Проекты: «Традиции бурят», «Русские народные игры и забавы», «Путешествие по русским народным сказкам» и т.д. Музейная педагогика: «Защитники Отечества», «История письменности» Музыкально-театрализованная деятельность: Режиссерские игры и игры-драматизации по мотивам народных сказок. Досуги и развлечения: «Светлый праздник Сагаалган», «Масленица», «Рождественские колядки» Вовлечение родителей в совместные досуги посредством участия в литературных гостиных, театрализованных представлениях, проектах. Консультация « Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Педагогический брифинг «Воспитываем любовь к родному краю» Литературные гостиные: «Русский народный фольклор», «В гостях у сказки», «Лирика русских поэтов» «Домашнее чтение» Детско-родительское творчество: выставки, изготовление игрушек, детско-родительский дизайн в оформлении групп к праздникам.
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Доминирование компьютерных игр, использование гаджетов Игровая деятельность: Настольные и развивающие игры: пазлы, шашки, шахматы, мозаики, игры-ходилки, игры-викторины, игры с конструктором, лото, ассоциации и т.д. Коммуникативная деятельность: «Буккроссинг» «Буктрейлер» «Мнемотехника» Познавательная деятельность: Викторины: «По дорогам сказок», «Загадочный космос» Консультации и памятки «Играем дома», «Развиваемся, играя», «Занимательные опыты дома» Заочные консультации: «Рекомендации по организации игровой деятельности с ребенком дома», Вечер вопросов и ответов «Современные гаджеты – польза или вред?» Брошюры «Мама, почитай мне сказку» Папки-передвижки «Организация летнего отдыха детей», «Знакомимся с природой на отдыхе» КВН Творческие мастерские «Игрушка своими руками», «Акварельная фантазия», «Волшебные фигурки из соленого теста»
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Низкий уровень развития общения детей со сверстниками Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Школа», «Семья» и т.д. Игры с правилами, игры-ходилки и т.д. Коммуникативная деятельность: Беседы: «Что такое дружба?», «Давай помиримся» Тренинги на сплочение детского коллектива Трудовая деятельность: Совместные дела и поручения Коллективные виды деятельности: аппликации, ручной труд, создание макетов, постройки из песка, строительные игры и т.д. Музыкально-театрализованная деятельность: Досуг «День дружбы» Рекомендации родителям «Как помочь ребенку завести друга», «Ребенок на детской площадке» Памятка «Объясняем ребенку правила дружбы» «Волонтерство»: «Старшие дошкольники- малышам», «Покормите птиц зимой» Ток – шоу: «Я и мои друзья», «Если с другом вышел в путь» Презентации: «Моя коллекция», «Любимая игрушка», «Мое хобби»
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Низкий уровень нравственного развития современного дошкольника Коммуникативная деятельность: Беседы по сказкам, рассказам, пословицам, обсуждение морали. Игровая деятельность: Игровые и практические ситуации «Ежели вы вежливы», «Правила этикета», «Как бы ты поступил?» и т.д. Познавательно-исследовательская деятельность: Рассматривание сюжетных картинок по теме «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цикл занятий «Уроки доброты» Консультации: «Что почитать ребенку дома?», «Учимся анализировать прочитанные произведения» Папки-передвижки «Нравственное воспитание детей дома», «Учим пословицы и поговорки». Памятка «Этические беседы с детьми» Дни добрых дел: «Спешите делать добро», «Открытка ветерану» Неделя вежливости
Работа с детьми Взаимодействие с семьями воспитанников Повышенный эгоцентризм, недостаточный уровень развития толерантности Игровая деятельность: Игры на сплочение детского коллектива: «Волшебный клубочек», «Доброе животное» и т.д. Игры на развитие позитивной социализации детей: «Мост дружбы», «Радио» и т.д. Коммуникативная деятельность: Этические беседы: «О том, как быть уступчивым » и др. Проектная деятельность: «Дружат дети всей земли» Рекомендации родителям по проведению бесед на темы: «Я и другие люди», «Что чувствуют другие?» Брошюра «Что такое толерантность?» Тренинги: «Я в обществе», «Мы разные- мы равные» и др. Участие в Международных акциях: «Щедрый вторник», «В каждой варежке тепло, в каждой варежке добро» Семейные проекты по поликультурному воспитанию «Моя национальность»
Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого! (И. Кант)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...
Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"
Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...
Консультация для воспитателей: «Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»
Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...
Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в современном ДОУ"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры.Экологическая культура – это воспитание эмоциональн...
«Социальное партнерство воспитателя и семьи на современном этапе»
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Консультация для воспитателей " Поддержка индивидуальности и инициативности детей через создание современных образовательных условий"
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Консультация для воспитателей «Новому детскому саду – современный цифровой воспитатель»
Цель работы: обобщение и представление опыта по применению цифровых технологий в педагогической практике.Задачи:1. Вовлечь детей в образовательный процесс с помощью цифровых технологий;2. Установ...