Методические рекомендации в экспериментировании с использованием технологии ТРИЗ.
методическая разработка

Сильченко Ирина Васильевна

Знакомство с методом "маленьких человечков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomenditsii.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 «РЯБИНКА» г.ГРЯЗИ

ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Методические рекомендации в экспериментировании с использованием
технологии ТРИЗ.

Подготовил:

воспитатель первой квалификационной категории

Сильченко Ирина Васильевна

Грязи 2018


Тема: Метод «маленьких человечков».


Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить
представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение,
умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение
анализировать причины.
Оборудование: мяч.
1 . Обсуждение «Что не делится на части?».
Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие
частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно
сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода — из молекул воды,
бумага — из молекул бумаги и т. д.
О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы
маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие
человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол,
машина не очень похожи друг на друга, но они все твердые, значит, и
«человечки» там похожи. В твердых предметах «человечки» крепко держатся
за руки...
2. Игра «Назови твердое».
Проводится игра с мячом. Тот, кто получил мяч, должен назвать различные
твердые предметы. Кто ошибся или повторил — выходит из игры.
Дети нередко путают понятия «твердое» (в смысле «крепкое») и «твердое» (в
смысле «нежидкое»). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая,
вот фанерка твердая...». При возникновении подобных ситуаций воспитатель
уточняет задание: твердое — это то, что не жидкое. (Бумага — это не
жидкость,
она состоит из «твердых человечков», но они, наверное, не очень сильно
держатся за руки, вот почему бумага легко рвется.)
3. Инсценировка «маленьких человечков».
Воспитатель «превращает» детей в «маленьких человечков» и предлагает
изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за
руки).
При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку
можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.
Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если
растянутую резинку отпустить? Продолжать растягивать? (Все ответы
моделируются.)
4. Подведение итогов.


Тема: «Твердые и жидкие человечки».


Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о
свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать
свойства объектов.
Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.
1 . Решение проблемной ситуации.
Приходит Игрушка и рассказывает:
- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все
кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась
посуда — тонкая, прозрачная, искристая... Снежная Королева мне даже одну
чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и
привезла вам. Сейчас покажу...
Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно.
— Ой, а куда же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения
выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед
растаял.
2. Сравнение твердых и жидких веществ.
Оказывается, лед волшебный, он умеет превращаться.
Лёд-это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся за руки
Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается
жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно
делать с водой, а что — со льдом?
Ответы детей желательно сопровождать соответствующим показом
различных свойств твердых и жидких веществ: поставить рядом стаканы с
водой и с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже
твердые, но не тают)).
Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может
впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые
вещества сохраняют свою форму в любой емкости; «жидкие человечки» легко
перемещаются (если дотронуться до воды, палец станет мокрым, а если до
кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится); вода занимает весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики
можно уложить плотно, почему?); если налить воду в тряпичный мешочек, она
вытечет, а кубики останутся.
3. Игра «Замри».
Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал
(бубном или колокольчиком), они превращаются в ледяные фигуры, т. е должны
замереть — «замерзнуть», повторный сигнал — «растаяли» и т. д.
4. Моделирование ситуации.
Воспитатель предлагает детям проинсценировать ситуацию «Сосулька
весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется па земле
под сосулькой? Что происходит ночью?
5. Подведение итогов.



Тема: «Газообразные человечки».


Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления
детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение
перевоплощаться и абстрагироваться.
Оборудование: карточки с «маленькими человечками».
1 . Анализ проблемной ситуации.
Приходит Игрушка и рассказывает:
— Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть «твердые человечки», они крепко держатся за руки; есть «жидкие человечки», они за руки не держатся, а просто так ходят или стоят... И вдруг вижу: калитка впереди — то откроется, то закроется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все равно то откроется, то закроется... Кто же ее открывал?
В результате обсуждения различных вариантов дети приходят к выводу, что
это делал ветер.
2. Беседа о «газообразных человечках».
Примерные вопросы для беседы:
Что такое ветер?
Можно ли его увидеть, нарисовать?
По каким «следам» (признакам) люди узнают, что погода ветреная?
Ветер какой — твердый или жидкий?
Ветер — это сильная струя воздуха. Воздух состоит из «человечков газа»: эти
«человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда
захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать «газообразных
человечков».
Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она
превращается в пар, который хорошо виден (можно вспомнить или показать
кипящий чайник).
Во время беседы желательно использовать Игрушку, которая дает
неправильные, ошибочные варианты ответа или сомневается в очевидном.
3. Игра «Маленькие человечки».
Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети
должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить
или бегать по группе. Порядок и темп команд — произвольный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

представляю вашему вниманию подборку игр для использования ТРИЗ...

Методическая разработка "Путешествие на остров ошибок" с использованием технологии ТРИЗ

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы на тему «Путешествие на Остров ошибок»С использованием технологии ТРИЗ....

Методические рекомендации для педагогов по использовонию технологии ТРИЗ

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производит...

Методические рекомендации по использованию технологий ТРИЗ в физическом развитии детей дошкольного возраста

ТРИЗ – теория развития творческой личности.В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творч...

Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ - Триз в старшей группе.

Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ - Триз в старшей группе. "Детская лаборатория дружбы" ...