Консультация «Формирование грамматического строя речи 5-6 лет»
консультация
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня по сравнению с предыдущей возрастной группой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_detey_5-6_let.doc | 659.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня по сравнению с предыдущей возрастной группой. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать вопросительную и восклицательную интонацию (радость, удивление и т. д.). К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного состава, однако, особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей слова как части речи (общее значение слов и их изменение по родам, числам, падежам, лицам), словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все части речи и усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растёт употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлечённые понятия. Они принадлежат к одному из трёх родов (мужскому, женскому или среднему), изменяются по числам и падежам. Нужно учить детей правильно ставить слова в падежные формы (склонять), среди которых самой трудной является родительный падеж множественного числа (сливы – слив, апельсины – апельсинов, карандаши – карандашей).
В предложении существительное чаще всего играет роль подлежащего и дополнения. С ними согласуется определение в роде, числе и падеже, выраженное прилагательным; с подлежащим согласуется сказуемое, выраженное глаголом. Детям следует показать разнообразные способы согласования.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида; они изменяются по лицам, числам, времени, родам и наклонениям.
Дети должны научиться правильно спрягать глаголы, особенно «трудные» (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят); правильно употреблять категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода.
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (играет, играл, будет играть). Дошкольников требуется подвести к образованию повелительного наклонения глагола – действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги; идём, бежим; пусть бежит, идёмте) – и к образованию сослагательного наклонения – возможно или предполагаемого действия (играл бы, читал бы). Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам.
Детей нужно знакомить с согласованием прилагательного с существительным в роде, числе, падеже; с полными и краткими прилагательными (весёлый; весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).
В процессе обучения дети учатся правильно употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные, союзы, предлоги.
Необходимо знакомить детей с наиболее продуктивными способами словообразования – с помощью приставок, суффиксов: учить – учитель (с помощью суффикса); писать – переписывать (с помощью приставки); застольный, разбежаться (с помощью приставки и суффикса). Дети могут подобрать от исходного слова несколько однокоренных слов (снег – снежинка – снежный – снеговик – подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных (зайчонок, лисёнок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал – поехал – выехал) и т.п.
В обучение целесообразно включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Например, имена существительные получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности, пренебрежительности благодаря суффиксам субъективной оценки: дом – домик – домище; берёза – берёзка – берёзонька; книга – книжечка – книжонка. Дети должны уметь объяснить смысл и различие таких слов. В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал – перебежал – выбежал; играл – выиграл – проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный – умненький – умнейший; худой – худенький – худущий (худющий); полный – полненький – полноватый; плохой – плохонький.
Синтаксис – это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Следует формировать у детей умение обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание надо уделять упражнениям, развивающим умение выстраивать слова в предложении в правильном порядке, устранять повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотонна), грамотно согласовывать слова в предложении. У дошкольников необходимо формировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Консультация Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Игры на формирование словаря и развитие грамматического строя речи дошкольников...
Консультация "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"
Формирование грамматического строя речи у дошкольников...
Консультация "Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышлен...
Консультация: «Формирование грамматического строя речи»
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками слово...
Консультация "Формирование грамматического строя речи"
Способность, верно, проговаривать окончания, использовать предлоги — важна для цельного и правильного становления речи ребенка. Формирование грамматически правильной речи возникает на базе когни...