Консультация "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"
консультация (старшая группа)
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_doshkolnikov.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Грамматика - наука о строе языка, его законах. Грамматика представляет собой систему, объединяющую морфологию, словообразование, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова ( или других слов) с помощью специальных средств.
Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
- - на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла";
- - вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
- -дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что…"
Неправильно иногда оформляется союзная связь:
- - опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому… нажал сильно";
- - один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
- - союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют".
Способы словообразования:
- морфологический способ (при помощи приставок, суффиксов, корней, окончаний): путь – пут-ник; под одеялом - под-одеяль-ник; порядок – бес- порядок; слабый – слаб-ость; спускать – спускать-ся; бежать – при-бежать, в-бежать, вы-бежать; заяц – зай-чон-ок; сахар – сахар-ниц-а и т.п;
- морфолого-синтаксический способ – сложения нескольких основ: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб; черные брови – чернобровый и пр.
- Словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя: копатка, помогание, колоток, страшность, пургинка и др.
Родители и воспитатели должны следить за речью детей, за правильностью её фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.
Упражнения по словообразования и словоизменению
«Один – много»
Яблоко - …(яблоки) Ананас - …(ананасы) и т. д.
Чашка - …(чашки) Кастрюля -…(кастрюли) и т.д.
Куртка - …(куртки) Шарф - …(шарфы) и т. д.
«Измени по образцу»
Растёт - растут Сажает -…(сажают)
Зреет -…(зреют) Окучивает -…(окучивают)
Спеет -…(спеют) Поливает -…(поливают) и т.д.
«Измени слова, отвечая на вопросы»
Что делал? Что делала? Что делали?
Сажают -…(сажал) …(сажала) …(сажали)
Рыхлят -…(рыхлил) …(рыхлила) …(рыхлили)
Собирают -…(собирал) …(собирала) …(собирали)
«Назови ласково»
Шкаф -…(шкафчик) Стул -…(стульчик) и т. д.
Молоко -…(молочко) Масло -…(маслице) и т. д.
Овца -…(овечка) Баран -…(барашек) и т. д
«Весёлый счёт»
Счёт предметов до 10 и обратно.
Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек, шесть чашек, семь чашек, восемь чашек, …
Десять вилок, девять вилок, восемь вилок, …
Один мандарин, два мандарина, …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."
Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....
Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...
Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...