Консультация "Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_grammatika_wecompress.com_.pptx892.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Фещенко Татьяна Геннадьевна г. Камень – на - Оби 2021 г. Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колокольчик»

Слайд 2

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: 1. он обозначает грамматический строй языка ; 2. науку , свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.

Слайд 4

Младшая группа з адачи: 1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; 2. Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. 3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. 4. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными; 5. Учить понимать назначение предлогов (в , на, под, за, около) 6. Учить пользоваться разной интонацией; 7. Составлять предложения с однородными членами. 8. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.

Слайд 5

Средняя группа з адачи: 1 . Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении . 2. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи . 3. О бразовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах . 4. Упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. 5. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать . 6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Слайд 6

Старшая группа з адачи: 1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш), существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад). 4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь ). 5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. 6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.

Слайд 7

Подготовительная группа з адачи: Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад). Вводить в речь антонимы. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными. Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилаг-ых. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Слайд 8

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы : Словоизменение: - категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут); - категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце); - категории падежа: родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»; дательный падеж: «Подарить кому?»; винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»; творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»; предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

Слайд 9

2. Словообразование : образование уменьшительно-ласкательных форм существительных ; образование существительных от существительных ; образование прилагательных от существительных ; образование приставочных глаголов ; образование глаголов от существительных и звукоподражаний ; образование сложных слов.

Слайд 10

3. Согласование : существительных с местоимениями ; существительных с прилагательными ; существительных с числительными ; глаголов прошедшего времени с местоимениями.

Слайд 11

4. Формирование фразы : простые нераспространённые предложения ; распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения ); предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции ); сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да »); сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

Слайд 13

«Хвастунишка» Закончи предложения, используя картинки. У МЕНЯ МНОГО... « Всегда много» Назови предметы, названия которых бывают только во множественном числе.

Слайд 15

Антонимы Идти Отдыхать Отдыхать работать Подниматься спускаться Подъезжать Отъезжать

Слайд 16

Подбери определения к картинкам. Произнеси эти словосочетания. Соедини стрелками Красное Красная Красный красные Плавало, плавал, плавали, плавала длинный, длинная, длинные, длинная

Слайд 17

Образуй новые слова. Например: сапоги из резины - резиновые сапоги.

Слайд 18

Цель: Учить образовывать однокоренные слова по образцу Лес - лесной , лесник , лесок , лесочек . Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка Лес, лесник, лесок, лесной, лесочек Дом, домишко, домик, домовой, домище

Слайд 19

«Иностранец» Иностранец показывает фотографии своей машины и рассказывает о ней . Найди речевые ошибки в его рассказе и скажи правильно . У меня красивый машина Я ехать в машина Моя багаж лежит на машина

Слайд 20

«Хвастунишки» Закончи предложения подходящими словами. У меня яблоко большое . А у меня ещё больше! Я бегаю быстро! А я ещё ... ! Я очень сильный! А я ещё ... ! Я очень скромный! А я ещё ... !

Слайд 22

Инновационные технологии В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.

Слайд 23

Игры Воскобовича

Слайд 24

Игры Никитина

Слайд 25

Моделирование

Слайд 26

Карты Проппа Стимулируют развитие внимания, творческого воображения, активизируют связную речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины.  Обозначены пути формировани...

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...

Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Презентация разработана к семинару для воспитателей по  теме " Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"   и является  дополнением к выступлению...

Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспи...

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В презентации для ознакомления воспитателям дается информация о том, из каких компонентов состоит грамматический строй речи, периоды его формирования у дошкольников, примеры самых распространенных гра...