Консультация "Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_grammatika_wecompress.com_.pptx | 892.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: 1. он обозначает грамматический строй языка ; 2. науку , свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.
Младшая группа з адачи: 1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; 2. Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. 3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. 4. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными; 5. Учить понимать назначение предлогов (в , на, под, за, около) 6. Учить пользоваться разной интонацией; 7. Составлять предложения с однородными членами. 8. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Средняя группа з адачи: 1 . Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении . 2. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи . 3. О бразовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах . 4. Упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. 5. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать . 6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Старшая группа з адачи: 1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш), существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад). 4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь ). 5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. 6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
Подготовительная группа з адачи: Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад). Вводить в речь антонимы. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными. Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилаг-ых. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы : Словоизменение: - категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут); - категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце); - категории падежа: родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»; дательный падеж: «Подарить кому?»; винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»; творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»; предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».
2. Словообразование : образование уменьшительно-ласкательных форм существительных ; образование существительных от существительных ; образование прилагательных от существительных ; образование приставочных глаголов ; образование глаголов от существительных и звукоподражаний ; образование сложных слов.
3. Согласование : существительных с местоимениями ; существительных с прилагательными ; существительных с числительными ; глаголов прошедшего времени с местоимениями.
4. Формирование фразы : простые нераспространённые предложения ; распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения ); предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции ); сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да »); сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).
«Хвастунишка» Закончи предложения, используя картинки. У МЕНЯ МНОГО... « Всегда много» Назови предметы, названия которых бывают только во множественном числе.
Антонимы Идти Отдыхать Отдыхать работать Подниматься спускаться Подъезжать Отъезжать
Подбери определения к картинкам. Произнеси эти словосочетания. Соедини стрелками Красное Красная Красный красные Плавало, плавал, плавали, плавала длинный, длинная, длинные, длинная
Образуй новые слова. Например: сапоги из резины - резиновые сапоги.
Цель: Учить образовывать однокоренные слова по образцу Лес - лесной , лесник , лесок , лесочек . Снег, снежок, снежный, снеговик, снежинка Лес, лесник, лесок, лесной, лесочек Дом, домишко, домик, домовой, домище
«Иностранец» Иностранец показывает фотографии своей машины и рассказывает о ней . Найди речевые ошибки в его рассказе и скажи правильно . У меня красивый машина Я ехать в машина Моя багаж лежит на машина
«Хвастунишки» Закончи предложения подходящими словами. У меня яблоко большое . А у меня ещё больше! Я бегаю быстро! А я ещё ... ! Я очень сильный! А я ещё ... ! Я очень скромный! А я ещё ... !
Инновационные технологии В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.
Игры Воскобовича
Игры Никитина
Моделирование
Карты Проппа Стимулируют развитие внимания, творческого воображения, активизируют связную речь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей ДОУ. Описаны задачи формирования грамматически правильной речи детей. Приведены примеры грамматических ошибок в речи детей и их причины. Обозначены пути формировани...
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...
Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста
В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Презентация разработана к семинару для воспитателей по теме " Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста" и является дополнением к выступлению...
Лэпбук как средство формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагога, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка [2].Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития...
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспи...
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
В презентации для ознакомления воспитателям дается информация о том, из каких компонентов состоит грамматический строй речи, периоды его формирования у дошкольников, примеры самых распространенных гра...