Экологический проект "природа глазами детей"
проект (средняя группа)
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нрав ственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_prekt.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-значимый
экологический проект “Зеленая планета”
автор: Балябина Н.А.
Филиал «Большемечетный»
МБДОУ Д/с «Золотой петушок»
Социально – значимый экологический проект «Зеленая планета»
Ухудшение экологии в мире – это уже не просто слова, это приближение экологической катастрофы, уменьшаются популяции птиц, вымирают десятки и даже сотни видов животных и насекомых, погибают растения. Так будем же вместе бить тревогу, потому что мы в ответе за будущее нашей планеты, за наш ДОМ!
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир был зеленым,
Не вырубайте березы и клены!
Актуальность проекта.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нрав ственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Теоретическая база опыта.
Экология – наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыт хотя бы одну тайну природы.
Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, предъявляемые ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.
С какого же возраста следует начинать экологическое образование ребенка? Так, М.А.Шаргаев считает, что необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития: детей надо учить, начиная: даже не с грудного возраста, а намного раньше”. Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может “начинаться с момента прихода в дошкольное учреждение”, т.е. с 2-3 лет. Ряд авторов-педагогов считают, что формирование обеспечивается не только их старением, но и поведением. В результате исследований Л.С.Игнаткиной, С.Н.Николаевой, П.Г.Саморуковой, А.М.Федотовой признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
Необходимо детям прививать доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом. Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Постепенно у ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательное, потребительское отношение, сострадание к ней. Чтобы совершить поступок, нужны научные знания, т.е. закономерности. Знания, построенные на основе закономерностей оказывают особенно сильное влияние на формирование диалектической направленности мышления.
Таким образом, дошкольный возраст, с точки зрения экологического образования является уникальной самооценкой и спецификой экологического образования и долен рассматриваться, как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры личности посредством освоения природной, социальной, городской среды; формирование чувства сопричастности ко всему живому.
Задачи:
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
- формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Участники: дети 4-5 лет, воспитатели
Этапы проекта.
1 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (октябрь).
Задачи: привлечение родителей к предстоящей творческой работе по реализации проекта; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экологических акций.
2 этап – практическая деятельность (ноябрь).
Задачи: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основы экологического образования через проведение экологических акций.
3 этап – итоговый, диагностический (декабрь).
Задачи: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- развитие эмоционально – чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- формирование активной нравственно – экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
Формы работы по реализации проекта:
- познавательное чтение;
- “Уроки доброты”;
- продуктивная деятельность;
- познавательно – исследовательская деятельность;
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
- эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:
- экологическая тревога;
- экологические знаки;
- экологическая тропа;
- экологическая газета.
Технологическая схема.
План – карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.
АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?» (октябрь)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми |
1. | Экологическая тревога: загрязнённый участок. | Сбор в поход (беседа, наблюдение, труд) Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе» |
2. | Экологические знаки | Распределение знаков на участке детского сада |
3. | Экологическая тропа | Игра-путешествие «Собери и положи». Игра-любование на участке |
АКЦИЯ «Птичье меню» (ноябрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми |
1. | Экологическая тревога Птицам нет еды | Наблюдение, беседа. |
2. | Экологические знаки | Аппликация «Птички в кормушке» |
3. | Экологическая тропа | Экскурсии, п/и, д/и Раскладывание корма в кормушки. |
АКЦИЯ: «Ёлочка-краса» (декабрь)
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми |
1. | Экологическая тревога | Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» |
2. | Экологические знаки | Изготовление альбома «Спасём ёлочку» |
3. | Экологическая тропа | Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. |
Результативность.
Используемые методы и приемы по реализации проекта.
Почти ежедневно проводим экологические минутки. Их цель – создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов.
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую задачу, используем различные игровые задания, проблемные ситуации.
Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить через моделирование биоценозов. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.
Для развития детского фантазирования используем экологические сказки и загадки.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяем опытам и наблюдениям. С помощью увлекательных исследований они узнают о свойствах воздуха-невидимки и волшебницы-воды. На специально организованных занятиях дети знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. В результате работы дети имеют представления об основных физических явлениях, о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.
Для решения задач экологического образования дошкольников, формирования экологической культуры детей и развитию экологических представлений нами подобраны дидактические игры, как одно из средств экологического воспитания. Это игры на формирование экологических представлений о мире животных, на формирование экологических представлений о растениях, объектах и явлениях природы, экологически бережного отношения к природе. Например, в игре «Закончи предложение» – говорим начало фразы, а дети придумывают конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Зимой медведь спит, а летом….», «Зимой заяц меняет шубку, потому что…», «Белка питается орехами, а заяц…».
Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. («Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве»). Игры могут быть разными: «Что бывает жёлтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Животное домашнее или дикое». Во всех случаях словесные игры закрепляют знания дошкольников, учат использовать их в нужный момент.
Использование игровых обучающих ситуаций имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. С их помощью у дошкольников формируется заинтересованное отношение к материалу занятия, создаются положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников.
Детей нашего дошкольного учреждения особо увлекает работа по составлению экологических плакатов и эмблем. Дошкольники могут в полной мере ощутить всю значимость природоохранной деятельности и внести свой вклад в дело сохранения окружающей среды.
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаем информацию для родителей по экологическому развитию детей, проводим консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения», проводим индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, организация совместных праздников, выставок поделок из природного материала «Осенние фантазии» и рисунков. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, грамотами.
Вся эта работа помогает уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания об объектах и явлениях природы, расширились представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствовала воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Природа, которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное.
А в природе всё удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Природа глазами детей"
Проект направлен на воспитание любви к окружающему миру, привитие экологической культуры, познание детьми окружающего мира....
Проект "Природа глазами детей!"
Долгосрочный проект в средней группе....
Экологический проект « Природа глазами детей»
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность — это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться — страстно желающим что-то узнат...
Долгосрочный проект: «Природа глазами детей»
Тип проекта: игровой, познавательный, творческий.Вид проекта: долгосрочный (01.09.2021-31.05.2022)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников (законные пред...
Долгосрочный проект "Природа глазами детей"
Долгосрочный проект(на 2 месяца) для детей старшей группы....
Проект "Природа глазами детей"
Проект по формированию экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте...
Проект: «Природа глазами детей»
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками, и именно в этом возрасте необходимо заложить у детей основы экологической культуры. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие...