Проект "Природа глазами детей"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гильманова Оксана Геннадьевна

Проект направлен на воспитание любви к окружающему миру, привитие экологической культуры, познание детьми окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_srednyaya_gruppa.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование педагогического опыта

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа глазами детей»

Авторы – разработчики педагогического опыта

Гильманова Оксана Геннадьевна

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2014-2017гг.

Адрес педагогического опыта

62883, Российская федерация,

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть  – Ях, 3-й мк.Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия»

Т. 8(3463)46-51-16

Элекронный адрес: mdou fantaziya@mail/ru

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа глазами детей»

Актуальность

Дети дошкольного возраста удивительно любознательны. Любознательность - это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться - страстно желающим что-то узнать. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных людей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель и задачи проекта

Цель: развивать наблюдательность и любознательность детей в процесcе ознакомления их с явлениями природы; формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным).

Задачи:

• развивать наблюдательность и любознательность детей в процесcе ознакомления их с явлениями природы;

• формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;

• воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);

• развивать эстетическое восприятие природных явлений;

• упражнять в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);

• воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;

• закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

• научить называть 3—4 дерева разных пород, один цветущий кустарник, 3—4 травянистых растения, 2 вида ягод, 2 вида грибов, 2-3 птицы, 3—5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;

• приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы:

- воспитатели

- музыкальный руководитель

- родители

Материально – технические ресурсы

- Приобретение контейнера для сбора коллекции «Мир природы».

-Приобретение видеофильма «Наш богатый край».

- Приобретение контейнеров для природного материала.

- Приобретение видеофильма «Времена года».

- Приобретение календаря природы.

- Приобретение детской энциклопедии с иллюстрациями мира животных и растений

-  Приобретение наглядных пособий в природный уголок.

Информационные ресурсы

-использование ИКТ

- пополнение библиотеки за счет интернет – сайтов

- создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий

Партнеры

- воспитатели

- музыкальный руководитель

- родители

План реализации проекта

Этапы внедрения.

Реализация проекта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа глазами детей» предполагает три этапа.

• 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

• 2-й - собственно исследовательский: предварительная работа с детьми и их родителями, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

• 3-й - обобщающий (заключительный): презентация проекта «Природа глазами детей» обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

• подбор иллюстративного материала по теме;

• подбор литературы по теме;

• подбор дидактических игр по экологии;

• оформление уголка «Мир природы» в группе;

• наблюдение в природе на прогулке;

• цикл занятий по рисованию, лепке и аппликации;

• организация непосредственно образовательной деятельности по лепке с элементами конструирования из природного материала на тему: «Ёжик, ёжик ни головы, ни ножек»;

• чтение художественной литературы.

Сказки: белорусская народная сказка «Пых», удмуртская народная сказка «Мышь и воробей», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», русские народные сказки: «Петух да собака», «Как петушок лису перехитрил», «Бычок - черный бочок, белые копытца»; В. Сутеев «Капризная кошка», «Под грибом», «Елка»; В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси».

Рассказы: Д. Габе «Окно» из цикла «Моя семья»; К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»; Т. Воронина «Про зайку»; Л. Л. Яхнин «Бабушка Веретена»; Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»; Н. Калинина «Про снежный колобок»; Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Стихи: С. Есенин «В ожидании зимы»; А. С. Пушкин «Пчелка»; Г. Лагздынь «На дачу», «С добрым утром», «Утро на ферме», «Арбуз», «Рассказ грибника», «Зимушка-зима», «Мороз», «Сосульки-воспитатели», «Весна»; В. Берестов «Сова и синица»; Е. Трутнева «Листопад»; Э. Богданова «Капельки»; А. Барто «Любитель-рыболов»; В. Звягина «Воробышки»; З. Александрова «Птичья елка»; В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы»; С. Маршак «Об умном мышонке»; Н. Саконская «Ягодка по ягодке»; В. Осеева «Ежинка»; «У задумчивой березки», «Эта стройная сосна», «Грибы искать не просто», «Одуванчик».

Сотрудничество с семьёй:

• Анкетирование родителей по теме.

• Консультация «Экологическое воспитание детей».

• Совместное творчество родителей с детьми из природного материала.

Целевая аудитория

Данный проект осуществляется в рамах воспитательно-образовательной работы МДОАУ детский сад «Фантазия"»: с детьми среднего дошкольного возраста - в различных видах деятельности, не требует специально организованных НОД (материал по каждой теме включается в алгоритм недели)

с педагогами - в условиях проведения методической работы;

с родителями - в совместной деятельности.

План реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

Дата

Мероприятия

Ответственные

01.09.2016-

30.09.2016

01.10.2016-

31.10.2016

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Консультация для родителей "Воспитание любви детей к природе".

Сбор природного материала для коллекции "Мир природы".

Разработка содержания проекта "Природа глазами детей".

Воспитатели

  1. Основной этап

Сентябрь

Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Рассматривание деревьев на примере своего района

"Путешествие в осень".

Работа с коллажем - грибы (гуашь коричневого цвета) .

 «Насекомые - польза и вред»

Работа с коллажем: на листе ватмана рисуем деревья разных пород

Стихи, потешки, загадки о деревьях

Работа с коллажем: составляем осенний лес.

Наблюдения за природой в дождливую погоду.

Опыт на выявление свойства почвы - впитывать воду.

Воспитатели, дети, родители

Октябрь

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Урок мышления "Почему во время дождя на дорожке образуются лужицы, а на цветнике луж нет? "(проводится исследование почвы на цветнике и на дорожке с помощью палочки) .

 «Кто живет в лесу»

«Путешествие в царство комнатных растений»

Опыт на выявление свойства почвы - плотная, утоптанная почва плохо впитывает воду.

Работа с коллажем: из ваты делаем облака, дождевую тучу. Из тучи идёт дождь (аппликация из цветной бумаги) .

Чтение художественной, русской народной литературы о воде.

Подвижные игры: «Через ручеек»,

«По тропинке», «Солнышко и дождик»

Родители,

дети, воспитатели.

Ноябрь

Занятие лепка «Грибочки».

Занятие лепка «На бабушкином дворе».

Работа с коллажем: клеем сухие листья на слой клея «Осенний ковер из листьев».

Серия наблюдений на участке за деревьями, кустарниками.

Дидактичесие игры: «От какого дерева листок?» , «Раз, два, три - к дереву беги!»,  «Назови дерево», «Найди по описанию», «Назови растение», «От какого дерева шишка?», «Собери дерево» (на ковролине).

Хозяйственно бытовой труд в природе по уходу за комнатными растениями.

Аппликация из сухих листьев, трав «Осень наступила».

Урок мышления: "Верно ли выражение: "Растения живые. Почему? ", "Что помогает растениям расти и развиваться? ", "Почему деревья не падают? ".

Воспитатели, родители, дети.

Декабрь

Фотовыставка «Я ухаживаю за комнатными растениями»

Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год»

«Кошка и собака -наши милые друзья».

«На птичьем дворе».

Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».

«Правила поведения на участке д/сада во время зимней прогулки».

 «Эта стройная сосна», Занятие рисование «Ай, да ёлочка – краса».

 Рассмотреть плоды растений на участке (рябина, калина, шишки ели, сосны, лиственницы).

Исследование «Что спряталось в еловой шишке? «

Дидактическая игра «Коробка ощущений» (грецкий орех, яблоко, мандарин, огурец, жёлудь). Исследование «Что спряталось внутри плода?»

Беседа «Зачем нужны плоды?»

Словесная игра с мячом «Назови плод».

Воспитатели, родители, дети.

Январь

Познавательное занятие - опыт «Снеговичок»

Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Беседа с детьми о земляных червяках и их пользе в почве.

Лепка "Земляные черви".

Воспитатели, родители, дети.

Февраль

Чтение Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей».

Прогулка «Деревья»

Изобразительная деятельность: рисование тема: «Деревья нашего детского сада»

Создание книжки - малышки «Жизнь дерева».

Познавательное занятие «Кому нужна вода».

Коллаж «Зимнее дерево» (аппликация из цветной бумаги).

Подвижная игра «Птички клюют».

Заселяем в коллаж птичку (аппликация)

Чтение Подвижные игры «Кот и мыши», «Мышеловка».

Чтение Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк».

Воспитатели, родители, дети.

март

Создание огорода на окне.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Посадка лука». Опыт «Лучшие условия для роста лука» (лук сажаем в почву, в воду, в мох; ведем дневник наблюдения).

Дидактическая игра «Вершки-корешки».

Посадка семян цветов на рассаду.

Создаём огород (аппликация «Овощи»).

Беседа «Человек и земля».

Изготовление поделок из природного материала.

Коллаж «Деревья» - рисуем скворечник на дереве.

Создание выставки «Мой скворечник из бумаги».

Детская энциклопедия «Птицы» роль скворечников.

Воспитатели, родители, дети.

апрель

«Русский фольклор как средство обогащения экологических знаний детей».

Развлечение «День Земли».

Осуждение проблемы. Опавшие листья часто сжигают. Хорошо ли это?

Наблюдение за прошлогодними листьями в сравнении с засушенными осенними листьями.

Разучивание стихов: «У задумчивой березки», «Эта стройная сосна», «Одуванчик».

Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Завершающий этап

Май

Диагностика экологических знаний, умений, навыков детей Развлечение «Наш дом – природа»

 Презентация проекта «Природа глазами детей»

Дети, воспитатели, родители.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: "Посмотрим в окошко". Рисование сюжетное по замыслу.

Тема: "Цветочная клумба". Аппликация коллективная.

Тема: "Жуки на цветочной клумбе". Лепка предметная (коллективная композиция)

Тема: "Петя-петушок, золотой гребешок". Лепка с элементами конструирования из природного материала

Тема:"Храбрый петушок". Рисование по представлению.

"Листопад и звездопад". Аппликация из природного материала на бархатной бумаге.

Тема:"Золотые подсолнухи". Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза.

Тема:"Вот какой у нас арбуз". Лепка предметная.

Тема: "Яблоко – спелое, красное, сладкое". Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).

Тема: "Мухомор". Лепка предметная по представлении.

Тема:«Кисть рябинки, гроздь калинки…». Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Тема: "Во саду ли в огороде" (грядка с капусткой и морковкой). Лепка сюжетная по мотивам белорусской сказки «Пых».

Тема: «Тучи по небу бежали». Аппликация – мозаика с элементами рисования.

Тема: «Вот ежик – ни головы, ни ножек…». Лепка сюжетная, с использованием природного материала.

Тема: «Мышь и воробей». Рисование красками по мотивам литературного произведения.

Тема: "Заюшкин огород" (капустка и морковка). Аппликация сюжетная

(на основе незавершенной композиции).

Тема: "Зайка серенький стал беленьким". Рисование с элементами аппликации.

Тема: «Лижет лапу сибирский кот». Лепка сюжетная по содержанию стихотворения,

Тема: "Морозные узоры" (зимнее окошко). Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения,

Тема:"Наша елочка". Рисование с элементами аппликации,

Тема: "Снежная баба – франтиха". Лепка сюжетная.

Тема: "Снеговики в шапочках и шарфиках". Рисование красками (по представлению).

Тема: «Два жадных медвежонка». Лепка сюжетная по мотивам венгерской сказки.

Тема: «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке). Рисование сюжетное (гуашевыми красками).

Тема: «Как розовые яблоки на ветках снегири». Лепка сюжетная рельефная.

Тема: "Сова и синица". Лепка сюжетная коллективная,

Тема: "Филимоновские игрушки – свистульки".Лепка декоративная по мотивам народной пластики, расскуаз воспитателя.

Тема: "Курочка и петушок" (продолжение занятия). Лепка декоративная из глины.

Тема: "Сосульки на крыше". Аппликация с элементами рисования.

Тема:"Воробьи в лужах". Аппликация с элементами рисования,

Тема: «Живые облака». Аппликация обрывная (по замыслу).

Тема: "Наш аквариум". Лепка объемная и рельефная (коллективная композиция).

Тема: "Рыбки играют, рыбки сверкают"(на основе незавершенной композиции). Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная).

Тема: «Радуга-дуга не давай дождя». Рисование дидактическое.

Тема: «Муха-цокотуха». Лепка сюжетная коллективная.

ЦИКЛ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Темы:

"Форма предмета. Дикие и домашние животные".

"Домашние птицы. Поэтическое творчество".

"Домашние животные".

"Овощи и фрукты".

"Русская природа. Растения леса".

"Что такое «Экология».

"Вредные и полезные насекомые. А. С. Пушкин «Пчелка».

"Сад, огород, лес. Русские народные сказки".

"Рыбки".

"Е. Благинина «Котенок». Сказки В. Сутеева".

"Как мы с белочкой играли. О. Высотская «Грибок».

"Птицы. В. Звягина «Воробышки».

"Время года. Н. Калинина «Про снежный колобок».

"Зимнее время года".

"Какие дети нравятся Снегурочке. Русская народная сказка".

"Скворечник для птиц".

"Как мы ухаживаем за комнатными растениями".

"Подарок для обезьянки. Цветы".

"Зимний огород. Обобщение".

"Как помочь зайчатам? Домик для зайчат".

"Дымковский козлик. Рисунок фигуры животного".

"Какие бывают цветы?"

"Трудно ли учиться в лесной школе?"

"Строим домик для мишки. Дикие животные".

"Ягоды. Стихотворение Н. Саконской «Ягодка по ягодке».

"Хвойные деревья. Экология родного края. Экскурсия в парк".

"Весна. Составление небольшого рассказа по картине".

"Птицы. Учимся говорить".

"Растения огорода".

Список литературы

1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». – М. : ЦГЛ,

2005.

3. С. А. Козлова «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

4. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

5. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ». Патриотическое воспитание. – М. : Айрис-пресс, 2007.

6. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

7. С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

8. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007.

9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Средняя группа. – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.

10. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет». Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М. : ВАКО, 2007.

11. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ». Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007.

12. Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития». Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Линка – Пресс, 2001.

13. «Патриотическое воспитание». Дошкольное воспитание №7 2010г.

14. «Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей». Дошкольное воспитание №1 2010г.

15. «Растите детей патриотами». Дошкольное воспитание №8, 2009г.

16. «Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста! Дошкольное воспитание № 8 2009г.

17. «Особенности гражданского воспитания дошкольников». Дошкольное воспитание № 10 2009г.

18. «Методика экологического воспитания средствами фольклора». Дошкольное воспитание №12 2009г.

19. «Экологическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики». Дошкольное воспитание №5 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".

Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет; — формирование мотивации у детей ...

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности  для детей 5 - 6 лет...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

2018год Региональный конкурс творчества детей "Безопасность у воды глазами детей"

В апреле 2018 года на Региональном конкурсе "Безопасность у воды глазами детей" нашу группу с рисунком "Не зная брода - не входи в воду!" представляла Мамонтова Дарья....