Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей
методическая разработка

Елена Антоновна Подвербная

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ № 9

Подвербной Елены Антоновны

по теме: «Дидактическая игра, как средство развития познавательных интересов и умственных способностей ребенка».

         

СОДЕРЖАНИЕ

1.Основное содержание опыта.

2.Рекомендации по использованию опыта:

а) Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

б) Подвижные игры с использованием палочек Кюизенера

3. Стихи о геометрических фигурах;

4. Занимательные задачи;

5. Задачи в стихах;

6.Конспекты занятий.

 

Геометрические фигуры.

(стихи)

ТОЧКА

Пуст сегодня дворик наш,
За окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш,
Решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается ТОЧКА.

ЛИНИЯ
Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Мне посоветовала мама,
Вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой -
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой,
Или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая,
Это линия -ПРЯМАЯ.

УГОЛ (ПРЯМОЙ, ОСТРЫЙ, ТУПОЙ)
Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже -ОСТРЫМ,
Если шире, то -ТУПЫМ.

Я ОСТРЫЙ - начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
как остриё меча.
А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.

ТРЕУГОЛЬНИК
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

КВАДРАТ
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ
Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.

ТРАПЕЦИЯ
Трапеци, трапеция,
Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

ОВАЛ
А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.

ОБЪЁМНЫЕ ТЕЛА
КУБ

Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.

ЦИЛИНДР
-Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся : - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.

КОНУС
Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС- шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
- Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь ,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

ПИРАМИДА
Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!

ШАР
Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это- шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус

Загадки для урока математики или геометрии с ответами.

А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(фигуры)

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(Треугольник)

Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
(точек)

Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ...
(луч)

Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ...
( прямая)

Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится ...
(кружок)

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)

Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ...
(ромб)

Другой вариант:
Превращать его умеем -
Две вершины отведем,
И трапецию имеем!
Не трапецию, так ромб!

Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может?
(угол)

Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!
(циркуль)

Занимательная математика и счет для дошкольников

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Занимательные задачи

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)
  • В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).
  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Задачи в стихах.

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В.Кудрявцева

Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г.Новицкая

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько тут орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?

Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит,
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»

Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!

Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы, друзья, считайте,
Сколько капель отвечайте!

Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько шло всего детей?
Отвечай-ка поскорей!

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
Б.Заходер

Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?

Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!

Примечание:

Для того, чтобы научиться считать хорошо, надо считать много. Вот хорошее упражнение, которое увлекает даже тех детей, которые питают к устному счету стойкую ненависть. Я его придумала, когда мой сын, еще дошкольник, упорно отказывался складывать и вычитать. Упражнение в форме игры помогло преодолеть отвращение к устному счету.

Называется упражнение "Убей дракона". Пятиглавый дракон - это рука с пятью пальцами. Каждый правильный ответ - отрубленная драконья голова. 5 правильных ответов - дракон убит, победа! Каждый неправильный ответ "оживляет" уже отрубленные головы.

Здесь весь фокус в правильной дозировке простых и сложных вопросов. Ребенок должен почувствовать, что дракона "победить" можно, что это ему вполне по силам. "Битва" не должна быть длительной. И, понятно, в конце концов победителем всегда остается ребенок.

Счетные палочки X. Кюизенера

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

Комплект цветных счетных палочек изготов¬лен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер». С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следова¬ния чисел: 1, 2, 3, ... В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвети размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практичес¬кой деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и ДР-

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практичес¬кой деятельности, в результате разнообразных упражнений.

Например, представление о числе «5» формируется у ребенка на основе сосчитывания предметов, цветных счетных палочек, при условии соотнесения каждого предмета с числом натурального ряда, начиная с числа «один»; «шагая по лесенке», составленной из цветных палочек или кубиков (см.рис. 1, 2, 3,4).

При этом ребенок замечает, что «шагая по лесенке» вверх — числа увеличиваются, а, спускаясь — уменьшаются, начинает понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путем увеличения или уменьшения на 1. Образование чисел и отношения их принято записывать условно: п ± 1, где «п» — число.

Представим себе, что ребенок оказался в такой ситуации: действуя с палочками в условиях игры, затрудняется в определении количественного значения желтой и бордовой. Узнать это очень просто, желательно, чтобы ребенок догадался об этом сам. Он берет белые кубики (единицы) и накладывает (или прикла¬дывает) их на палочку, обозначающую число 8 (бордовую) и число 5 (желтую). Сосчитывает количество кубиков, убеждается в том, что одна из палочек — число 8, вторая обозначает число 5, устанавливает связь между цветом, длиной палочек и числом, запоминает. Для этого, ребенок смоделировал числа 8 и 5 с помощью белых кубиков, убедился в их составе из единиц, количественном отношении (одно больше (меньше) другого на 3).

В приведенном примере белый кубик (число 1) выступал в качестве мерки (единицы измерения). Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения больше - меньше, столько же, больше (меньше) на 1,2,3,деление целого на части и отношение частей, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел, начинает практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления. Кроме этого дети осваивают простран¬ственные отношения (слева направо, левее, вдоль, выше, чем ... и др.), понятия «между», «каждый», «одна из...», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину», «быть одинакового (разного) количественного значе¬ния».

Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКТА

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком, следующие с последовательным увеличением по длине на 10 мм. В состав комплекта входят:

цвет

число

штук

белая

1

25

розовая

2

20

голубая

3

16

красная

4

12

желтая

5

10

фиолетовая

б

9

черная

7

8

бордовая

8

7

синяя

9

5

10

4

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью»:

Палочки 3,6,9 образуют«синюю семью»: 

 Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». 

 

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка — это число, выраженное цветом и размером.

КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ОСВОЕНИЕ КОМПЛЕКТА

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦ

Дети строят лестницы разной высоты, что сопровождается анализом комплекта, изучением особенностей палочек. Так дети узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине (рис. 1,2,3,4).

Дети строят из палочек лестницы, располагая их на плоскости стола как в двухмерном пространстве, так и трехмерном. В этом случае выделяется длина, ширина и высота лесенки.

Наиболее простой по способу построения является лесенка 1. Взрослый предлагает ребенку взять белый кубик и положить его на стол, розовую палочку рядом с белым кубиком, справа от него и т.д. Затем построенная лесенка обыгрывается: по ней поднимается зайчик (используется очень маленькая

 

игрушка), зайчик считает ступеньки останавливается на третьей и т.д. (рис.1).

При построении лесенки 2 выбор палочек осуществляет тоже по цвету и длине. Ребенок осваивает умение строить лесенки, использовать их в игре, видеть и понимать последовательность движения по лестнице, что является основой для освоения последовательности чисел.

Лесенки 3 и 4 несколько сложнее. Их так же удобно анализировать как по горизонтали, так и по вертикали. Но способ построения несколько иной, используется большее количество мелких элементов — кубиков. Укладывать кубики следует слева направо, чтобы ребенок убеждался в том, что с каждым новым кубиком меняется порядковый номер ступеньки, называл их (рис. 3 и 4).

 

 

ОСВОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ДЛИНЕ, ВЫСОТЕ, МАССЕ, ОБЪЕМЫ.

Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) жел¬той. Найдите её! (Скажите какую)» Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. — Назови все палочки, которые короче синей, нодлиннеечерной.

Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы «да» или «нет».

Игровые задачи и упражнения смотрите в книге Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» СПб,«Детство-Пресс» 2004

СОСТАВЛЕНИЕ КОВРИКОВ

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания. Возможны различные варианты:

1.«Составить» ковер, как можно длиннее без какого либо условия (правила):

2. «Составить» ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета:

3. «Составить» ковер из палочек так, чтобы

каждая полоса состояла только из палочек

одного цвета и т.д.        .        

 

4. «Сплести» ковер заданного размера (например, из числа 9). Ковер считается законченным, если учтены все варианты состава числа 9: 

 

СОСТАВЛЕНИЕ РИСННКПВ

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре-упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: «Покажи палочку 3, какого она цвета?»

«Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»

Детям предлагается выложить числовую лесенку, отыскивая последовательно нужное число:

—        Найти палочку «1». Какого она цвета?

—        Затем палочку «2» (уточняется цвет и т.д.)

—        А теперь найдите «3». Какого цвета палочка 3? Положите голубую палочку 3. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик.

 

—        Сколько же ступенек в лесенке? Три.

—        Давайте проверим, не ошиблись л и мы?

А теперь считаем в обратном порядке: сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю ступеньку, он будет шагать по ступенькам вниз и считать. Считаем: «С третьей на вторую, со второй на первую, с первой на пол».

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число б, положили перед собой. Дети строят числовую лесенку относительно числа «б» (вверх и вниз).

Можно составить лесенку иначе. Например, воспитатель называет число «4», дети находят палочку и кладут ее выше числа «б», оставляя расстояние, т.к. между палочками, обозначаю¬щими число «4» и «б» должна быть еще одна палочка. Подобное упражнение следует периодически повторять.

Составление на плоскости или построение лесенки в двух направлениях (подъем и спуск) дает возможность разнообразить упражнения, а

 

ребенку проявить большую самостоятельность в организации игры (рис. 5).

Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к освоению отношений чисел. Их спрашивают: «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?» В случае затруднения предлагается задание на сравнение двух чисел, например, 4 и б, используя при этом палочку «1».

Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой «1», переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: «К одному прибавить один получится ..., к двум прибавить один получится ....ит.д.

ВАРИАНТЫ НПРАЖНЕНИЙ

Найти палочку «3»,уточнить цвети положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех «единиц» (белых кубиков). Найти одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.

—        Подумайте и скажите, какое число меньше трех на один?

—        Три без одного. Сколько остается?

—        Найдите палочку «два», какого она цвета? (розовая).

—        Положите ее под голубую палочку. Посмотрите и скажите, сколько палочек не хватает, чтобы получилось число «три»? (одной палочки, число «один»). Найдите в коробке палочку «один» и приложите ее к розовой палочке «два». К двум прибавил и-один и получилось ... — Как мы составили число три? (из двух и одного, из одного и двух).

Подобные упражнения проводятся несколько раз, после чего начинается освоение состава следующего числа.

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.

Упражнения разнообразятся. Вслед за практическим освоением состава числа, действий сложения и вычитания на цветных палочках, дети начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет).

Подвижные игры                                        

                                                        

Найди свой домик                                        

На полу в разных углах комнаты лежат два обруча. В одном        

обруче находится желтая палочка, в другом — оранжевая.        

У каждого ребенка одна палочка (желтая или оранжевая).        

Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они должны        

подбежать к обручу, в котором лежит палочка такого же цве-        

та, как у них в руках. Подходя к детям, воспитатель просит        

сказать, какого цвета палочка в обруче и почему они стоят        

возле него.                                                

                                                        

Вопросы                                                

                                                        

— Сколько оранжевых палочек? Сколько желтых?                

                                                        

— Какие палочки по длине одного цвета? (Дети сравнивают        

палочки.)                                                

                                                        

— Палочки какого цвета длиннее? Короче? Как узнать? (Дети        

сравнивают палочки.)                                        

                                                        

Педагог предлагает детям обменяться палочками. Игра пов-        

торяется. Со старшими детьми игру можно провести с большим        

количеством палочек. Правила игры те же.                        

                                                        

По порядку стройся                                        

                                                        

На столе лежат палочки разных цветов.                        

Воспитатель предлагает детям взять по одной палочке и        

построиться по порядку от самой короткой до самой длинной        

палочки.                                                

После выполнения задания просит ребят объяснить, почему        

они встали именно так.                                        

Вариант игры                                                

                                                        

На столе лежат палочки разных цветов и полоски такого же        

цвета и длины для работы на доске. Правила те же. Дети раскла-        

дывают полоски по порядку на магнитной доске.                

                                                        

Вопросы                                                

                                                        

— Полоска какого цвета самая длинная?                        

                                                        

— Между полосками каких цветов находится желтая полоска?        

                                                        

— Назовите цвет полоски, которая находится после голубой?        

                                                        

— Полоска какого цвета расположена после розовой полоски?        

                                                        

— Какое число обозначает черная полоска? Фиолетовая?        

                                                        

Найди цифру                                                

                                                        

На полу лежат обручи на небольшом расстоянии друг от дру-        

га, в них разложены цифры. В коробке лежат палочки разных        

цветов.                                                        

                                                        

Дети бегают под музыку. Как только музыка остановится,        

они берут по одной палочке и встают возле той цифры, которая        

соответствует цвету палочки. Возле каждой цифры стоят дети с        

палочками одного цвета.                                        

                                                        

Воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они        

стоят и почему?                                                

                                                        

Игру можно повторить, вернув палочки в коробку.                

                                                        

Найди пару                                                

                                                        

Дети строятся в две шеренги, друг против друга. У детей од-        

ной шеренги цифры. У детей другой шеренги — полоски разных        

цветов.                                                        

                                                        

По сигналу взрослого дети объединяются в пары — цвет палочки

соответствует цифре — и объясняют, почему они так встали. Затем

дети меняются цифрами и палочками. Игра повторяется.        

                                                        

Где больше?                                                

                                                        

Для игры понадобятся три обруча и набор палочек желтого,        

черного, фиолетового цветов.                                

                                                        

Воспитатель предлагает детям взять по одной палочке из на-        

бора и поместить в любой из обручей таким образом, чтобы в        

каждом обруче лежали палочки одного цвета.                        

                                                        

Дети сравнивают, в каком из обручей больше палочек, в каком        

меньше. Педагог предлагает детям сделать так, чтобы количество

палочек в обручах было одинаковым.                        

                                                        

Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну или        

несколько палочек из одного обруча. Открыв глаза, дети должны        

сказать, какие изменения произошли.                        

                                                        

Игра повторяется 2—3 раза.                                

                                                        

Угадай, какое число                                        

                                                        

На полу (земле) выложен шнуром круг.                        

                                                        

В игре принимает участие не более десяти детей. Дети становятся парами друг за другом за чертой круга. У ребят, стоящих спиной к воспитателю, на спине прикреплена цифра. По сигналу педагога все дети входят в круг и начинают прыгать на одной        ноге. Каждый игрок, у которого нет цифры, пытается угадать,        какая цифра спряталась на спине товарища.                        

Побеждают дети, разгадавшие тайну и отыскавшие соответствующую цифре палочку.                                        

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются пары        

детей, и вместо цифр им дают карточки с кружочками.                

Раз, два, три—розовая палочка, беги                        

                                                        

Дети встают в круг. У каждого ребенка в руках одна палочка.        

Дети бегают под музыку. Педагог говорит: «Раз, два, три — розовая

(например) палочка, в круг беги». Все дети, у которых палочка        

этого цвета, вбегают в круг. Показывая палочку всем, можно        

увидеть правильность выполнения задачи. Если ребенок ошибся,

ему предлагают выполнить какое-нибудь задание, например,        

прохлопать, протопать, присесть несколько раз (задания дают        

дети). Все дети возвращаются в круг, и игра продолжается.        

                                                        

                                                        

        4. Логические задачи:

Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй-на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?

Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?

Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?

Ворона и Поросенок купили новые ботинки и начали их надевать. Кто обуется быстрее? Почему?

                                                

                                                        

                                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...

тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей»

И   ИГРА– один из тех видов детской деятельности,  которые используются  взрослыми в целях воспитания   дошкольников, обучения их различным действиям с предмет...

Музыкально-дидактические игры – как средство развития познавательных способностей детей. Методическая разработка.

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей, они необходимы для формирования музыкальных способностей, помогают детям в доступной форм...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен  и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...